СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Форма, размеры и движения Земли».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.

Цель урока: Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях.

Задачи урока: 1.Рассмотреть особенности формы, размеров Земли, ее движе­ний.

Познакомить обучающихся с географическими следствиями движений Земли.

Раскрыть особенности соотношения радиусов Земли.

Сформировать представления о полюсах, экваторе, полуша­риях Земли.

Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Образовательные ресурсы: учебник География: Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., глобус, атласы, физическая карта полушарий, фотоматериал, видеофильм «Вращение Земли вокруг оси», видеоклип «Земля в иллюминаторе», демонстрационная компьютерная техника.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, практическая работа.

Основные понятия: эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, су­точное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движе­ние Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Форма, размеры и движения Земли».»

Технологическая карта урока «Форма, размеры и движения Земли».

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.

Цель урока: Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях.

Задачи урока: 1.Рассмотреть особенности формы, размеров Земли, ее движе­ний.

Познакомить обучающихся с географическими следствиями движений Земли.

Раскрыть особенности соотношения радиусов Земли.

Сформировать представления о полюсах, экваторе, полуша­риях Земли.

Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Образовательные ресурсы: учебник География: Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., глобус, атласы, физическая карта полушарий, фотоматериал, видеофильм «Вращение Земли вокруг оси», видеоклип «Земля в иллюминаторе», демонстрационная компьютерная техника.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, практическая работа.

Основные понятия: эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, су­точное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движе­ние Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

научатся

давать определение понятиям: полюс, экватор;

оценивать и анализировать объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия этих движений;

выявлять и знать размеры Земли;

выявлять и приводить примеры шарообразности Земли;

объяснять эволюцию знаний о форме Земли.

Познавательные.  Делать выводы об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Установить значимость изучаемой темы для человека в его повседневной жизни.

Регулятивные. Приобретение практических навыков работы с источниками географических знаний. Умение работать с измерительными приборами.

Коммуникативные.  Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, распределять роли, выбирать формы презентации результата работы.

осознание понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений;

сформированность умение управлять своей познавательной деятельностью.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1. Организационный момент.

Актуализация знаний.

Организует повторение д.з по слайдам презентации.

Выполняют тест

Выполнение теста в тетради самостоятельно, проверили друг у друга. Сверились с правильными ответами.

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.



Включает видеоклип «Земля в иллюминаторе».



Улыбаются, задумываются.

Посмотрели, как выглядит наша планета Земля из космоса?


3. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока


Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.


С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

Утром солнышко встаёт,

Спать ребятам не даёт!

-Ну-ка, детки, подымайтесь,

Умывайтесь, одевайтесь

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Дальше, дальше день бежит

К вечеру скорей спешит.

Ночью на небе - луна,

Очень строгая она,

Закрывайте дети очи.

Говорит: «Спокойной ночи!»

Значит, цель нашего урока – познакомиться с формой, размером и движением Земли.

4. Изучение нового («открытие новых знаний»)


Проблемный вопрос



4.1. Роль Исаака Ньютона в формировании представлений о ша­рообразности Земли.

Цель: объяснить учащимся вклад И.Ньютона в науку.




4.2. Размеры Земли: полярный и экваториальный радиусы.

Цель: организовать формирование понятия «Экваториальный радиус Земли» и «Полярный радиус Земли».








.









4.3.Движения Земля и их географические следствия.

Цель: сформировать знания о движении Земли.










4.4. Полюсы и экватор.

Цель: сформулировать вместе с учащимися понятия «полюса» и «экватор».










Организует формирование знаний о форме Земли.








Организует формирование знаний о радиусах Земли.
















Организует беседу с учащимися.















Организует беседу с использованием фотографий.











Записывают в тетради понятие «эллипсоид».







Записывают в тетрадь понятия «Экваториальный радиус» и «Полярный радиус» и зарисовывают схему.
















Слушают, рассуждают, записывают в тетради схемы.











Отвечают на вопросы учителя.

На слайде изображены фигуры – куб, овал, цилиндр, сплюснутый шар.

Какая фигура подходит для формы Земли?

Могла ли Земля иметь иную форму, нежели форму шара?



В XVII веке английский физик Исаак Ньютон с по­мощью сложных вычислений установил, что форма Земли действи­тельно близка к шарообразной. Однако правильным шаром наша пла­нета не является. Она слегка приплюснута у полюсов.

Такую форму называют эллипсоидом

Понятие геоид. Ролик «Истинная форма Земли».


Радиус Земли — это расстояние от её центра до поверхности.

Посколь­ку Земля приплюснута у полюсов, принято указывать два её радиуса: экваториальный и полярный.

Экваториальный радиус — это расстоя­ние от центра планеты до экватора.

Полярный радиус — это расстоя­ние от центра планеты до полюса.

Окружность земного шара, по экватору составляет 40 075 км.


Планета наша движется в пространстве. Она одно­временно совершает два движения.

Первое — движение Земли вокруг своей оси.

По-другому оно называется суточным или осевым. Земля вращается вокруг своей оси, поворачиваясь к Солнцу то одной, то дру­гой стороной. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа 56 минут 4 секунды, или за сутки. Суточное вращение задаёт ритм бодрствования и сна всем обитателям нашей планеты.

Второе — движение вокруг Солн­ца.

Показ рисунка «Движение Земли вокруг оси и Солнца».

Его ещё называют годовым или орбитальным.

Орбита Земли — это линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. Время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, называется годом.

Продолжительность года составляет 365 суток и ещё почти 6 часов. За четыре года эти дополнительные 6 часов складываются в ещё одни сутки. Именно поэтому каждые четыре года в самом коротком месяце года — феврале не 28, а 29 дней, а в году не 365 дней, а 366.

Такой год называется високосным.


Полюсами – называются точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось вращения Земли (эти точки пересечения его поверхности с осью вращения неподвижны).

На поверхности Земли есть всего две точки, которые не участвуют в осевом вращении — это полюсы, Северный и Южный.

Экватор – линия, находящаяся на одинаковом удалении от полюсов (делящая Земной шар пополам).

Экватор делит земной шар на два полушария — Северное и Южное

5. Закрепление полученных результатов.

Цель:

формирование представлений о движении Земли.



Организует проведение закрепления темы.






Выполняют задания, предложенные учителем.





1.Земля имеет форму

2.Точки пересечения Земли с воображаемой осью (полюса)

3.Самая большая окружность (экватор)

4. За 365 дней и 6 часов Земля совершает полный оборот (вокруг Солнца)

5. Следствием движения Земли вокруг своей оси является (смена дня и ночи)

6. Следствием движения Земли вокруг Солнца является (смена времен года)

7. Отметьте на карте северный и южный полюс, экватор.

8.Проведем опыт (с участием учащихся):

движение Земли вокруг Солнца;

движение Земли вокруг оси и обращение Луны вокруг Земли.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.



Организует фиксирование содержания урока.



Записывают на листочках свое мнение об уроке.


Раскрашивают одну часть круга


8. Домашнее задание.


Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.

§ 4, принести атлас.