СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан на закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; на подробное ознакомление с двоичной системой счисления, ознакомление с математическими операциями над двоичными числами.

Просмотр содержимого документа
««Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»»

5



Тема: «Двоичная система счисления. Двоичная арифметика»

Тип: комбинированный урок (лекция, мультимедиа, практикум, самостоятельная работа).

Межпредметные связи: математика, история, обществоведение.

Цели и задачи:

  1. Образовательная: закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; подробное ознакомление с двоичной системой счисления, ознакомление с математическими операциями над двоичными числами.

  2. Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе XXIвека.

  3. Развивающая: Активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления. Расширение кругозора учеников, как в области компьютерных наук, так и в остальных сферах человеческих знаний.

Средства обучения: проектор, персональный компьютер, раздаточные материалы (опорные конспекты),

Мультимедиа-контент: урок-презентация «Урок 2.Двоичная система счисления» из видеокурса «Информатика. 9 класс. Язык программирования Паскаль», «Урок 3.Двоичная арифметика» из видеокурса «Информатика. 9 класс. Язык программирования Паскаль».

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута.

  2. Актуализация знаний – 4 минуты.

  3. Выступление докладчика – 10 минут.

  4. Объяснение нового материала – 7 минут.

  5. Закрепление материала – 5 минут.

  6. Самостоятельная работа– 13 минут.

  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 4 минуты.

  8. Домашнее задание, прощание с учениками – 1 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 минута)



Взаимное приветствие. Объявление темы урока. Перед учащимися ставятся задачи: научиться оперировать с числами из различных системам счисления (прежде всего с двоичной);. Раздача опорных конспектов урока.



  1. Актуализация знаний (4 минуты)



Фронтальный опрос по материалу прошлого урока:

  • Какие бывают системы счисления?

  • Какуюсистему счисления использовали: доисторические люди? В Вавилонском царстве? В Киевской Руси? в Средневековой Европе?

  • Какую систему счисления используют: современные люди? компьютеры?



  1. Объяснение нового материала (7 минут).



Демонстрация видео-урока «Урок 2. Двоичная система счисления» на проекторе, демонстрация видео-урока «Урок 3. Двоичная арифметика» на проекторе.



  1. Закрепление материала (5 минут)



Ответы на вопросы учеников по видео-уроку.

Фронтальный опрос по новому материалу:

  • Объяснить алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную.

  • Объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

  • Объяснить алгоритм перевода чисел из любой позиционной системы в десятичную.

  • Объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в любую другую позиционную

  • Что такое позиционные системы счисления?

  • Чем отличается сложение/умножение в 10-ной системе счисления от сложения в 2-ной?

  • Чем отличается сложение/умножение в 10-й системе счисления от любой другой?

  • Что проще сложить/умножить два двоичных числа сразу или сначала двоичные числа перевести в десятичные, а потом производить арифметические действия? Почему?



  1. Самостоятельная работа (13 минут).



Задание:

Перевести числа из 2-й системы в 10-ю:

1011100110 =742; 1101100110=870; 1101100000001=6913;

Перевести числа из 10-й системы в 2-ю:

215=11010111; 38=100110; 110=1101110;

Произвести над двоичными числами операции сложения и умножения:

100101 + 1100111100 = 1101100001

110100110001001 + 110110101010011 = 1101011011011100

101 * 101 = 11001

1111111 * 100 = 111111100

Для проверки перевести исходные числа и результаты в десятичную систему.



Параллельно с работой учеников– проверка в тетрадях план-конспектов прошлого урока, перенесённые из раздаточных опорных конспектов программ. Отдельная оценка не ставится, но наличие/отсутствие и качество конспектов влияет на итоговую оценку ученика на уроке (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).





Дополнительная задача для учеников, справившимся с основным заданием:



Произвести операции деления/вычитания над двоичными числами. Алгоритм найти самостоятельно (по аналогии с десятичной системой счисления).

101101110 – 110011 = ?

1111001111 – 11011100 = ?

1010 / 10 = ?

1100 / 11 = ?



  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 4 минуты.



Окончательная приёмка выполненного основного задания. Выставление и объявление оценок по итогам урока.Методические рекомендации отдельным ученикам по более глубокому пониманию материала.



  1. Домашнее задание – 1 минута.



Задание на дом:



На основании опорных план-конспектов, выполненной самостоятельной работы– составить подробный конспект сегодняшнего урока в своей тетради.



Прощание с учениками до следующего занятия.







Самостоятельная работа

Перевести числа из 2-й системы в 10-ю:

1011100110; 1101100110; 1101100000001;

Перевести числа из 10-й системы в 2-ю:

215; 38; 110;

Произвести над двоичными числами операции сложения и умножения:

100101 + 1100111100 = ?

110100110001001 + 110110101010011 = ?

101 * 101 = ?

1111111 * 100 = ?

Для проверки перевести исходные числа и результаты в десятичную систему.



























Самостоятельная работа

Перевести числа из 2-й системы в 10-ю:

1011100110; 1101100110; 1101100000001;

Перевести числа из 10-й системы в 2-ю:

215; 38; 110;

Произвести над двоичными числами операции сложения и умножения:

100101 + 1100111100 = ?

110100110001001 + 110110101010011 = ?

101 * 101 = ?

1111111 * 100 = ?

Для проверки перевести исходные числа и результаты в десятичную систему.



























Самостоятельная работа

Перевести числа из 2-й системы в 10-ю:

1011100110; 1101100110; 1101100000001;

Перевести числа из 10-й системы в 2-ю:

215; 38; 110;

Произвести над двоичными числами операции сложения и умножения:

100101 + 1100111100 = ?

110100110001001 + 110110101010011 = ?

101 * 101 = ?

1111111 * 100 = ?

Для проверки перевести исходные числа и результаты в десятичную систему.