СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективное использование ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных целей в образовании является развитие познавательных процессов. Учеными были разработаны различные методики и теории для развития познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных технологий во время уроков и есть современное средство обучения.

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ возникает необходимость разработки индивидуальной адаптированной программы занятий с использованием компьютера. Она должна включать в себя обучающие уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Также необходимо продумать содержание компьютерного программного обеспечения, тренажеры и игры, которые развивают познавательных способности детей и обучающие функции по предметам. На сегодняшний день вопрос о повышении эффективности социализации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно актуален.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Эффективное использование ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Воркуты

«ВОРКУТА» КАР КЫТШЛОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЮКОНСА АДМИНИСТРАЦИЯ

«13 №-а шор школа» Воркута карса Муниципальной Велодан учреждение

169915, Республика Коми, г. Воркута, ул. Суворова, д. 25-а

Тел.: (82151) 7-89-02; факс: (82151) 7-89-02; E-mail: school13rus@yandex.ru







РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС

«Лучший педагогический проект в системе работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья-2019»





НОМИНАЦИЯ

«Лучший педагогический проект с использованием ИКТ - технологий в образовании детей с ОВЗ»


Тема проекта

«Эффективное использование ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»








Галкина

Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов





Воркута

2019


Содержание

  1. Введение.

  2. Содержание проекта:

2.1 Направления работы с детьми ОВЗ;

2.2 Модель социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с

ОВЗ;

2.3 Преимущества уроков, проводимых с применением компьютерных технологий;

2.4 Модель системного использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ.

2.5 План современного урока для детей с ОВЗ с использованием ИКТ.

2.6 Основные критерии результативности урока.

2.7 Ожидаемые результаты.

  1. Заключение.

  2. Интернет ресурс.






































«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда».

Древняя мудрость


В последнее время много говорится о внедрении информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в процесс образования. Использование компьютерных технологий доказывает не только целесообразность использования компьютера, но и важную роль в развитии личности ребенка и его интеллекта в целом.

Актуальность

Одной из главных целей в образовании является развитие познавательных процессов. Учеными были разработаны различные методики и теории для развития познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных технологий во время уроков и есть современное средство обучения.

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ возникает необходимость разработки индивидуальной адаптированной программы занятий с использованием компьютера. Она должна включать в себя обучающие уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. Также необходимо продумать содержание компьютерного программного обеспечения, тренажеры и игры, которые развивают познавательных способности детей и обучающие функции по предметам. На сегодняшний день вопрос о повышении эффективности социализации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно актуален.

Цель

Одной из основных целей индивидуальной адаптированной программы является «включение в активную учебную и социальную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья средствами информационных и коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения, Интернета». Цель данного проекта: создание условий для развития социальной компетенции у детей с ОВЗ и их самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Задачи проекта: обеспечить равные возможности в качественном освоении общеобразовательной программы; получение дополнительных возможностей для организации индивидуальной образовательной траектории.

Проблема 

Учебный процесс является важным для социализации маленького человека. В этот школьный период для детей с определенными ограничениями необходима психологическая помощь в наработке жизненно важных умений, навыков, освоения морально-нравственных норм, развитии творческого потенциала личности.

Внедрение компьютерных технологий в школьное образование имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) только начинается, и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Такому ребенку становятся доступны те знания, умения, формы общения, что дает ему веру в себя и свои силы.

Для детей с ОВЗ, которые посещают обычную школу, разработаны индивидуальные адаптированные программы, и они также не лишены возможности получить качественное образование.

Основные направлениями работы школьных специалистов по работе с детьми с ОВЗ:

1. Диагностическое направление.

2. Коррекционное направление.

3. Аналитическое направление.

4. Консультативно - просветительское и профилактическое направление.

5. Организационно-методическое направление.

Схема 1 представляет модель работы школьных специалистов детей с ограниченными возможностями здоровья. Схема показывает, что все объекты взаимодействуют друг с другом. Каждый вносит свой определенный вклад в развитие и становление личности ребенка с ОВЗ.

Схема 1


Основными формами работы специалистов по работе с обучающимися с ОВЗ являются:

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, проведение консультаций психологом учителя и родителей учащегося с ОВЗ;

- индивидуальные и групповые развивающие занятия, которые построены с учетом индивидуальных особенностей.

Важно в систему уроков по работе с обучающимися с ОВЗ включать 2 основных направления:

1. Развитие познавательной деятельности, включающее в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения на сенсомоторное развитие.

2. Развитие мотивации учебной деятельности.

Исходя из выше сказанного, считаю необходимым системное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе образования, т.к. технологии и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением компьютера, а также средств телекоммуникации способствуют социальной адаптации к современному информационному миру.

Основная цель применения ИКТ: повышения качества обучения.

Задачи применения ИКТ в образовательном процессе:

-усиление интенсивности урока,

-повышение мотивации учащихся,

-мониторинг их достижений.

Современному обществу сегодня просто необходимо использовать компьютерные технологии во всех сферах жизни, и образовательная школа должна соответствовать этим требованиям. Современный педагог, психолог и логопед в работе с обучающимися и детьми с ОВЗ, должны активно использовать компьютер в своей деятельности, потому как главная задача школы: обеспечить основным общим образованием каждого обучающегося на качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Помогать адаптироваться  к условиям реальной жизни, удовлетворить образовательные потребности обучающихся и их родителей.

Преимущества ИКТ:

  • способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

  • побуждает к поисковой и познавательной деятельности;

  • использование ИКТ сокращает время на трансляцию учебного материала, увеличивает объем продуктивных видов деятельности на уроке;

  • дает возможности расширения использования электронных средств обучения;

  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

  • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей;

  • дает возможность смоделировать жизненные ситуации, которые сложно показать на занятии.

  • возможности в визуализации предоставляемого материала;

  • возможность создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы;

  • возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной, продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Урок с использованием современных ИКТ технологий для детей с ОВЗ решает одну из основных задач воспитания – развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Метод обучения с использованием компьютерных технологий помогает педагогу лучше оценить потенциал ребенка, направляет на поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения. Здесь проявляются творческие способности учителей, логопедов, психологов.

Формы использования ИКТ:

- фронтальные,

- подгрупповые,

- индивидуальные.

Применение различных форм данной технологии (Схема 2) повышает эффективность усвоения материала, активизирует мыслительную деятельность каждого ребенка, стимулирует интерес учащихся к предмету.

Схема 2


При подготовке к уроку, учителю необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;

  • Выбор учебного материала (определение содержания, объема, связи с ранее изученным, системы управлений, дополнительного материала для дифференцированной работы и домашнего задания);

  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;

  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;

  • Продумать форму подведения итогов урока;

  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.


Краткое описание основных этапов урока с использованием ИКТ.

Примерная модель урока «открытия новых знаний» (Схема 3) в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий.

Схема 3

Примерный план современного урока для детей с ОВЗ с использованием ИКТ в таблице 1

Таблица 1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Применение ИКТ

1. Самостоятельное определение деятельности.

Организационный момент урока.

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение.

Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, обсуждает рамки темы и планируемый результат.


Подготовка к работе.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Анимированная презентация темы урока

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради ребенка

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные

Познавательные

Видеофрагменты, презентации

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради ребенка. Фиксация результатов на компьютере.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Учебный материал излагается небольшими фрагментами. После каждого фрагмента учитель осуществляет проверку его понимания

В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, восстановить текст, сформулировать вопросы

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

Регулятивные

Познавательные Коммуникативные


Компьютерные тренажеры


5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные

Познавательные Коммуникативные


Компьютерное тестирование.

Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний

Обязательно закрепить изученной тему: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу. Повторение – это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные

Начало презентации,

Мониторинг на компьютере


7. Информация о домашнем задании

Инструктирует выполнение домашнего задания.

Фиксируют задания.

Регулятивные

Задания различной степени сложности и уровня на Интернет порталах, тренажерах.

8. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные

Анимированная презентация

В структуре урока «открытия новых знаний» мы видим применение различных компьютерных технологий на каждом этапе урока.

В своей практике использую различные презентации, выполненные в программе PowerPoint с различными формами работ. Она дает возможность иллюстрировать каждую свою мысль во время объяснения нового материала. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.

Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей детей.

При составлении презентации использует разнообразный иллюстративный материал из учебных пособий, художественной литературы, мультимедийных энциклопедий и Internet, фотографии.

Во время презентации использую видеофрагменты, музыку. Презентация дает возможность при объяснении нового включать и корректировать 3 вида памяти учащихся (зрительную, слуховую, моторную).

Ребенка легче заинтересовать, когда на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео - графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. «По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации».

Презентация помогает разбирать материал поэтапно. Даже сложный для восприятия материал урока можно разнообразить и, как следствие, привлечь внимание учащихся.

При закреплении материала в случае неверного ответа учащихся презентация дает возможность, через гиперссылки, вернуть учеников к нужному моменту урока, где представлен материал для ответа. Также она дает возможность вернуться к предыдущей теме.

Анимация в презентации, помогает запоминанию. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на основном в представленном материале.

Используя информационные компьютерные технологии при проведении урока, убеждена, что учебный процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для педагога. На таких уроках у детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.

Индивидуальные упражнения позволяют усилить мотивацию ученика к познавательной деятельности. Работа с компьютером дает возможность регулировать задания по степени трудности, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия учителя, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. После работы компьютер проверит все ответы, укажет на ошибки, подскажет, как их исправить. Дети более охотно отвечают компьютеру и не боятся допустить ошибки. Компьютер помогает учащимся сделать самостоятельно вывод своей деятельности, позволяет представить результат наглядно. Использование ИКТ освобождает от нудного традиционного курса обучения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.


Как показала практика, использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время на уроках.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся:

-ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

-овладеть практическими способами работы с информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ технологий помогают и во внеурочной деятельности:

-создание презентаций к внеклассным мероприятиям;

-родительским собраниям;

-музыкальное сопровождение мероприятий;

-создание грамот, дипломов, поощрений.

Ресурсы ИКТ, используемые в начальных классах:

-диски,

-обучающие программы,

-интерактивная доска,

-WEB – сайты,

-мультимедийные презентации,

-цифровые энциклопедии и словари.

Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если:

-учитывать возрастные особенности и интересы детей,

-контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором,

-чередовать виды и формы работы,

-следить за темпом работы,

-исключить всякое подавление и принуждение желания ребенка.


Основные критерии результативности урока:

1. Определять цели урока с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Систематически обучать детей оценивать свою готовность, искать решения, находить причины затруднений и т.п.

3. Использовать разнообразные формы, методы и технологии обучения.

4. Владение технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, подходить к решению вопроса творчески.

6. Формировать умения контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.

7. Учить осмыслению заданного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Оценивать реальную динамику каждого ученика, поощрять успехи.

9. Обучает корректным формам выражения своих позиций.

11. Задавать на уроке атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.


Ожидаемые результаты оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребенка с ОВЗ и уровень освоения образовательной программы.


Есть большое количество мультимедийных материалов, предназначенных для использования в начальном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д. Но при использовании программных продуктов нужно учитывать особенности каждого ребенка в классе.

Также в последнее время создано большое количество развивающих игр, использование которых в работе с детьми ОВЗ дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию пространственных представлений. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере.

Специальные упражнения-игры на тренажерах повышают привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, позволяют планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у детей повышается интерес к процессу обучения. Речевое нарушение и недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) мешают учащемуся в усвоении программного материала, а компьютерные игры и тренажеры развивают навыки самостоятельной работы и самоконтроля..

В своей работе с детьми ОВЗ использую развивающие интерактивные игры, тренажеры с Интернет порталов, учитываю индивидуальные особенности и возраст учащегося, например игры с сайта https://systemekb.ru/games/ovz/page/5/ Также активно использую задания с образовательных порталов «Учи.ру», «ЯндексУчебник», «РЭШ». Эти игровые программы помогают в легкой и доступной форме усваивать знания по математике, русскому языку, стимулируют приобретение новых знаний, специально подобранные игры развивают познавательные способности детей.


Вывод

Необходимость использования ИКТ на современных уроках неоспорима. Педагог получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы. Детям с ОВЗ компьютерные технологии помогают освоить и познать новое. Развитие мотивации, один из способов социализации. Первая причина необходимости использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ является - организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями.

Информационно-коммуникационные технологии дают реальную возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. Расширяют возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

В современной школе компьютер является мощным, многофункциональным техническим средством обучения. Педагог в свою очередь должен не просто дать каждому учащемуся некий запас знаний, но и создать условия для проявления собственной активности учащихся.

Таким образом, анализируя свою практику, делаю вывод, что использование ИКТ в образовательном процессе с детьми с ОВЗ повышает:

- качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя,

-познавательный интерес к предмету и мотивации к учению в целом,

-уровень информационной культуры,

-качество контроля знаний и разнообразие ее форм,

-самостоятельность на уроке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1. С. 47–55.

3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.

4. https://infourok.ru/statya-informacionnokommunikacionnie-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniya-916893.html

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/30/primenenie-ikt-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!