Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Кучмина Н.В.МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"
Цели урока:
- Усвоить особенности постановки двоеточия в БСП; учиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП; повторить случаи постановки тире в БСП.
- Развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать.
Тире в БСП
Отношения
Проверка
противопост.
- [ ] - [ ]
- [время, условие] - [ ]
- [ ] – [вывод, следствие]
а, но, да (= но)
когда, если
так что, поэтому
Двоеточие в БСП
Отношения
Проверка
- [ ]:[причина]
- [ ]:[пояснение]
- [ ]:[дополнение]
потому что, так как, ибо
а именно
что (и увидел,
и услышал,
и почувствовал)
1. Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
2. Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
3. Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений.
4. Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает.
5. Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.
6. Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.
Ф.А.Васильев. После грозы.
Ключ
Вариант I
Вариант II
I – 2, 3, 6
I – 1, 3, 5, 7
II – 2
II – 4
III – 1, 3
III – 3, 4
IV – 1, 2, 3
IV – 1, 3, 4
Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер роняет росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
Рефлексия
- Я вспомнил…
- Я понял…
- Особенно интересно…
- Трудно…
- Нужно выучить…
Для чего нужно двоеточие?
Домашнее задание
- §216;
- по выбору: упр.189 или сочинение-рассуждение с использованием БСП (4-6 бессоюзных предложений) «Почему я люблю свой посёлок»
Спасибо
за урок!