СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единственное и множественное число глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. Закрепить представления о единственном и множественном числе глаголов

Просмотр содержимого документа
«Единственное и множественное число глаголов»

2кл Тема : «Единственное и множественное число глаголов» (закрепление).


Цель: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнять представления о единственном и множественном числе глаголов; формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, правильно произносить глаголы и правильно употреблять их в речи; работать с «Орфоэпическим словарём»; развивать умение оценивать результаты своей деятельности на уроке.


Ход урока . 1.Орг момент: Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё что надо- под рукой!

Записываем число, классная работа.

2. Чистописание.

3. Проверка дом зад (упр 130).

4. Словарная работа.

Записываем соединения оро (заранее слова записаны на закрытой доске).


Воробей, корова, мороз, сорока, ворона, дорога, морозит.

Загадки: Маленькая серо- коричневая птичка, живёт обычно вблизи домов. (Воробей)

Домашнее животное, относится к крупному рогатому скоту, дающее молоко. (корова)

Погода с низкой t-рой воздуха. Синоним холод. (разукрашивает окна). (Мороз)

Звуковая загадка. Прослушивание записи голосов птиц. (Вначале убираем громкость, т.к. там вначале говорится, кто есть.)

Сорока – дорожка № 45. Всех я за день навещу. Всё, что знаю, растрещу.(сорока)

Ворона- дорожка № 43. Всеядна птица, семейства вороновых, серая с чёрным или чёрная. ворона

Ребусы: ДО (рисунок рога) (Дорога)

МО (рисунок розы ) ИТ.

-Проверим, как вы написали словарные слова на доске и в тетради.

Дети проверяют каждое слово, сверяя с доской.

Самоконтроль

-Кто написал без ошибок?

-Поставьте себе на полях в тетради +.

-Кто допустил одну ошибку?

-Если допустили одну ошибку, то –.

-Кто допустил 2-3 ошибки –

-Что посоветуете тем ученикам, которые допустили ошибки? (Нужно повторить словарные слова.)

-Какое слово лишнее? -Что такое имя существительное? (обозначает предмет, отвечает на вопрос Кто?, Что?)

Почему? ( морозит - это глагол). Что делает?

5. Постановка учебной задачи. смотрим на рисунок.

(Рисунок: Снегирь сидит на ветке. -Что это за птица сидит на ветке? Снегирь)

(Они прилетают к нам, когда выпадает снег.) -Составьте короткое предложение о том, что видите.

-Запишите. -Назовите орфограммы? (Снегирь сидит на ветке.) сидя

-Найдите грамматическую основу предложения. (Снегирь сидит). Повторить нераспространенное предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого.



Добавляется иллюстрация еще одного снегиря.

-А теперь составьте предложение…

-Запишите.

-Найдите глаголы в первом и втором предложениях.

-Сравните, чем отличаются? (В первом предложении глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает? А во втором предложении глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечает на вопрос что делают?) Кто догадался какую тему мы будем проходить?. (Единственное и множественное число глаголов).

- При изменении числа глагола меняется его форма.


- С чего надо начать, чтобы работа на уроке была успешной?( с повторения)
- Что такое глагол? (Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? называются ГЛАГОЛАМИ.
- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по числам ЕД.Ч и МН.Ч.)
- Действие скольки предметов обозначают глаголы в ед. числе? (Одного)
- Действие скольки предметов обозначают глаголы во мн.числе? (Двух и более)
- Какие шаги алгоритма надо выполнить, чтобы определить число глаголов?
Алгоритм
1. Поставьте вопрос.
2. Определите, действие скольки предметов обозначает слово.
3. Вспомните правило.
4. Укажи число глагола


Работа по учебнику. Закрепление изученного материала Упражнение № 131, стр.76

- Прочитайте. Выписывают глаголы, ставят к ним вопросы, определяют число глаголов. Находят нераспространённое предложение.



Физкультминутка

Летает – не летает

Учитель произносит названия предметов, животных и т. д. Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет – то шагают на месте, если «ползает», тогда приседаете.

САМОЛЁТ, СИНИЦА, МУХА… – стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.

КАЧЕЛИ, МАШИНА, РУЧКА… – ходьба на месте.

УЛИТКА ЧЕРВЯК МУРАВЕЙ гусеница … – присед.


Упражнение 132., стр. 76. Изменение формы глаголов. Р-та с орфоэпическим словарём. Ставят ударение.

Упражнение 133. Н-р: Миша надевает куртку. (КТО?) надевает (ЧТО?)

Рада одевает Милу. Алёша одевается сам.

Глаголы «надеть» и «одеть» до того преступно похожи, что большинство людей употребляют их, даже не задумываясь о тех нюансах, которые они передают. А между тем они есть. Итак, «надеть» или «одеть» — как правильно? На самом деле обе эти формы имеют право на существование. Но их употребление в конкретном предложении определяется существительным, к которому они относятся.

В чем разница?

Давайте разберемся со смыслом этих глаголов, для того, чтобы решить раз и навсегда, как правильно – «надеть» или «одеть».

Все очень просто: мы надеваем что-то, а одеваем кого-то. Таким образом, для того чтобы убедиться в правильном употреблении глагола, нам надо проверить, к одушевленному или неодушевленному существительному он относится – и все сразу встанет на свои места.

Например, шапку (что?) мы надеваем. А вот ребенка (кого?) мы одеваем.

Давайте еще раз убедимся в разном значении слов «надеть» и «одеть», подобрав к ним синонимы. Синонимами «надеть» являются слова «нацепить», «натянуть». Синонимами «одеть» можно считать слова «облачить», «экипировать».

Таким образом, принципы употребления этих слов сразу становятся понятны – и даже не надо лезть в лексические дебри.

Маленький подвох

В каждом правиле есть исключение. Девочка куклу одевает, несмотря на то, что кукла является неодушевленным предметом. Продавец в магазине также будет одевать, а не надевать манекен.

Легко проверить

Если вы сомневаетесь в правильном употреблении глаголов «надеть» или «одеть», существует безошибочный способ проверки: подберите к ним антонимы, т.е. слова, противоположные по значению. Антонимом слова «надеть» будет «снять». Антонимом слова «одеть» будет «раздеть».

Вот и вся премудрость. Согласитесь, «раздеть шапку» звучит нелепо.

Ну а чтобы закрепить правило, запомните забавную поговорку, которая облегчит вам запоминание: «Одевают Надежду, надевают одежду».



А вот стихотворение Новеллы Матвеевой.

«Одень» , «надень» … Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.

«Одень» , «надень» … Давай глядеть:
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
Подробро об употреблении глаголов-паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ читайте на http://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_119

Правила русского языка, к сожалению, со временем забываются. Но копирайтинг — такая профессия, которая требует от нас грамотной речи, образного мышления, глубокого проникновения в тему и умения эту тему раскрыть. Статья, написанная красивым стилем и без грамматических ошибок, всегда высоко оценивается заказчиками. Именно поэтому время от времени полезно вспоминать глаголы, существительные, прилагательные, и то, как они употребляются.

Закрепление знаний и способов действий. Работа по карточкам.

Проверочная работа. На карточках.

Девочки подчеркивают глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.

Валя испугалась и выбежала из комнаты.

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

Самоконтроль

-Кто выполнил без ошибок?

-Поставьте себе +.

-Кто допустил одну ошибку?

-Если допустили одну ошибку, то –.

-Кто допустил 2-3 ошибки –

Рефлексия: Игра в мяч. Кидаю мяч ученику и говорю предмет, он называет глагол, в том числе , в котором произносится предмет. Н-р: Ребята, ученик- играют. Получается Ребята играют. Он кидает следующему и говорит предмет, тот говорит глагол. И т.д.

-Измените число глаголов.

Кусает, ходят, шумит, прыгнул, сверкает, смотрит, любит, срезают, делает.

-С какой частью речи мы сегодня работали?

-Что такое глагол?

-От чего зависит число глагола? От числа имени существительного.

-Приведите примеры глаголов в ед. числе. Идёт

-Приведите примеры глаголов во мн. числе. Стоим. Идут, стоят.

- Как вы думаете, всё ли вы теперь знаете о глаголе? Нет.

Отвечают на вопросы

Глагол изменяется по числам. ,

Д/З. с. 77 упр 133.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!