Урок 3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Планируемые образовательные результаты:
предметные – навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
метапредметные – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;
личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;
2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;
3) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;
4) знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
система счисления;
цифра;
алфавит;
позиционная система счисления;
основание;
развѐрнутая форма записи числа;
свѐрнутая форма записи числа;
двоичная система счисления;
двоичная арифметика.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
презентация «Системы счисления» из электронного приложения к учебнику;
ресурсы федеральных образовательных порталов:
1) контрольный модуль «Понятие о системах счисления»
(fcior.edu.ru);
2) анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему
счисления» (sc.edu.ru);
3) анимация «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных
чисел» (sc.edu.ru);
4) анимация «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных
чисел» (sc.edu.ru);
5) анимация «Умножение и деление двоичных чисел» (sc.edu.ru);
6) виртуальная лаборатория «Цифровые весы» (sc.edu.ru);
7) анимация «Арифметические операции в позиционных системах
счисления» (sc.edu.ru).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по вопросам 1–4 к §1.1;
2) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении
домашнего задания;
4) заслушивание нескольких сообщений о системах счисления.
После проверки домашнего задания можно предложить ученикам в течение 5–7 минут самостоятельно выполнить № 17 или же предложить им поработать с контрольным модулем «Понятие о системах счисления».
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Системы счисления». Можно использовать анимации, причем не только во фронтальном режиме, но и для организации индивидуальной работы учащихся. В процессе изложения материала рекомендуется начать выполнение заданий № 20, 22, 23, 24, 29 и 30 в РТ.
Ответы и решения к заданиям в РТ.
№ 17. Если соединить точки 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-7-11-12-13-14-11-15-
16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-1, то получится рисунок:
№ 20.
A10 Вычисления A2
74
74 37 18 9 4 2 1
1001010
0 1 0 1 0 0
121
121 60 30 15 7 3 1
1111001
1 0 0 1 1 1
2014
2014 1007 503 251 125 62 31 15 7 3 1
11111011110
0 1 1 1 1 0 1 1 1 1
9
№ 21.
Десятичное число 64 32 16 8 4 2 1 Двоичное число
29 11101
37 100101
45 101101
99 1100011
124 1111100
№ 22.
Десятичный код Двоичный код
239 1 1 1 0 1 1 1 1
169 1 0 1 0 1 0 0 1
173 1 0 1 0 1 1 0 1
182 1 0 1 1 0 1 1 0
218 1 1 0 1 1 0 1 0
171 1 0 1 0 1 0 1 1
169 1 0 1 0 1 0 0 1
239 1 1 1 0 1 1 1 1
№ 23.
Число 57 57 28 14 7 3 1
Ответ 4 1 0 0 1 1
Число 63 63 31 15 7 3 1
Ответ 6 1 1 1 1 1
Число 87 87 43 21 10 5 2 1
Ответ 5 1 1 1 0 1 0
Число 90 90 45 22 11 5 2 1
Ответ 4 0 1 0 1 1 0
Число 127 127 63 31 15 7 3 1
Ответ 7 1 1 1 1 1 1
№ 24.
Число 32 32 16 8 4 2 1
Ответ 5 0 0 0 0 0
Число 53 53 26 13 6 3 1
Ответ 2 1 0 1 0 1
Число 80 80 40 20 10 5 2 1
Ответ 5 0 0 0 0 1 0
10
Число 96 96 48 24 12 6 3 1
Ответ 5 0 0 0 0 0 1
Число 128 128 64 32 16 8 4 2 1
Ответ 7 0 0 0 0 0 0 0
№ 29. 101010+1110 = 111000, 42 + 14 = 56;
1010 + 1111 = 11001, 10 + 15 = 25;
1001 + 1011 = 10100, 9 + 11 = 20.
№ 30. 1011 11 = 100001, 11 3 = 33;
1001 101 = 101101, 9 5 = 45;
1011 111 = 1001101, 11 7 = 77.
Домашнее задание. §1.1 (п.2, 6), вопросы и задания 11, 19 к
параграфу; закончить решение № 20, 22, 23, 24, 29 и 30 в РТ.
Дополнительное задание: с помощью виртуальной лаборатории
«Цифровые весы» самостоятельно изучить метод разностей и выполнить
№ 21 в РТ.