МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Музыкальная хоровая школа "Радуга"
Методическое сообщение на тему:
Двигательные дефекты игрового аппарата и их устранение
Выполнила: Шамаева Л.Ю.
Реутов
2019
Оглавление:
Введение …………………………………………………………….3
Основные дефекты игрового аппарата и способы их устранения 4
Заключение………………………………………………………......8
Список использованной литературы…………………………..…..9
Введение.
Недостатки в пианистическом аппарате часто бывают следствием его
неправильной организации. Но организовать пианистический аппарат раз и
навсегда невозможно. Новые произведения разных стилей ставят перед музыкантом новые технологические задачи, а это значит, что работа над аппаратом продолжается постоянно.
Однако есть базовые навыки, представляющие основу многих
пианистических умений и нуждающиеся в точном и прочном усвоении.
Дефекты в формировании этих навыков с течением времени входят в привычку, закрепляются в практической работе.
Следует помнить, что исправленные пианистические дефекты легко
восстанавливаются снова благодаря их автоматизированности. Поэтому
недостаточно лишь исправить дефект, необходимо следить за ним на протяжении времени, пока не станет очевидным, что он полностью
ликвидирован.
Освобождение игрового аппарата – одна из основных задач педагога,
который должен специально сосредоточиться на борьбе с чрезмерной
зажатостью мышц. Свобода аппарата – необходимое условие функционирования моторики учащегося-пианиста, обеспечивающее управляемость игры, гибкость, пластичность.
Цель устранения дефектов: грамотная постановка исполнительского аппарата музыканта. Способность музыканта анализировать двигательные процессы при игре на своём музыкальном инструменте - это основа успешного обучения и профессионального роста музыканта-исполнителя. Игнорирование же столь острого вопроса может привести к профзаболеванию игрового аппарата, к замедлению технического роста, а в худшем случае к невозможности продолжать обучение.
Основные дефекты игрового аппарата и способы их устранения.
На этапе первоначального периода обучения, зачастую даже при
тщательном проведении этой работы, в постановке рук появляются
различные двигательные дефекты. Иногда педагог слишком быстро
успокаивается на достигнутом и перестаёт обращать достаточно внимания
постановке рук и правильным движениям. Не всегда педагог может наладить
и самостоятельную работу, проводимую начинающим в домашних условиях,
когда ученик должен контролировать себя сам, как бы наблюдая свою игру
на инструменте со стороны. Бывает, что большая часть урока посвящается налаживанию работы над нотным текстом, а не над звучанием. Именно работа над звучанием вызывает потребность – усовершенствовать игровые движения ученика. Прежде всего, нужно углубить работу над качеством звучания (или возобновить ее), попутно исправляя и движения.
Исправление недостатков в пианистическом аппарате начинается с анализа причин их возникновения, их природы. К примеру, отсутствие самостоятельных движений пальцев порождает усиленную вибрацию запястья. При наличии данного недостатка следует уделить внимание активности, самостоятельности движений пальцев, их цепкости. Частые движения запястья исчезнут, как только начнут работать пальцы. При этом дефекте можно вернуться к простейшим начальным упражнениям «легато», играть короткие линии на одном движении руки.
Если же запястье расположено слишком высоко или низко, напряжено и фиксировано в одном положении, то необходимо использовать упражнения на вертикальные, горизонтальные и вращательные движения запястья. Например, для исправления этого дефекта нужно играть небыструю трель, и одновременно с игрой менять высоту запястья. Инертное («висящее») плечо может привести к слишком низкому положению запястья и возникновению еще одного дефекта. Этим дефектом может стать неустойчивость или «заваливание» 5-го пальца, которые можно ликвидировать путем отведения локтя в сторону от корпуса. Прежде всего, нужно заставить ученика сидеть дальше от инструмента, чем он привык. Это одно уже требует от плеча повышения активности. Кроме того, нужно играть упражнения на далекие скачки, переносы, передвижки. Попутно можно заметить, что «далекое» расстояние от клавиатуры и высоко поднятая голова создают впечатление звучания «из зала» и слышания себя «со стороны».
Еще один из дефектов - неустойчивость пальцев в пястнофаланговых суставах. Для его устранения полезно поддерживать ладонь играющей руки снизу указательным пальцем другой руки. Целесообразно также играть последовательность интервалов портаменто парами пальцев (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Нужно сконцентрировать внимание ученика на его ощущении опоры в центре ладони и создании «купола». Гольденвейзер считал приобретенное «проламывание» пальцев в суставах результатом перенапряжения, слишком большой нагрузки на слабые пальцы ребенка. «Совершенно неправильно стараться, чтобы у играющего сразу был полный звук, это – величайшая ошибка. Особенно опасно это по отношению к детям, которым свойственно играть слабым звуком, так же, как говорить детским голосом. Если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука у него от этого получится перенапряжение и пальцы начнут гнуться».
Надо учить ученика извлекать не «сильный» звук, а глубокий и певучий. В результате перенапряжения может проявиться еще один дефект - неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в концевых суставах. Правильное ощущение можно создать в подготовительном упражнении, когда рука ученика висит на краю крышки инструмента ил стола, зацепившись за неё ногтевой фалангой. Мышцы ногтевой фаланги в этом упражнении максимально сокращены при полной свободе вышележащих частей рук. Еще одно очень полезное подготовительное упражнение заключается в постановке поочередно подушечек пальцев на кончик карандаша (можно с мягким ластиком). В этом упражнении ребенок сконцентрирован на кончике пальца и видит его со стороны, ему легче контролировать свои ощущения. Для борьбы с «проламыванием» необходимо применять упражнение на скольжение. Один или два пальца в любой комбинации ставятся на стол или на клавиши в интервале секунды, терции или кварты и производится скольжение «от себя» или «к себе». При этом должна сохраняться неизменно правильная форма пальцев.
Помимо неустойчивости пальцев при игре на фортепиано может возникнуть излишняя напряженность пальцев, не участвующих в данный момент в игре. Иногда в игре начинающего пианиста можно наблюдать, как 5-й палец, не играющий в данный момент, напряженно приподнимается, торчит вверх или напряжённо сгибается в среднем и концевом суставах. Такое состояние пальца неизбежно отрицательно влияет на работу соседних пальцев. Для исправления этого дефекта руки, нужно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, стараясь при этом 5 палец держать близко к поверхности клавиш.
Недоразвитость движений пястной кости большого пальца также может привести к напряжённости и малоподвижности. Еще в подготовительных упражнениях необходимо развивать все части кисти, в том числе и первый палец. Например, упражнение «Колечко», в ходе которого нужно слегка прижимать подушечки 2-5 пальцев к первому, как бы прощупывая их, помогает развить гибкость большого пальца. Если данный дефект обнаружен на следующих этапах обучения, то можно предложить упражнение, которое развивает не только подвижность первого пальца, но и запястья в целом. В данном упражнении используется перекладывание 4-го пальца через 1-й. Большой палец находится на ноте «ре», а безымянный и указательный поочередно играют на соседних черных клавишах (на «до#» и «миb» соответственно).
Сковывать движения пианиста может непрерывная приподнятость плечевого пояса. В этом случае полезно играть несложные упражнения, то приподнимая, то опуская плечевой пояс. Этот дефект часто является следствием отсутствия опоры в пальцах. Необходимо также проверить высоту посадки ученика за инструментом, потому что чрезмерно низкое положение туловища может приводить к подниманию плеча.
Есть ещё важный момент, который педагоги ни в коем случае не должны упускать из виду. Дети растут - растёт рука, меняется конфигурация ладони, относительная длина ладони и пальцев. Особенно это заметно после каникул или длительных перерывов в занятиях. Каждый раз после таких перерывов надо внимательно посмотреть, не трудно ли ребёнку играть так, как он играл в прошлом году, и найти новое, более удобное положение руки. Это предотвратит опасную фиксацию, зажатость пальцев. Лучше всего не говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение.
Заключение.
Указанный перечень приёмов исправления дефектов постановке руки не является полным, исчерпывающим. Многие способы исправления дефектов постановки руки рождаются в процессе педагогической работы с начинающим на уроке и полностью связаны с индивидуальностью каждого маленького пианиста и его рук. При исправлении пианистических недостатков у детей младшего возраста можно применять игровые ситуации в упражнениях. В общении же с подростками лучше объяснить сущность пианистического дефекта и способ его устранения, т.е. расшифровать цель каждого упражнения. Сознательный подход учащегося к исправлению своих пианистических недостатков увеличит эффективность работы.
Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы научить ребёнка осознанно подходить к овладению базовыми техническими навыками, умению анализировать технические сложности, встречающиеся в работе инструменталиста на любом уровне обучения.
Моторная неловкость, которая нередко наблюдается в игре, чаще всего обусловлена неправильной посадкой, нарушениями осанки, требованием физически непосильного для ребёнка звукоизвлечения, ранним включением в работу всех групп мышц (особенно крупных). Целостное владение пианистическим аппаратом представляет сложнейший комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений, в зависимости от художественных задач. Однако базовые навыки всегда присутствуют в пианизме в виде категорий или типов технических движений.
В заключении следует сказать, что все вышеперечисленные способы исправления различных дефектов двигательного аппарата могут быть эффективны лишь при настойчивой и систематической работе учащегося и педагога над устранением данного недостатка.
Список использованной литературы
Абдуллина А.А. «Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано». – М., 2005г.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2003, 148с.
Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения. – Новосибирск, 2001, 44с.
Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков /А.А.Шмидт-Шкловская. – Л.: Музыка, 1985, 69с.
9