СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Е.И. Носов. Рассказ "Кукла"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла».

Просмотр содержимого документа
«Е.И. Носов. Рассказ "Кукла"»

УМК: Коровина В.Я. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.(ч.2) –М.; Просвещение, 2014.

Тип урока: чтение и анализ

Тема урока: Е.И. Носов. Рассказ «Кукла».

Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя, раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла».

Задачи:

Обучающие: проанализировать рассказ Е. И. Носова «Кукла», соотнести биографические факты из жизни писателя и события, описывающиеся в произведении, сопоставить рассказ Е.И. Носова со стихотворениями В. Тушновой, К. Случевского, Д. Кедрина; выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»; показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

Развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения; формировать навык литературного анализа прозаического текста.

Воспитывающие: создать условия для формирования интереса к творчеству Е.И. Носова; воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе; формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

Оборудование: презентация, тексты стихотворений К.Случевского «Кукла», Д.Кедрина «Кукла», В.Тушновой «Кукла».

План урока:

  1. Орг. Момент (1-2 мин.)

  2. Чтение стихотворения К. Случевского (1-2 мин.)

  3. Вступительное слово учителя (3-5 мин.)

  4. Анализ произведения Е.И. Носова «Кукла» (18-20 мин.)

  5. Подведение итогов урока (4-6 мин.)

  6. Рефлексия (2-3 мин.)

  7. Домашнее задание (1-2 мин.)





  1. Организационный момент.

  2. Чтение стихотворения К. Случевского «Кукла». (Арутюнян Кристина читает стихотворение наизусть)

  3. Вступительное слово учителя (подведение к теме урока, формулировка целей и задач)

- Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились дома? (Е.И.Носова)

- Какое произведение было вами прочитано? (Кукла)

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Е.И. Носов. Рассказ «Кукла»)

Автобиографический рассказ Е. И. Носова «Кукла». В нем писатель рассказывает о родных курских местах, о трудном полуголодном детстве, полном дружбы со сверстниками, с любимыми героями из «Тома Сойера» , «Острова сокровищ» . А дальше — судьба многих людей этого поколения: война, фронт, госпиталь — и только потом работа в газете, писательская деятельность. После окончания 8го класса (1943 г.) Е. И. Носов уходит на фронт. Эти страшные картины, жуткие моменты его жизни не могли пройти бесследно. В душе каждого человека. побывавшего на войне, навсегда останется эта боль, о которой никому не расскажешь. Так и Е.И. Носов мало с кем делился историями, произошедшими на фронте. Но эти истории всегда гармонично вливались в его произведения. Однако Е.И. Носов не считает себя великим писателем. В одном из интервью он говорит: «Я не Толстой, и не стоит снимать того, как я гуляю по родной земле со своею собакой». На самом деле, он не Толстой, он другой, но все же неповторимый (так говорят многие критики его творчества).

- Сегодня мы с вами на уроке проанализируем рассказ Е.И. Носова «Кукла», попытаемся сравнить факты из его биографии и события, описываемые в произведении, попытаемся, сравнить рассказ с другими произведениями.

  1. Литературная беседа. Анализ рассказа Е.И. Носова «Кукла».

- Итак, тема нашего урока: Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла».

- Что такое рассказ? (рассказ- это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

- Кто является героем рассказа? (Акимыч, автор)

- Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч», но поменял на «Куклу». Как вы думаете, почему? (Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).

- Сегодня на уроке мы продолжим размышлять о человеке, его достоинствах и недостатках; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.

- Эпиграфом к уроку послужат слова Евгения Ивановича Носова:

«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.

- С чего начинается рассказ?(с описания природы)

- Почему автор начинает рассказ с описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

- Как он сначала описывает природу? А как потом? (сначала природа чистая, все вокруг процветает, далее река обмельчала, вокруг все стало грязным).

- Что и чему противопоставлено в этих отрывках? (Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

- Кто виноват в трагическом состоянии природы? (Люди)

- Почему люди? Какие они? (Люди стали жестокими и бессердечными).

- О какой еще жестокости повествует Е.И. Носов в рассказе? (о глумлении над куклой, об издевательстве)

Работа со словарем Ожегова.

1. Глумиться-издеваться

2. Святотатство- поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого

3. Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям

4. Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь (из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова)

- Зачитайте описание куклы.

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

- С кем при описании сравнивает Е. И. Носов куклу? (Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Как вы относитесь к этому?

- Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

- Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним? («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

- Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать.

Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.

- Как это объясняет Акимыч? Зачитайте. (ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Пронская Тая читает стихотворение Д. Кедрина «Кукла»

- Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы. Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам, — и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,

Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

- Что может вынести детство из этих картин жизни? (равнодушие и безразличие)

- Что намерен сделать Акимыч с куклой? (похоронить)

Читает учитель.

Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

--- Всего не закопать...

- Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать»? (Зла много, в одиночку с ним не справиться)

- Так кто же должен бороться со злом? (все люди)

- Как называют человека, который не хочет замечать зло? (равнодушный)

- К чему может привести равнодушие? (к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

Вывод:

В подтверждение ваших слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясе’нского:

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Читает стихотворение Яковлев Гриша (В. Тушнова «Кукла»)

  1. Подведение итогов урока.

- Каждый человек, пришедший с войны, мечтает о том, чтобы в нашей жизни, на нашей земле всегда светило солнце. Но еще важнее то, чтобы наша душа была такой же яркой и светлой как солнце. В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» один из героев произведения - Порфирий Петрович - дает совет Р. Раскольникову: «Станьте солнцем – вас все и увидят». Он говорит о том, что нужно сделать что-то хорошее, доброе, заметное, полезное для окружающих и люди заметят тебя. Неси тепло и радость людям, и ты не останешься незамеченным.

У каждого на парте лежит солнышко. На лучах солнца напишите те качества, которые помогут человеку стать светлым душой (работа в парах).

  1. Рефлексия. Выставление оценок.

Какими мы должны быть? (неравнодушными, милосердными).

Я желаю вам добра, внимания и мира.

Продолжите, пожалуйста, предложения.

Хорошая жизнь – это….

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

На уроке я задумался о…

В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

  1. Домашнее задание.

- Прочитать рассказ Е.И. Носова «Живое пламя».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!