СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхание растений. Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дыхание растений. Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Название ОУ

ГБОУ гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга

Учитель

Корнева Екатерина Сергеевна

Предмет

биология

УМК:Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология 5-6 классы. Учебник по биологии для общеобразовательных организаций под ред. Пасечника В.В. “Линия жизни”, М.: “Просвещение”, 2019 г.


Класс

6-2

Тип урока

Изучение новой темы, комбинированный

Технологии урока

Информационно-коммуникативные, Индивидуальная работа и работа в парах

Тема

Дыхание растений

Цель

Достижение учащимися результатов:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процесса дыхания, учатся определять значение дыхания в жизни организмов; узнают о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений; определяют взаимосвязь процессов обмена веществ дыхания и фотосинтеза.

Метапредметные: учащиеся учатся наблюдать за простыми биологическими экспериментами по изучению процессов жизнедеятельности растений. Учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов. Учатся работать с различными источниками информации.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности растений. Осознание необходимости бережного отношения к растениям.

__



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

1

Организационный.

10 мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

Задает вопросы: 1.Что мы изучали на прошлом уроке? 2.Что такое фотосинтез? 3. Всегда ли в растениях происходит фотосинтез?

4. Какие вещества необходимы для протекания фотосинтеза?

5. Какие вещества образуются в результате его прохождения? 6. Во всех ли клетках растений происходит фотосинтез?

Слайд 1-5


Приветствие учителя. Проверка своей готовности к уроку.

Отвечают на вопросы устно:

  1. Фотосинтез

  2. Фотосинтез-процесс образования сложных органических веществ из неорганических на свету с участием хлорофилла.

  3. Нет, только на свету и с участием хлорофилла.

  4. Вода, углекислый газ, хлорофилл.

  5. Углеводы (глюкоза, сахар, крахмал)

  6. В живых клетках содержащих хлорофилл.

Регулятивные: осуществление контроля своей деятельности. Устный опрос учащихся:

Умение отвечать на вопросы. Формулировать свою точку зрения. Уметь оценивать работу своего товарища по критериям.

2

Актуализация изученного

3 минут

Джозеф Пристли в 1771 году провёл следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было - там мышь погибла.

Слайд 6

Анализируют опыт Д. Пристли.


Учатся наблюдать за простыми биологическими экспериментами по изучению процессов жизнедеятельности растений. Учатся, анализировать и объяснять результаты опытов.

3

Мотивирующее введение в тему

2 минуты

Просит прокомментировать ситуацию, выявить тему - Как вы думаете, почему погибла мышь?

- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

- Почему мышь не погибла там, где было растение?


Рассматривают ситуацию, выявляют проблему, формулируют тему урока: “Дыхание растений” Слайд 7

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока

Личностные результаты: осознание ответственности за формулировки.

4

Формулирование целей и задач урока

5 минуты

Просит сформулировать цели и задачи урока

Цель урока: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ. Слайд 8,9

Формулируют тему и задачи урока, сопоставляют формулировки с темой урока, выделяют ключевые вопросы: Что такое дыхание?

  • В каких органах растения происходит дыхание?

  • В какое время суток происходит дыхание у растений?

  • Роль дыхания для процессов жизнедеятельности растений?

  • В чем отличие процессов дыхания и фотосинтеза?


Регулятивные: самостоятельно формулируют ключевые вопросы и задачи урока

5

Изучение и систематизация изучаемого материала

15 минут

Работа по теме урока


1.Почему без дыхания организм не может прожить и 5 минут? Слайд 10




2.Как вы уже знаете, все живые организмы, в том числе и растения, дышат. Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они её получают в процессе дыхания.

3. В результате какого процесса растение получает органические вещества?


4. Какие органы растения осуществляют дыхание и при каких особых условиях? Слайд 13. Учитель демонстрирует опыт с различными частями растения Слайд 14,15 Возьмём три прозрачные ёмкости. В одну из них поместим 30 — 40 набухших, прорастающих семян гороха. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Во вторую ёмкость положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2 — 3 дня подержать в воде. В третью ёмкость поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем ёмкости и поставим в тёмное тёплое место. На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в них. Для этого опустим в каждую из них горящую лучинку. Лучинки гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение.

5. Слайд 16. При дыхании они поглощают из окружающей среды кислород и выделяют углекислый газ. Специальных дыхательных органов у растений нет. У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклетники), из которых кислород поступает в клетки. Дыхание во всех органах растения происходит непрерывно. Если дыхание прекращается, растение гибнет.

6.Учитель демонстрирует опыт: Слайд 19. Проведём опыт. В две стакана с водой поместим растения. Нальём во второй стакан масло, которое покроет всю поверхность воды плёнкой. Спустя некоторое время растение во втором стакане погибнет

По ходу изучения темы заполняют карту урока и выполняют задания.

1.Учащиеся должны ответить, что в результате дыхания организм получает энергию. Слайд 11

2. Учащиеся записывают в тетрадь определение дыхания и схему дыхания. Слайд 12

3. Учащиеся отвечают: в результате Фотосинтеза



4. Все части растения, состоящие из живых клеток, дышат. Дыхание происходит у растений круглые сутки — и на свету, и в темноте.

















5. делают вывод по опыту: Для дыхания необходим кислород.











6.Делают вывод по демонстрируемому опыту: Вот почему необходимо рыхлить почву, выращивая растения. Рыхление способствует постоянному поступлению свежего воздуха к корням, также помогает сохранить влагу на сухих участках почвы Слайд 20

Регулятивные: осуществление контроля своей деятельности.

Умение отвечать на вопросы. Формулировать свою точку зрения.

Учатся наблюдать за простыми биологическими экспериментами по изучению процессов жизнедеятельности растений. Учатся, анализировать и объяснять результаты опытов. Фиксировать результаты изучения материала.



6

Оценивание

Подведение итогов урока.

8 минут

Работа со схемой по анализу взаимосвязям фотосинтеза и дыхания.

Просит оценить работу, пользуясь алгоритмом самооценки.

Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Оформляют взаимосвязь в виде таблицы. Дыхание происходит во всех живых клетках, а фотосинтез – только в клетках, содержащих хлоропласты. При дыхании потребляется кислород и выделяется углекислый газ. При фотосинтезе наоборот — углекислый газ поступает в растение, а кислород выделяется в окружающую среду. При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. При фотосинтезе растения поглощают значительно больше углекислого газа, чем выделяют его при дыхании. Благодаря этому днём растения обогащают атмосферу кислородом и поглощают из неё выделяемый всеми живыми организмами углекислый газ. Дыхание происходит и днём и ночью, а фотосинтез — только на свету. В процессе дыхания органические вещества разрушаются, и выделяется энергия. В результате фотосинтеза образуются органические вещества и потребляется энергия.

Таким образом, на свету в растении протекают два противоположных процесса — фотосинтез и дыхание.

Обозначим взаимосвязь между фотосинтезом и дыханием. Слайд 22-23. Заполняем таблицу Слайд 25-26

Повторяет цели и задачи урока.

Анализируют достижение поставленных цели и задач.

Оценивает работу, пользуясь алгоритмом самооценки. Слайд 24


Учатся наблюдать за простыми биологическими экспериментами по изучению процессов жизнедеятельности растений. Учатся, анализировать и объяснять результаты опытов.

Уметь работать со схемой.

7

Домашнее задание

2 минуты

Норма (обязательное): параграф 32, заполнить таблицу

Повышенный (по желанию): сообщение о хищных растениях, особенностях у них процессов обмена веществ.

Записывают домашнее задание

Умение работать с различными источниками информации. Оформлять таблицу и делать сообщения.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!