СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Е. И. Носов. «Кукла»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;
  2. показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
  3. формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
  4. воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Е. И. Носов. «Кукла»»

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Е. И. Носов. «Кукла».


Цель:

  1. выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;

  2. показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

  3. формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

  4. воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.


Оборудование:

1.Текст рассказа «Кукла».

2.Тексты стихотворений: К.Случевский «Кукла», Д.Кедрин «Кукла», В.Тушнова «Кукла».

3.Портрет Е.И.Носова.


Ход урока.


1. Орг.момент.

Стадия « Вызов».

- Ребята, давайте внимательно послушаем стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.

Кукла.

Ни слова сквозь грохот не слышно!..

Из дома, где мирно спала,

В убежище девочка вышла

И куклу с собой принесла.


Летят смертоносные птицы,

Ослепшие в прожекторах!

У женщин бескровные лица,

В глазах у них горе и страх.


И в этой семье сиротливой,

Что в щели отбоя ждала,

По совести, самой счастливой

Тряпичная кукла была!


О чем горевать этой кукле?

Ей тут безопаснее всех:

Торчат ее рыжие букли,

На толстых губах ее смех...


"Ты в силах, - спросил я, - смеяться?"

И, мнится, услышал слова:

"Я кукла. Чего мне бояться?

Меня не убьют. Я мертва".

Дмитрий Кедрин

24 сентября 1941год.


КУКЛА

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.


Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.


Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.


Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.


Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.


Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.


Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

Вероника Тушнова

Кукла


Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Константин Случевский


- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какие цели поставим перед собой?


- Как вы думаете, почему писатель назвал своё произведение «Кукла»?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Назовите ваши ассоциации к слову «кукла».


II стадия « Осмысление». Прием «чтение с остановками». (Текст заранее не читается).


Первая остановка. ( До слов « Поехал и не узнал реки».)


Предполагаемые вопросы:

-- Чем интересно Липино, куда любил забираться автор? («Заветная яма», река, омут, сом).

-- Кто такой Акимыч? (Перевозчик, рыбак)


Вторая остановка. (До слов «Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча…»)


Предполагаемый вопрос:

-- Почему автор не узнал реки? (Русло сузилось, пропала яма)


Третья остановка. ( До слов «Акимыч вдруг побледнел…»)


Предполагаемые вопросы:

-- Что мы узнали про Акимыча в этом эпизоде? (Воевал, имел ранение, часто «клинило» его).

-- Что страшного увидел Акимыч? (Изуродованную куклу).

-- Почему он так среагировал? («На всю жизнь нагляделся я человечины…»)

-- Почему негодует Акимыч? (Многие худое творят; «Детишки бегают – привыкают…»; «учителя… мимо проходят…»)

Вопрос- прогноз:

-- Как вы думаете, что сделал с куклой Акимыч? (Похоронил).


Текст дальше читается до конца.


- Есть что-то общее в рассказе «Кукла» и стихотворениях, прозвучавших в начале урока?

- Вначале писатель назвал свой рассказ «Акимыч», а затем уже «Кукла». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать». (Зла много, в одиночку с ним не справиться)

- Кто борется со злом в рассказе ?

(Акимыч, автор)

- А кому всё равно, кто проходит мимо, не замечая происходящего вокруг? (Влюбленные, будущие родители; мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей; учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы; неизвестный, так как он совершил кощунство).


III стадия «Рефлексия».


Назовите пороки человеческой личности (запись на доске)

Жестокость

Злость

Легкомыслие

Безответственность

Равнодушие

Зависть

Трусость

Предательство

Лицемерие

Жадность


- Какой из этих пороков присущ неизвестному?

- А какой из этих пороков, по вашему мнению, самый страшный? (Равнодушие)

- Почему? (Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)

- В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».


Напишите, пожалуйста, какой урок вы извлекли из рассказа Е.И.Носова «Кукла»? О чём задумались?

(Чтение написанного)


Домашнее задание: написать письмо людям от имени куклы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!