Дыхание и чтение
Презентацию подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ-СОШ №148 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбурга
Учимся управлять дыханием.
Гасим свечи на торте
Тушим каждую свечу
Жужжим длинно
Жужжим коротко
Учимся управлять дыханием.
Выпускаем воздух из мячика
Выпускаем воздух из шариков
Читаем и дышим.
(вдох)
Заваривши кашу, /
( выдох, вдох)
( выдох)
масла не жалеют.
(вдох)
( выдох, вдох)
Начав дело, /
не останавливаются.
Читаем и дышим.
(вдох)
На дворе трава, /
( выдох, вдох)
( выдох)
На траве дрова.
(вдох)
( выдох, вдох)
Не руби дрова /
На траве двора.
Звучание голоса (ТЕМБР).
Особое звучание, окраска голоса называется
ТЕМБР.
Слушаем ТЕМБР своего голоса.
Отчего вы, волки, всегда злы и жадны?
Будь любезен, принеси мне книгу завтра.
Полно, степь моя, спать беспробудно!
Повышение и понижение голоса.
Голос может повышаться и понижаться.
КОГДА?
Голос может звучать спокойно, на одном уровне.
Голос звучит ровно.
Голос повышается.
Голос понижается.
Повышение и понижение голоса.
Проследи за своим голосом. Прочитай правильно.
Козлик сказал:
Серенький козлик
Ходил и грустил.
Нет, я не сильный,
Серого ослика
Я – некрасивый.
Козлик спросил:
- Ослик сказал:
- Козлик, чудак!
Тебе хорошо?
Я полюбил тебя
- Конечно!
Просто так!
Если ты сильный,
Если – красивый,
Значит, любимый,
Значит, счастливый.
Дикция.
Отчётливое, ясно произношение звуков и слов называется
ДИКЦИЯ.
Читаем чётко, с хорошей дикцией.
Груши между листьями блестели;
Листья между грушами шумели;
И о чём листья шептали грушам,
Даже груши слушать не хотели.
Кража! Караул!
Грабёж! Пропажа!
Вор подкрался утром рано,
Грош украл он из кармана.
Читаем сперва медленно, с паузами, потом быстро, на одном дыхании, но чётко, без ошибок.
Осип охрип, / а Архип осип.
Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.
Сыворотка из-под простокваши.
Произносим чётко, «играя на барабане».
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бой.
Выражаем чувства голосом.
Мяукаем ласково: мяу, мяу, мяу
Мяукаем жалобно:
мяу, мяу, мяу
Мяукаем зло:
мяу, мяу, мяу
Выражаем чувства голосом.
Зовём цыплят ласково: цып, цып, цып, цып
Зовём цыплят с досадой: цып, цып, цып, цып
Выражаем чувства голосом. Читаем выразительно.
Сказала тётя:
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А ответил:
- Во, футбол!
Развиваем дикцию.
И
И
И
И
И
И
И
И
И
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
ы
Иу
Иу
Иу
Иу
Иу
Иу
Иу
Иу
Иу
Уи
Уи
Уи
Уи
Уи
Уи
Уи
Ио
Ио
Ио
Ио
Ио
Ио
Ио
Иа
Иа
Иа
Иа
Иа
Иа
Иа
Иа
Иа
Развиваем дикцию – играем на трубе.
АО-АО-АО-АО
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ
У-А-О, А-О-У, О-А-У.
Использованные источники
- Оморокова М.И. «Учусь читать выразительно», тетрадь-пособие, Вентана-Граф, 2011.