СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Движения Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - объяснить движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Просмотр содержимого документа
«"Движения Земли"»

Технологическая карта урока географии


Авторы, разработчики:


Учитель географии: Добычина Валентина Николаевна



Предмет

География


Класс

5 класс


Тип урока

Урок комплексного применения знаний.


Технология построения урока

технология критического мышления.


Тема

Движения Земли.


Цель

Объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.


Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания о видах движения Земли, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

Развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия

Осевое и орбитальное движение Земли. Северный полюс. Южный полюс. Високосный год.














Планируемый результат

Предметные умения















Личностные УУД:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.


Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.












Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:


Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная



Рабочая тетрадь, учебник, маршрутный лист


Технические средства обучения:

Компьютер, медиапроектор.







Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»).

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению.

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма.

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями.

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки.

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона.

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности.



Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию.


Личностные результаты:

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о видах движения Земли.

1. Ребята, мы начинаем урок, и я вам желаю новых географических открытий!

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:


Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут.
В речку смотрят удивлённо... (Слайд 1)


- О чём говорится в этом стихотворении?

- Почему в нём говорится, что Земля одна?

- Можем мы считать, что наша планета уникальна?

- Из каких природных оболочек состоит Земля?


2. А кто-нибудь из вас задумывался, что оказывает влияние на развитие природы Земли?


- Вы хотите узнать, что влияет на развитие природы Земли?

- Как мы это можем сделать?

- Хотите посмотреть на нашу планету из космоса? (Слайд 2)

- Что необычного вы увидели?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- А с какой целью мы полетим в космос?


3. Для того, чтобы тщательно исследовать Землю, мы полетим на двух космических кораблях. На борту каждого корабля будет по 10 человек. Выберите командира корабля, возьмите маршрутные листы с заданиями.


Команда «Земляне»


Ф.И. командира _______________________________

Ф.И. исследователя _______________________________


Используя текст в учебнике на стр.22-23 и дополнительную литературу заполните таблицу и сделайте выводы о том, что влияет на развитие природы Земли.

Вопросы

Ответы

1. Если мы посмотрим на нашу планету из космоса со стороны Полярной звезды, что мы увидим?

Земля вращается вокруг своей оси.

2. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

24 часа (сутки).

3. Что такое земная ось?

Воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара.

4. Как расположена ось по отношению к плоскости орбиты?

Наклонена. Угол составляет 66,5 .





5. Что такое Северный и Южный полюс? Почему Северный и Южный полюсы называют уникальными точками планеты?

Точки, где пересекается земная ось с поверхностью Земли.

Они не перемещаются при осевом вращении Земли.





6. Причина: Осевое вращение Земли.

Следствие: Смена дня и ночи.







Команда _ «Россияне»__


Ф.И. командира _______________________________

Ф.И. исследователя _______________________________


Используя знания темы «Мы во Вселенной» и учебник на

стр.22-23, заполните таблицу и сделайте выводы о том, что влияет на развитие природы Земли.

Вопросы

Ответы

1. Земля как и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Как называется этот путь? Как называется это движение?

Орбита. Орбитальное.

2. Какую форму имеет земная орбита?

Форму овала (эллипса).

3. За какое время земля совершает один виток по орбите?

За 365 суток и 6 часов.

4. Всегда ли Земля движется на одинаковом рас стоянии от Солнца?

Нет. То приближается к Солнцу, то удаляется от него.





5. Что такое високосный год?

Раз в четыре года, когда из оставшихся шести часов набираются дополнительные сутки, наступает високосный год.





6. Причина: Орбитальное вращение Земли.

Следствие: Смена сезонов года.






Заслушиваем 1 и 2 команды:

Какие вопросы вы изучали? Что выяснили?

На экран вывожу правильные ответы. (Слайд 3)

(если есть ошибки, отметьте их).

- Ребята, у кого эти вопросы вызвали затруднение?

- У кого много минусов?

- После того, как вы прослушали правильные ответы, вы увидели свои ошибки?

- Что вы узнали нового?

- Мы всё выяснили, мы решили нашу проблему?

- Мы можем возвращаться на Землю?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Игра на внимание»


Верное утверждение («да» – руки над головой + хлопок, а в случае неверного («нет» – руки вперёд.






Комментируют и объясняют, о чём говорится в этом стихотворении, почему в нём говорится, что Земля одна, в чём её уникальность.






Отвечают на вопросы.








Выдвигают гипотезы, отвечают на вопрос.



Отвечают на вопросы.









Делятся на две команды (заранее):

«Земляне» - будут изучать осевое движение;

«Россияне» - будут изучать орбитальное движение.











Работают с учебником, энциклопедией, справочником. Выбирают информацию для ответов на свои вопросы, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждой пары учащихся.

























Работают с учебником, энциклопедией, справочником. Выбирают информацию для ответов на свои вопросы, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.









(Читают полученные результаты методом инсерт).










Осмыс- ление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

– анализ объектов с целью выделения признаков,

- определение основной и второстепенной информации

- проводить синтез (восстановление целого из частей)

- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные результаты:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.


4. Ребята, как вы думаете, какое значение для жизни на Земле имеет воздух, вода и почва?


Проверяем ваши гипотезы (достаю листочки из корзины, зачитываю). Определяем, кто был прав.


Во время нашего полёта мы узнали много нового и интересно.

Хотите проверить свои знания?


Предлагаю выполнить задание № 8 на стр.12 в тренажёре.


5. Проведите взаимопроверку. Поставьте отметки.








Отвечают на вопросы о значение воздуха, воды и почвы для жизни на Земле








Меняются вариантами. Проверяют вариант соседа.






Итог

урока

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные результаты:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

6. - Наше путешествие помогло нам решить нашу проблему?

- Что мы сегодня открыли?

- Довольны ли вы собой?

- Кто из вас лучше работал?


Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

  • зеленый – Я работал отлично, мне всё понятно;

  • желтый – Я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось;

  • красный – Я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.


Завершить урок я хочу словами Антуана де Сент-Экзюпери:

Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля”, и пересесть из него просто некуда”.


Сдайте маршрутные листы и получите д/з.



Д/З п.6, задание в тренажёре № 5, 6,7.



Осуществляют само - и взаимооценку собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!