СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е. Чарушин " Кабан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Е. Чарушин " Кабан"»

Тема урока: Е.И.Чарушин «Кабан».

Цели:

Предметные: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица и от лица автора.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация к произведению Е.И. Чарушина, выставка его книг













Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе. (Слайд 1)


Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

- И так, что мы будем делать сегодня на уроке? ( Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).

(Слайд2).

- Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.










( Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).


2.Проверка домашнего задания.










3. Работа в парах








4. Речевая разминка


- Давайте вспомним, какое произведение мы изучили на прошлом уроке? («Выскочка»).

- Теперь проверим, как вы усвоили материал?

- У каждого на столе лежат листочки с тестами. Как работать с ними вы знаете. Я напомню: выберите один правильный ответ на вопрос и запишите нужную букву в таблицу.

(тест)





Проверка теста. (на слайде 4- ключи и нормы оценок: 9-10 правильных ответов –оценка «5», 7-8 правильных ответов -«4», 5-6 правильных ответов -«3».)





- Потрудились мы на славу и сейчас проведём речевую разминку.


Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.

а ) прочитайте хором

б)1 ряд – читает в полголоса, чтобы предостеречь.

в) 2 ряд - читает с испугом

г) все вместе - читаем очень быстро в темпе скороговорки.



5.Самоопределение к деятельности.


- А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия?

YNЧQWАRРSУUШYVИZН (Чарушин) (Слайд 6).

- Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.

- Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Е.И.Чарушин? лайд 7) (Чарушин писал о животных, птицах и о природе.)

- Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. (На доске написаны слова:

Клетка,

Акварель,

Быстро,

Акулька,

Ноздри

- Как называется это произведение?

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)



- Какова же тема сегодняшнего урока?



- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.

(Слайд 10.)







- Ребята, вспомните, какие произведения Чарушина мы читали с вами раньше.


- Чему учат эти рассказы?
























Дети. Произведение Чарушина Е.И. называется «Кабан».



Дети. Тема нашего урока: «Евгений Иванович Чарушини "Кабан"».(Слайд 9).


Дети. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Евгения Ивановича Чарушина и его рассказом «Кабан»; учиться правильно, выразительно читать рассказ, анализировать его, отвечать на поставленные вопросы, составлять план пересказа.


Дети. (Щур. Томкины сны и т.д.)

Дети. Любить животных, бережно относиться к ним.

  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя


(Слайд11)

- Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал).

Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Умер в 1965г.

Слайд12.

- А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом (повесить слово на доске). Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.


  1. Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

  2. Плавать он научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

  3. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

  4. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

- Давайте вспомним , какие животные были дома у Чарушина.

5. В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

6. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.

- В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С.Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. (Слайд 13)



7.Изучение нового материала.









































8. Физкультминутка

а) Подготовка к восприятию.

-Ребята, я очень люблю произведения Чарушина, думаю, что и вы тоже. Сейчас я буду читать рассказ, а вы внимательно следите за мной и все непонятные слова, которые встретятся в тексте, выделяйте карандашиком. Потом мы объясним их значение.

б) Первичное чтение учителем (Слайд 14)

в) словарная работа(Слайд 15)

Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад.

Давайте дадим им объяснение.(читают дети)

1) студень - холодец;

2) зуд - чесотка;

3) гуськом - друг за другом;

4) небоскреб - высокий;

5) буянит – играет;

6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;

7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.(Мы слышим засад, а пишем – зоосад.)

- А вы знаете кто такой кабан?

(Слайд 16)

Кабан (дикая свинья) – это крупное хищное животное. Живёт он в лесу. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях. Тело кабана покрыто густой щетиной.

- Поделимся впечатлениями о рассказе.


г) Проверка первичного восприятия

-Понравился ли он вам рассказ?

- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.)

- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

- Грустное оно или веселое?

- Было ли вам страшно за автора?

- А в какой момент стало страшно автору?

- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал ).


д) Чтение рассказа детьми. (по цепочке)



(Слайд 17)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте),

И листочки собираем (наклоны вперед).

Собирать их каждый рад,(наклоны вперед).

Просто чудный листопад! (прыжки на месте с хлопками).




9. Закрепление нового материала.


Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

Почему?

-Какой порок высмеивают пословицы?

(Слайд 18 с подчеркиванием нужной пословицы.)


10. Рефлексия.










11. Домашнее задание

- Что нового вы открыли для себя о Е.И.Чарушине?

- Понравился вам рассказ?

- Что полезного вы вынесли из этой истории?

- Какую цель ставили на уроке?

- Оценим свою работу на уроке.( мишень+ фишки)






  1. Подготовить пересказ от 1 лица.

  2. Нарисовать рисунок, к моменту, который вам понравился больше всего в этом тексте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!