СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Просмотр содержимого документа
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).»

Лекция №9 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Преподаватель Суворов А.А.

Лекция №9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Преподаватель

Суворов А.А.

Цель Изучить основные задачи, структуру, силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Цель

Изучить основные задачи, структуру, силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

План РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

План

  • РСЧС, ее предназначение и задачи.
  • Структура РСЧС.
  • Силы и средства РСЧС.
1 На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

1

На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

 До начала 90-х годов ХХ века устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.

До начала 90-х годов ХХ века устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.

 Авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф, показали, что на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери.

Авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф, показали, что на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери.

 С учетом этого Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей, в последствии МЧС РФ .

С учетом этого Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей, в последствии МЧС РФ .

РСЧС Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях ( сокращенно РСЧС ),  преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РСЧС

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях ( сокращенно РСЧС ), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
2 Организационная  структура РСЧС РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, охватывающий всю территорию РФ; региональный, территорию нескольких субъектов РФ; территориальный, территорию субъектов РФ; местный, территорию района (города, населенного пункта); объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.

2

Организационная структура РСЧС

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный, территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный, территорию субъектов РФ;
  • местный, территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
Органы управления  системы РСЧС Координирующие органы: на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; на региональном уровне — комиссии не создаются; на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления; на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Органы управления системы РСЧС

Координирующие органы:

  • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне — комиссии не создаются;
  • на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Постоянно действующие органы: на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО; на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры; на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации; на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач; на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.

Постоянно действующие органы:

  • на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
  • на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры;
  • на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации;
  • на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач;
  • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.
Федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»  является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Федеральное казенное учреждение

«Национальный центр управления в кризисных ситуациях» 

является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Режимы функционирования РСЧС В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования: режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий; режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС; режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования:

  • режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;
  • режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
  • режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
3 Силы и средства РСЧС

3

Силы и средства РСЧС

Силы и средства  наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д.

Силы и средства наблюдения и контроля

  • включают органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д.
Силы и средства ликвидации ЧС учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф; формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России; военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета; территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

Силы и средства ликвидации ЧС

  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
  • формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
  • военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
  • территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
  • военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России; соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России; аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России; территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
  • соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
  • соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
  • аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
  • территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
  • отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Домашнее задание 1. Повторить изученный материал 2. Подготовить минисообщение на тему: «Характеристика режимов действия РСЧС»

Домашнее задание

1. Повторить изученный материал

2. Подготовить минисообщение на тему: «Характеристика режимов действия РСЧС»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!