СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единственное и множественное число имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Единственное и множественное число имён существительных.»

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Учитель:

Привалова Ольга Андреевна МБОУ- СОШ №4 им. В.И. Ленина

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Единственное и множественное число имени существительного

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам, способствовать развитию умения определять число существительных, создать условия для формирования навыка правильного употребления в речи

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов: - определять число имен существительных;

- употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.




Универсальные учебные действия УУД

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

Личностные:

  • осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;

  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.


Формы организации познавательной деятельности


Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах.

Методы:

Реп репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

  • компьютер, экран, презентация, смайлики



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

Мотивирование

(3 мин)

Встали! Я рада приветствовать вас в нашем классе! Девчонок, мальчишек и мудрых гостей.

Пусть будет сегодня в нашем классе светло, уютно и нам всем очень легко.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу.

- Всегда решали возникшие проблемы вместе.

- И чтобы вы открыли что-то новое, интересное.

- И хорошее настроение пусть присутствует на уроке.

-Пожелайте друг другу удачи!

Я подготовила девиз нашего урока:

Мир освещается солнцем, а человек- знанием!

Объясните смысл пословицы.

Хотите узнать что-то новое, главное, нужное?

Хотите добывать эти знания сами?

А зачем их добывать? Зачем нужны знания?

Ребята усаживаются и настраиваются на предстоящий урок.

Положит.эмоц настрой






Солнце даёт миру тепло и жизнь, а без знаний как без света. Знания нужны человеку так же как и солнышко.


Личностные:

(Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника)

  1. Актуализация знаний











































Создание проблемной ситуации







































Сообщение темы, цели и задач урока

-Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

( Подготовим свои пальчики к следующему этапу)

Вы догадались к какому?

Зарядка для пальчиков.

Будем пальчики считать 1,2,3,4,5.

Вот какие дружные

Крепкие и нужные


ЧИСТОПИСАНИЕ

Какая цель этапа чистописания?

- Прочитайте буквы.

- На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

- Назовите гласные буквы. Чем отличается буква «и» от буквы «а»?

- Назовите согласные буквы? Дайте характеристику звукам, которые обозначают данные согласные буквы.











- Составьте из данных букв слово.


- Какая орфограмма есть в слове зима?

- Подберите однокоренные слова.


- Запишите это слово.


- Тема зимы будет у нас сегодня на уроке.













СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Прочитайте слова, записанные на доске:

М. розы, л.сица, мес.ц, б.рёзы, м.дведь.

- Сформулируйте задание?

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

(Проверка у доски.)

- Какие трудности испытывали при выполнении задания? Что помогло хорошо справиться с заданием?

-Что объединяет слова?





Послушайте внимательно стихотворение и догадайтесь, о какой части мы продолжим разговор на уроке? (читает ученик).












-Что такое имя существительное?

- Что мы знаем о имени существительном?

- Хотите узнать ещё что то новое о имени существительном?


- Вернёмся к нашим словам.

- Раздели данные слова на две группы.







- Ребята подумайте, а по какому признаку я разделила имена существительные на группы?


Месяц морозы

Лисица берёзы

медведь

- Прочитайте слова первой группы. Почему эти имена существительные объединили в одну группу?

-- Какие имена существительные вошли во вторую группу?


Может кто знает, как называется Форма сущ. Обозначающих один предмет? Несколько предметов?


- Ребята число может быть не только в математике. Большинство существительных обозначают предметы которые можно посчитать, поэтому такие существительные называют им. Сущ. Ед.ч.и мн.ч.

Вывод :один- единственное число, много- множественное число.

Назовите тему урока.

-Определите цели урока, чему будем учиться?

- Где можно проверить? Правильно ли назвали форму числа им. Сущ.

(читаем правило стр. 61)


Игра «Один-много» Если слово стоит в ед.ч., хлопаете в ладоши один раз, если во мн.ч.-два раза.

Земля, девочки, снег, ветер, окно, лес, тень, дни.

-Молодцы! Те, кто не допустил ни единой ошибки, покажите мне.

-Кто допустил ошибки, как вы думаете, с чем это связано? Чтобы не допускать больше ошибок будем тренироваться.



-Вставьте данные имена существительные в предложения, не изменяя их.


Декабрь, январь, февраль – зимние …. Зимой в берлогах спят ….



- Всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения? ( Мы не можем использовать существительные - месяц, медведь, т.к. они обозначают один предмет, а в предложениях речь идёт о множестве предметов).

- Как вы поступите в данной ситуации? (Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов)

Проверка. Читает ученик

 Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили

- Имена существительные могут изменяться, стоять то в ед.ч и во мн.ч.

Месяц - месяцы

Медведь – медведи

В каком числе стоят слова первого столбика? Второго?



Что изменилось?

Имена существительные изменяются по числам.

- Чему ещё будем учиться?

(Показ на доске)







- Предлагаю сравнить наши предположения с выводом учебника .


Смотрим учебник стр.62 правило


-



Выполняют зарядку для рук.







- Повторить написание букв.

- Правильно писать буквы.

И З А М


Можно разделить на гласные и согласные.



З М

З - Согласный, парный, звонкий, может быть твёрдым и мягким

М- согласный, звонкий, непарный, может быть твёрдым и мягким.



зима























Ответы детей.

Вставить пропущенные буквы.

Разделить на 2 столбика: двусложные, трехсложные, одуш. Неодуш.


Полученные знания на прошлых уроках.

Ответы детей


Все слова- имена сущ, из «Словарика»




Вещи, люди и цветы, 
Носороги и коты, 
Джинсы, майки и штиблеты 
Называются ПРЕДМЕТЫ. 
Шубы, шапки и зонты, 
Гвозди, гайки и винты, 
Сёла, города, планеты - 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! 
Ах, какие все слова восхитительные, 
Называются они …СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.


Имя существительное часть речи, обозначает предмет, называет явления и события.

Бывает одушевлённое неодушевлённое, собственное нарицательное.


Морозы лисица

Медведь

Месяц

Берёзы


Одушевлённые неодушевлённые.











Имена существительные обозначают один предмет.


Имена существительных обозначают несколько предметов.




Единственное и множественное число имени существительных.

- Научимся определять число имён существительных.



В учебнике






















Нет, т.к. нам надо изменить сущ так, чтобы они обозначали много предметов.




Изменилось число


Свой опыт, учебник, учитель











- Слова первого столбика в ед.ч., Второго во мн. Ч.

- Изменилось число существительных.


- Форма слова.










Изменять имена существительные по числам.


Здоровье сберегающая

технология



Познавательные УУД --у меть оформлять свои мысли в устной форме

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам;





Коммуникативные УУД

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке












































Регулятивные:- учиться определять тему урока с помощью учителя;

Коммуникативные:- выражать в речи свои мысли и действия;










Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности; способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию.

Построение проекта выхода из затруднения













Первичное закрепление










Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



































Подведение итогов.

Рефлексия









-Чему будем учиться?



- Как можно отличить имена существительные в ед.ч. и мн.ч?


Сравните, сколько предметов они называют.










Самостоятельная работа. СТР. 62 упр. 106 № 1 – комментирование.


_РАБОТА В ПАРЕ

Работа в паре. Кто не помнит, как работать в паре, обратитесь к памятке (памятка )

На выполнение данной работы даю вам 3 минуты.

Измени число каждого имени существительного. Запиши пары слов. Над каждым словом укажите его число.

Простыни - ___________________

Улицы- _______________________

Блюдца - ____________________

Одеяла- ______________________


Проверка по слайду. Оцените себя.

-Какие трудности испытывали? Что делали в задании?

- Чему научились?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


- Рано утром в парк ходили

Там снеговика лепили.

В Влада бросили снежком, в Юлю бросили снежком

Холодно гулять зимой

Побежим скорей домой.


РАБОТА В ГРУППАХ

- Посмотрите, как красив лес зимой!

-Как выглядят деревья?


-В нашем классе тоже есть деревья.

- Укутаем их снежинками.

-Найдите и наклейте снежинки на деревья с именами сущ. в нужном числе. Найди лишнее слово. На пустой снежинке напишите слово в нужном числе.

1 группа ед.ч : Снег, шапка, сугроб, мороз, узоры.

2 группа ед.ч: Сорока, снегирь, воробей, клесты, синица.

3 группа мн.ч : Зима, сосульки, снежинки, метели, льдины .

4 группа мн. ч. Шарфы, вьюга, шишки, сосны, белки.

Оценивание

( Докладчики выступают у доски)


Самостоятельная работа упр. 107 – по вариантам.

( Самопроверка с экрана)


- Что новое узнали на уроке? Чему научились?

-Сколько предметов обозначает существительное, если стоит в единственном числе?


- Сколько предметов обозначает существительное, если стоит во множественном числе?







- О каком признаке имени существительного мы узнали?

- Какую задачу мы ставили на уроках?


- Что вызвало у вас трудность?


- Что было самым интересным?

- У кого в тетради 3 « !»и правильная карточка поставьте себе 5.

_У кого были ошибки 1-2 поставьте себе 4. У кого 3 -4 ошибки это-3.

- с помощью смайликов оцените свою работу на уроке.





-Домашнее задание на выбор:

  1. Упр.109. Правило с.61

  2. Записать любимую загадку. Над именами существительными написать ед.ч или мн.ч.






-Имена существительные единственном числе называют один предмет, а во множественном два или несколько.





























Работают в паре





















Деревья в снегу.




Деревья укутаны снегом.














Вывод: Имена существительные, которые обозначают один предмет относятся к единственному числу.





Имена существительные, которые обозначают два или больше предметов относятся к множественному числу.

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке







Личностные:

-готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

-способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи




Познавательные:

- уметь находить и выделять необходимую информацию.

- ориентироваться в своей системе знаний.












Личностные:

- делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить.



Коммуникативные:

- задать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группах.






Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли





Регулятивные: учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Познавательные:

рефлексия мотивации, способов деятельности, общения.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!