Просмотр содержимого документа
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Автор: Трапезников Ю.Б.
преподаватель ОБЖ г.Северодвинск
В нашей стране в апреле 1992 года для реализации государственной политики по защите населения от ЧС постановлением Правительства РФ была создана
Российская система предупреждения действий в ЧС , которая была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(РСЧС).
РСЧС была создана с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их силы и средства в области предупреждения и ликвидации ЧС.
30 декабря 2003 года постановлением Правительства РФ № 74 было утверждено новое « Положение о РСЧС»( последние изменения внесены Постановление Правительства РФ № 702 от 8 сентября 2010 года.)
Основные задачи РСЧС подробно раскрыты в
ФЗ « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ ( ред.от 19 мая 2010 г.)
Основные задачи РСЧС
- Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территории от ЧС
- Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС
- Обеспечение готовности к действия органов управления сил и средств
- Сбор , обработка , обмен и выдача информации
- Подготовка населения к действиям в ЧС
- Организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС
- Прогнозирование и оценка социально экономических последствий ЧС
- Создание резервов финансово-материальных ресурсов для ликвидации ЧС
- Осуществление государственной экспертизы, надзора , контроля в области защиты населения от ЧС
- Ликвидация ЧС
- Осуществление мероприятий по социальной защите населения , пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарной помощи
- Реализация прав и обязанностей населения в области защиты населения от ЧС
- Международное сотрудничество в области защиты населения от ЧС
РСЧС состоит из функциональных территориальных подсистем , действует
- на федеральном уровне,
- межрегиональном,
- -региональном,
- -муниципальном
- объектовом уровнях.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы ,
-постоянно действующие органы управления,
-органы повседневного управления,
-системы связи,
-оповещения и информационного обеспечения .
Координационным органом единой системы являются:
- На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы
- На региональном уровне- ( в пределах территории субъекта РФ )- комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органами исполнительной власти субъекта РФ
- на муниципальном уровне ( в пределах муниципального образования)- комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органами местного самоуправления
- объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.
Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К силам и средствам РСЧС относятся
Специально подготовленные силы и средства
- Федеральных органов Исполнительной власти,
- Органов местного самоуправления .
- Организаций и общественных обьеденений , предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС.
Состав сил и средств определяется Правительством РФ.
В состав сил и средств каждого уровня входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС.
Основу сил и средств составляют :
- Аварийно-спасательные службы
- Аварийно-спасательные формирования
- Иные службы и формирования,
оснащенные специальной техникой,
оборудованием снаряжением, инструментом, материалами с учетом проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течении не менее 3 суток.
Состав и структуры сил и средств постоянной готовности определяет создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления организации и общественные обьеденения.