II.Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала. | 2 | -А начнём мы урок с небольшой разминки, которая покажет, насколько хорошо вы усвоили основной материал предыдущих уроков. И сделаем мы с вами это ч/з игру «Веришь - не веришь" (Слайд №2) - За окном прекрасное время года - осень... -На мой взгляд, осень- волшебная птица, которая прилетает к нам раз в году, наводит сказочную красоту и затем у летает, уничтожив все созданное своими же руками. Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов. (Репродукции картин А любители поэзии прочтут нам произведения об осени: (Слайды № 3-5). - Из этих текстов, ребята, давайте выберем и назовём словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтами красочные пейзажи. Известный культуролог- пушкинист Ю.М.Лотман говорил: (Слайд №6) “Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты… относятся к золотому фонду национального языка”. - Скажите, а во всех ли стилях речи употребляются художественные определения? - Как вы думаете, ребята, о каком второстепенном члене предложения мы с вами будем говорить сегодня на уроке? | 1.Вспоминают ранее изученный материал. 2.Принимают активное участие в игре, делают выводы. 3.Цитируют стих. строки из произведений известных поэтов 4.Находят эпитеты. | Фронтальная работа. Участвуют в игре, отвечают на вопросы учителя | Личностные: понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной деятельности. |
III. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.. Постановка цели и задач урока | 2 | -Правильно. А теперь давайте запишем число и тему урока: (Слайд №7) Эпиграф «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»,- китайская мудрость. (Слайд №8) Цели урока: 1.Расширить свои знания о способах выраж. Определений. 2.Углубить свои знания о способах связи определения с определяемым словом. 3. Узнать о видах определений, научиться различать согласованные и несогласованные определения. 4. Научиться уместно использовать определения в своей речи, потому что они делают речь понятной, красочной, выразительной. (Слайд №9) -Посмотрите, дети, пожалуйста, на предложения, они есть у вас на партах, прочтите вслух: - Назовите определения, которые вам в них встретились: -Ребята, давайте сделаем вывод: так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте? -Откроем учебники на с.80 и изучим статью об определении.(Чтение вслух) (Слайд №10) | Определение темы урока, формулировка цели и основных понятий. 1.Ученики делают записи в рабочих тетрадях. 2.Находят определения, делают вывод о их значении в речи. 3.Анализируют материал, предложенный в учебнике и таблице, находят новые факты об определении, дополняют таблицу. | Фронтальная работа | Регулятивные: целеполагание; коммуникативныепланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: самостоятельное выделение-формулирование проблемы. |
IV.Объясне - ние нового материала. | 2 | -Мы с вами вспомнили то, что знали об определении раньше. А сегодня мы расширим свои знания об определении. -Ребята, запишите, пожалуйста, предложение: (Слайд №11) На дереве напротив одиноко качался последний листик осени. Задания: 1.Выполните синтаксический разбор предложения. 2.Найдите определения, определите способ их выражения. 3. Определите способ связи определений с определяемым словом. -Откройте теоретический материал учебника на стр. 82. Изучите его индивидуально. Подумайте, так какой главный принцип лежит в основе разграничения видов определений (способ подчинительной связи между определением и определяемым словом) | На основе ранее полученных знаний выполняют письменную работу, анализируют, оценивают результат. Работают со словосочетаниями, сравнивают их. Приходят к выводу, что в них есть определения, но они различаются способами связи. Знакомятся с терминами: согласованные и несогласованные определения. Читают правило в учебнике на с. 82, сравнивают его с выводами, сделанными в процессе групповой работы. | Фронтальная работа Индивидуаль- ная работа | Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Осуществлять познавательную рефлексию |
V. Первичная проверка понимания. | 1 | Беседа по вопросам: 1.Какое знач. имеет определение? 2. Назовите вопросы, на которые отвечает определение. 3. Как подчеркивается определение в предложении? 4. Назовите способы выражения определений. 5.Расскажите о способах связи определения с определяемым словом: -Ребята, какие виды подчинительной связи могут быть между определен. и определяем. сл.? | Отвечают на вопросы, делают вывод. | Фронтальная работа | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
VI. Первичное закрепление изученного. VII. Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке VШ. Домашнее задание IX.Выставле-ние оценок X.Рефлексия (подведение итогов). Заключительное слово учителя. | 20 10 | -А теперь, ребята, давайте потренируемся и обратимся к тексту: (Слайд №14) 1.Я любуюсь нарядным осенним лесом 2.На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркими пятнами красно( желтые) клены и осины. 3.Медленно кружась в воздухе падают с берез невесомые золотые листья. 4.Опавшая листва напоминает цветной ковер.5.Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы. 6.Хорошо в осеннем лесу! Задание: Определить: 1.Тему, тип, стиль речи. 2.Как бы вы озаглавили текст? 3.Вставить и объяснить пропущенные орфограммы и пунктограммы. 4. Найти в тексте опр. и сказать, какой частью речи они выражены. - А сейчас, дети, поработаем в группах. Т.к. мы сейчас изучаем синтаксис, то и задания выполним по синтаксису. ( 1- гр.- замените словосоч. « лесные цветы», построенное на основе согласования, синонимич. словосоч. со связью управление.) ( 2 гр. Выпишите грамматическую основу предложения №5) (3 гр.- Среди предлож. 2-4 найдите предл. с обособ. обстоят. Напишите номер предложения). - Молодцы, ребята. Хорошо справились. 1). Работа с учебником. Упр.137 на стр.84 - устно 2).Составление кластера (Слайд №15) П. 25, Упр.135 на стр.83. (Слайд №16) -Итак, ребята, наступил самый важный для вас момент урока - выставление оценок: за очень активную работу на уроке; за хорошую работу на уроке; за посильную работу на уроке. - Что нового об определении вы узнали сегодня на уроке? -Какие определения называются согласованными? -Какие определения называются несогласованными? Молодцы! Материал сегодняшнего урока вы усвоили хорошо. -Вот и подошел к концу очередной урок русского языка. Мне было очень интересно работать с вами. На этой эмоциональной ноте я хотела бы сейчас, ребята, вместе с вами попрощаться с осенью, которая собирается уже в дорогу. Чудесная, теплая, сухая, с ясными солнечными днями и великолепными пейзажами - именно такой она была в этом году и именно такой она нам запомнится. Все: "До свиданья, осень!" (Слайд №17) - А вам понравился урок? Теперь пусть каждый из вас возьмёт по одному осеннему листику и украсит дерево, выразив своё настроение. -Спасибо за урок. (Слайд №18) | Записывают текст, расставляют в предложениях знаки препинания, вставляют пропущенные орфограммы, определяют его стиль и тип. Находят в тексте определения и определяют, какой частью речи они выражены. 1.Выполняют устно упр., закрепляют правило на практике. 2.Составляют таблицу( кластер) Записывают в дневники задание. Подводят итог урока, соотносят цели и результаты своей деятельности. Прощаются с осенью, под музыку создают осеннее дерево, приклеивая к его стволу разноцветные листья. | Фронтальная работа Работа в группах Коллективная работа с тео- ретическим и практическим материалом учебника. Индивидуальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; строят логическую цепь рассуждений. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Личностные УУД: внимание, самоконтроль, ответственность. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы Коммуникатив-ные: уметь выражать свои мысли; Оценивать качества своей и общеучебной деятельности. |