Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Е. И. Носов. «Кукла».
Цель:
выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;
показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
Оборудование:
1.Текст рассказа «Кукла».
2.Тексты стихотворений: К.Случевский «Кукла», Д.Кедрин «Кукла», В.Тушнова «Кукла».
3.Портрет Е.И.Носова.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Стадия « Вызов».
- Ребята, давайте внимательно послушаем стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.
Кукла.
Ни слова сквозь грохот не слышно!..
Из дома, где мирно спала,
В убежище девочка вышла
И куклу с собой принесла.
Летят смертоносные птицы,
Ослепшие в прожекторах!
У женщин бескровные лица,
В глазах у них горе и страх.
И в этой семье сиротливой,
Что в щели отбоя ждала,
По совести, самой счастливой
Тряпичная кукла была!
О чем горевать этой кукле?
Ей тут безопаснее всех:
Торчат ее рыжие букли,
На толстых губах ее смех...
"Ты в силах, - спросил я, - смеяться?"
И, мнится, услышал слова:
"Я кукла. Чего мне бояться?
Меня не убьют. Я мертва".
Дмитрий Кедрин
24 сентября 1941год.
КУКЛА
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
Вероника Тушнова
Кукла
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
Константин Случевский
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какие цели поставим перед собой?
- Как вы думаете, почему писатель назвал своё произведение «Кукла»?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Назовите ваши ассоциации к слову «кукла».
II стадия « Осмысление». Прием «чтение с остановками». (Текст заранее не читается).
Первая остановка. ( До слов « Поехал и не узнал реки».)
Предполагаемые вопросы:
-- Чем интересно Липино, куда любил забираться автор? («Заветная яма», река, омут, сом).
-- Кто такой Акимыч? (Перевозчик, рыбак)
Вторая остановка. (До слов «Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча…»)
Предполагаемый вопрос:
-- Почему автор не узнал реки? (Русло сузилось, пропала яма)
Третья остановка. ( До слов «Акимыч вдруг побледнел…»)
Предполагаемые вопросы:
-- Что мы узнали про Акимыча в этом эпизоде? (Воевал, имел ранение, часто «клинило» его).
-- Что страшного увидел Акимыч? (Изуродованную куклу).
-- Почему он так среагировал? («На всю жизнь нагляделся я человечины…»)
-- Почему негодует Акимыч? (Многие худое творят; «Детишки бегают – привыкают…»; «учителя… мимо проходят…»)
Вопрос- прогноз:
-- Как вы думаете, что сделал с куклой Акимыч? (Похоронил).
Текст дальше читается до конца.
- Есть что-то общее в рассказе «Кукла» и стихотворениях, прозвучавших в начале урока?
- Вначале писатель назвал свой рассказ «Акимыч», а затем уже «Кукла». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать». (Зла много, в одиночку с ним не справиться)
- Кто борется со злом в рассказе ?
(Акимыч, автор)
- А кому всё равно, кто проходит мимо, не замечая происходящего вокруг? (Влюбленные, будущие родители; мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей; учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы; неизвестный, так как он совершил кощунство).
III стадия «Рефлексия».
Назовите пороки человеческой личности (запись на доске)
Жестокость
Злость
Легкомыслие
Безответственность
Равнодушие
Зависть
Трусость
Предательство
Лицемерие
Жадность
- Какой из этих пороков присущ неизвестному?
- А какой из этих пороков, по вашему мнению, самый страшный? (Равнодушие)
- Почему? (Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)
- В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Напишите, пожалуйста, какой урок вы извлекли из рассказа Е.И.Носова «Кукла»? О чём задумались?
(Чтение написанного)
Домашнее задание: написать письмо людям от имени куклы.