ГКОУ РД «Дарада-Мурадинский лицей Гергебильского района»
Открытый урок по математике
в 4 классе
на тему:
«Единицы массы. Тонна. Центнер.»
Подготовила: учительница
математики Магомедова М.Р.
2017 г.
Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер.
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с единицами массы тонной, центнером
-закрепить и обобщить знания учащихся об отношениях между изученными единицами
Развивающие:
развивать вычислительные навыки, память, речь, мышление, умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений.
Задачи:
способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;
развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
воспитывать познавательную активность;
расширять кругозор учащихся.
Оборудование: таблица единиц массы, весы: безмен, напольные, электронные, карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Я верю, что вы все любите математику и наш урок будет очень плодотворным. Сегодня на уроке мы познакомимся с крупными единицами массы, будем преобразовывать величины, решать задачи и примеры.
Актуализация знаний
1. Задача.
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
2. Числовые выражения.
– Дополните в каждом выражении 1-е слагаемое так, чтобы в сумме получился 1 кг.
7 80 г + … = 1 кг
400 г + … = 1 кг
999 г + … = 1 кг
990 г + … = 1 кг
3. На смекалку
1) Какая бутылка пустая?
2 ) Сколько весит пакет с солью?
Самоопределение к деятельности.
Чтобы определить тему урока, выполним интеллектуальную разминку.
Прочитайте слова (на доске карточки со словами).
массаж долина метро
Уберите из каждого слова одну букву и получите новые слова, которые мы используем в математике.
Какие слова получились? (масса, длина, метр)
Какое слово «лишнее»? Это слово и определит тему урока
Итак, тема нашего урока: «Единицы массы».
- В тетради запишите число. Классная работа.
Беседа по теме урока. Выполнение практических заданий
На уроке речь пойдет о массе. Назовите прибор для измерения массы и единицу ее измерения (Весы и килограмм.)
Как проверить, что тяжелее? (Подержать в руках, взвесить.)
Учитель показывает детям безмен(кантор)
- Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов, из пружины, скрытой в корпусе, и крючка, на который вешается нужный нам предмет.
Давайте попробуем определить массу портфелей с помощью весов.
Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку? (Тот, у кого портфель легче.)
А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена? (Нет.)
Для измерения массы людей существуют напольные весы.
Учитель показывает весы.
Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый? (Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика.)
Можно ли на таких весах взвесить слона? (Конечно, нет.)
А кто знает, сколько весит слон? (Выслушиваются ответы детей.)
Слон может весить 8000 кг.
Как вы думаете, наша Земля имеет массу? А как ее взвесить?
Выслушиваются ответы детей.
Ученые подсчитали, сколько весит Земля. Чтобы записать ее массу, надо к числу, показывающему массу слона, приписать еще 24 нуля.
А можно ли на напольных весах взвесить спичечный коробок? (Нет, для этого нужны маленькие весы.(демонстрация весов))
Какой вывод можем сделать? (Для измерения разных грузов нужны разные единицы массы)
Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новыми единицами массы, научиться пользоваться ими, узнать соотношения этих единиц с уже изученными.)
А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними? (В учебнике.)
Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Прочитайте на с. 45, с какими единицами массы мы сегодня познакомимся.
Какие еще существуют единицы массы? (Тонна и центнер.)
Чему они равны? Сколько килограммов в 1 ц? в 1 т?
Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
Запишите: 1т = 10 ц
№ 203 (с. 45). (Устное выполнение по цепочке.)
№ 204 (с. 45)
- Прочитайте задачу. Поставьте вопрос. (Сколько парников занято огурцами?)
- Сделаем схематический чертеж к задаче.
- Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает на доске.)
Решение:
100:5=20 (п.) – занято луком;
20:2=10 (п.) – занято салатом;
100-10-20=70 (п.)
Ответ: огурцами занято 70 парников.
Физкультминутка (разминка для глаз.)
Историческая справка
В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (фунт, гривна, золотник, лот, доля, пуд и т.д.)
Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах.
Например:
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
Мал золотник, да дорог
Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус.
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные.
Закрепление изученного материала.
(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)
– Расположите единицы массы в порядке убыванию.
– Готовы? Проверяем.
Ответы: 7т 500кг = 75ц; 4т = 40ц.
Рефлексия.
- И завершает наш урок игра «Данет-ка». (Ребята записывают «Да», если согласны, «Нет, если не согласны. Проверка по образцу.)
-99 кг. больше 1 ц.? (нет)
- 11 г. меньше 11 кг.? (да)
- 7 кг. больше 800 г.? (да)
- 600 кг. меньше 2000 г.? (нет)
- 80 ц. больше 80 т.? (нет)
- 1001 кг. меньше 1001 г.? (нет)
Подведение итогов урока.
С какими единицами массы вы познакомились сегодня на уроке?
Для чего нужны такие единицы массы?
Довольны ли вы своей работой?
Выставление оценок
Домашнее задание.
Учебник: № 206, 207, 208 (с. 45).