Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка».
Цель:
1.Организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка».
2.Организовать работу по формированию у учащихся умений, связанных с работой над текстом.
3.Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2.Речевая разминка
- Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки.
Д. Чтобы разговаривать,
М. Надо выговаривать,
Д. Все правильно и внятно,
М. Чтоб было всем понятно.
Д. Мы будем разговаривать!
М. Мы будем выговаривать!
Вместе. Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
3.Актуализация опорных знаний.
Литературная разминка.
Проверка домашнего задания
- Как называется раздел, который мы начали учить на прошлом уроке?
- Произведения какого автора мы читали?
-Какие стихотворения Заходера читали? («Что красивей всего?», «Товарищам детям», «Песенки Винни-Пуха»)
- Попробуем угадать эти стихотворения по отрывкам.
4. Постановка цели урока.
- Сегодня мы с вами будем читать хорошо известное детям и нам с вами тоже произведение. Как оно называется, вы узнаете, если сможете правильно разгадать шифровку.
МЧРЕБУШОКРЛАТВИШЗКДАЩ Шифр: 2 4 5 6 10 12 16 18 20
Внимательно посмотрите на шифр и найдите в этом ряду “лишнее” число. (Ответы)
- Молодцы - 5! И я желаю, чтобы все сегодня работали и вели себя на 5.
Воспользуйтесь, пожалуйста шифром и составьте название произведения. (Ответы)
Молодцы! Чебурашка! (Звучит “Песенка Чебурашки”)
Как музыка передает настроение героя?
- Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать произведение «Чебурашка» Э.Успенского)
-А теперь давайте поставим для себя на уроке цель и попытаемся достичь её к концу урока. (Учиться «быстро читать», «внимательно слушать», «получить хорошую отметку» - карточки на доску)
- А что вы знаете об Эдуарде Николаевиче Успенском? (Ответы детей)
5. Знакомство с творчеством писателя. ( Проект ученика)
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года. Писателем он стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: все время «чебурахается» маленький зверек по имени Чебурашка, Печкин падает с велосипеда, а Шарик - с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.
- Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.
- А кто помнит как Чебурашка появился в городе? (Ответы).
Давайте проверим, правильно ли мы ответили.
6. Чтение текста.
Открыли учебники на страницу 137. Следим все внимательно!
7. Физкультминутка.
А теперь мы отдохнем немного.
Мы теперь не только второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Встали ровненько, лапки вдоль туловища.
8.Словарно-лексическая работа. (5-7мин)
В тексте встречаются трудные слова, Чебурашка предлагает нам выполнить следующее задание, чтобы эти слова стали не трудными для нас.
Читаем сначала по слогам затем полностью слово.
Гип-по-по-там - гиппопотам
Тро-пи-чес-кий - тропический
Ка-ю-та - каюта
Че-бу-рах-нуть-ся - чебурахнуться
- Какие слова не понятны? Кто объяснит? (Подготовленные дети объясняют значения слов):
Гиппопотам, или обыкновенный бегемот,- крупное, в основном травоядное, млекопитающее.
Тропический лес - лес в жарком поясе земного шара.
Каюта-помещение на корабле.
Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Телефонная будка-будка с телефоном автоматом.
Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом .
9 . Первичное восприятие текста. (5мин)
Итак, мы прочитали отрывок из повести - сказки “Крокодил Гена и его друзья”,
-К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! ( Повествование. События сменяют друг друга: В густом тропическом лесу. Ящик с апельсинами. Корабль. Фруктовый магазин. Магазин уцененных товаров.)
- Кто является главным героем отрывка? (Чебурашка).
– Кто такой Чебурашка?(Забавный зверек)
– Где жил Чебурашка? Выберите правильный ответ из данных:
- на холодном севере;
- в тропическом лесу;
- на высоких горах;
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
Кто назвал зверька Чебурашкой? Выберите правильный ответ из данных:
-директор магазина;
- рабочие;
- дети;
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? (найдите и прочитайте).
– Где он стал жить?
– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
- Кто помнит, как зовут друзей Чебурашки? (Крокодил Гена, девочка Галя, лев Чандр и др.)
– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.
- А кто хотед бы стать другом Чебурашки?
10.Домашнее задание (дифференцированное).
- Чебурашка, ребята, очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам апельсины, но они не простые, а волшебные - на них домашнее задание.
Общее задание - читать стр. 137 - 142.
Оранжевый апельсин - нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка».
Зеленый апельсин - составить словесный портрет Чебурашки.
А для Чебурашки мы приготовили подарок-сюрприз: «Пословицы о дружбе» (Дети вспоминают пословицы о дружбе»)
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друг познается в беде.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Без друга в жизни туго.
Без друга на сердце вьюга.
Человек без друга – что земля без воды.
Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, а нашёл - береги.
Доброе братство – лучше богатства.
11. Итог урока. (1-2мин)
Назовите основную мысль произведения.
О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)
– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда:
Ребята, давайте жить дружно!
-А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг- зеленый апельсин. Можете подойти к доске и прикрепить апельсины около Чебурашки. Молодцы.
Спасибо, урок окончен!