Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; формировать личностную позицию учащихся; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, иллюстрация, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник.
Ход урока
I. Оргмомент.
Сообщение темы, целей урока.
– Ребята, урок мы начнём со слов, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
Омар Хайям
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.
– Что означает это слово? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему).
– Подберите и запишите синонимы к этому слову. (Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание).
IΙ. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка.
– Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой. (Бессоюзное).
– Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы.
Буквенный диктант.
1. бе…ценный, и..чезать, бе..граничный
2. Бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть
3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать
Взаимопроверка.
2. Работа со “слепой схемой”.


– Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
– Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
– Какие знаки препинания разделяют части БСП? (,;:-)
3. Повторение темы «Постановка двоеточия в простом предложении».
Петр Александрович Плетнев писал: « Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта…Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром.»
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
Объясняется употребление двоеточия. Делается вывод, когда ставится двоеточие в простом предложении. Чертятся схемы:
ΙΙΙ. Реализация темы урока.
Мы только что повторили правила постановки двоеточия в простом предложении. Сегодня мы с вами познакомимся с постановкой двоеточия в БСП.
С чего начать «открытие нового знания?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю проанализировать предложения и выявить, какие смысловые отношения присутствуют между частями данных вам сложных предложений.
-Создайте общую схему для этих предложений.
Печален я, так как со мною друга нет. (причины) (потому что, так как)
Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнения). (что; и увидел,что; и услышал,что…, и почувствовал, что)
Странный случай произошёл с другом, то есть в дороге совершенно поиздержался. (пояснение) (а именно, то есть)
Донесите до слушателя информацию, содержащуюся в предложении, другим способом, измените предложения, перестроив в БСП. Что вы заметили. Значит какой можно сделать вывод.
Печален я, так как со мною друга нет. | Печален я: со мною друга нет. | Вторе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом. |
Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. | Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.. | Второе предложение дополняет первое. |
Странный случай произошёл с другом, то есть в дороге совершенно поиздержался. | Странный случай произошёл с другом: в дороге совершенно поиздержался. | Второе предложение поясняет содержание первого. |
Схема правила:
Двоеточие в БСП
[ ]:[причина] потому что, так как
[ ]:[пояснение] а именно
[ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал)
Чтение теоретического материала по учебнику.
ΙV. Первичное закрепление полученных знаний.
Творческая работа
Составьте из двух простых предложений сначала СПП с придаточными причины или изъяснительным, потом БСП. Запишите составленные вами предложения, расставляя знаки препинания.
Вы не забыватйте. Честность является одним из лучших качеств человека. (дополнение)
Мне стало совестно перед другом. Я не мог закончить начатой речи. (причина)
Страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил своего товарища погибшим. (пояснение)
Работа по карточке. Проанализируйте предложения. Объясните постановку двоеточия. Начертите схемы.
Мы знаем: главное предназначение человека-оставлять свой добрый след на земле. (дополнение)
Я доверяю любящим: они великодушны. (причина)
Генрих Гейне сказал: «Доброта всегда одержит верх над красотой. (пр.речь)
Солнце светит одинаково всем: и человеку, и дереву, и животному.
Схематический диктант. Узнай тип педложения и начерти схему.
Альфред Теннисон сказал: «Дороже всех титулов доброе сердце».
Можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (дополняет)
Доброта-это так просто: всегда жить ради других и никогда не стремиться только к личной выгоде. (пояснение)
Доброту свою дарю всем: друзьям, родителям, городу, стране. (обобщ. слово при однородных чл предл.)
Добрые деяния никогда не следует откладвать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)
Физминутка
Выписать из упр. 297 БСП, в которых: 1 вариант - во 2 предл. содержится причина, 2 вариант – во 2 предл. содержится дополнение.
Тестовая работа с последующей самопроверкой. Готовимся к ГИА
А) Какие утверждения верны:
Двоеточие между частями БСП ставится:
Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;
Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;
Если вторая часть поясняет содержание первой части;
Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части. (ответ 3, 4)
Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.
Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части. (ответ 3)
В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
V. Итог урока
- При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?
-Какие союзы можно поставить между частями БСП?
Вернёмся к эпиграфу нашего урока
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
Из скольких предложений состоит это высказывание. Охарактеризуйте их. Объясните постановку двоеточия.
VΙ. Оценка результатов
Критерии | Оценка |
1. Знаю условия постановки двоеточия в простом предложении. | |
2. Знаю условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении | |
3. Умею определять смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении: причины, дополнения, пояснения. | |
4. Умею находить в тексте бессоюзное сложное предложение | |
5. Умею составлять схемы бессоюзного сложного предложения | |
«Знаю», «умею» - 1 балл,
«нет», «не уверен» - 0 баллов.
VΙΙ. Д/З § 22 упр. 29
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (карточка к уроку)
1. Заполните пропуски в схеме



2. Эпиграф к уроку:
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
3. Произведите морфемный разбор слова «бессоюзное»
4. Буквенный диктант. Готовимся к ГИА.
1. бе…ценный, и..чезать, бе..граничный
2. Бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть
3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать
5. Двоеточие в простом предложении.
Петр Александрович Плетнев писал: « Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта…Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром.»
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
6. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:

Схема | Можно подставить |
1.[ ] : [причина] | потому что, так как |
2.[ ] : [пояснение] | а именно |
3.[ ] : [дополнение] | что и увидел, что и услышал, что… |
«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно».
7. Творческая работа
Составьте из двух простых предложений сначала СПП с придаточными причины или изъяснительным, потом БСП. Запишите составленные вами предложения, расставляя знаки препинания.
Вы не забывайте. Честность является одним из лучших качеств человека.
Мне стало совестно перед другом. Я не мог закончить начатой речи.
Страшная мысль мелькнула в уме моём. Я вообразил своего товарища погибшим.
8. Анализ предложений
Мы знаем: главное предназначение человека-оставлять свой добрый след на земле.
Я доверяю любящим: они великодушны.
Генрих Гейне сказал: «Доброта всегда одержит верх над красотой.
Солнце светит одинаково всем: и человеку, и дереву, и животному.
9. Тестовая работа. Готовимся к ГИА.
А) Какие утверждения верны:
Двоеточие между частями БСП ставится:
Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;
Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;
Если вторая часть поясняет содержание первой части;
Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части.
Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.
Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.
В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ]
(знаки препинания не проставлены):
а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
Критерии | Оценка |
1. Знаю условия постановки запятой в простом предложении | |
2. Знаю условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении | |
3. Умею определять смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении: причины, дополнения, пояснения. | |
4. Умею находить в тексте бессоюзное сложное предложение | |
5. Умею составлять схемы бессоюзного сложного предложения | |
«Знаю», «умею» - 1 балл,
«нет», «не уверен» - 0 баллов.
9. Домашнее задание