СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку я разработала алгоритм работы, который состоял из четырех основных этапов:  подготовительный;  этап организации повторения;  этап организации и проведения мониторингов;  использование ИКТ при подготовке к ОГЭ.  

Просмотр содержимого документа
«Эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»

Обобщение опыта работы

по теме «Эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку»



Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ – это очень ответственный процесс, он имеет свою специфику. Ученику для успешной сдачи ГИА нужно знать все особенности и «подводные камни» экзамена. И от того, насколько грамотно будет выстроен этот процесс, зависит наш результат и результат наших учеников.


Анализ работ показывает, что на экзамене контролируются не отдельные знания, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию. Следовательно, программа и задания составляются с учетом всех компетенций: лингвистической, языковой, коммуникативной.

Для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку я разработала алгоритм работы, который состоял из четырех основных этапов:

подготовительный;

этап организации повторения;

этап организации и проведения мониторингов;

использование ИКТ при подготовке к ОГЭ.

Подготовительный этап:

- изучила демоверсию ОГЭ 2017 года по русскому языку (основной целью было – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

- при помощи некоторых предметных диагностических тестов оценила готовность учащихся к ОГЭ, выявила проблемы данного класса и проблемы отдельных учеников;

- на основе подготовленного аналитического материала сформировала понимание у обучающихся специфики ОГЭ;

- спланировала работу по развитию навыков выполнения всех частей экзаменационных заданий;

- изучила психологическую обстановку класса..

Второй этап – этап повторения.

На этом этапе мною была разработан элективный курс подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку, который включалв себя список ключевых тем для повторения. Это позволило мне параллельно с изучением нового материала системно повторить ранее пройденное. В зависимости от результатов, которые показывали учащиеся данного класса, план подготовки к ОГЭ по русскому языку в течение учебного года корректировался. Программа размещена на школьном сайте сайте.

Элективный курс подготовки к ОГЭ был рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы. Основное внимание уделялось формированию комплексной работы с текстом. Всего в программе 34 часа, 1 час в неделю. При составлении учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.

Всем известно, что основную трудность у ребенка составляет запоминание правил по русскому языку. Кроме того, к 9 классу часть правил забывается (если они были изучены), остаются лишь поверхностные знания, поэтому на этапе повторения основной моей целью было за короткие промежутки времени повторить как можно больше предметного материала. Для этого я использовала правила-запоминалки, которые очень часто выручают меня на уроках русского языка в 5-6 классах. Их стихотворная форма помогает легко и в кротчайшие сроки запомнить правила. Эти правила «вспоминалки» помогли нам чередование гласных в корне слова, спряжение глагола, правописание приставок и другие темы.

Эффективным способом повторения материала, который я использую при подготовке к ОГЭ, является наглядность в виде таблиц, схем, опорных конспектов.

Одно из заданий третьей части ОГЭ по русскому языку 15.3 (сочинение по определению значения понятия) требует привлечение аргумента из жизненного опыта. Я считаю, что хорошим аргументом может быть текст художественного произведения. Но в наше время дети не любят читать. Как же познакомить их с содержанием художественных произведений или вспомнить прочитанные тексты? Здесь на помощь приходят диски с записями фильмов по их мотивам. Дети с удовольствием просматривают экранизации целых фильмов или отдельных эпизодов.

В течение нескольких лет я создаю свою домашнюю видеотеку, её материалы использую при подготовке к экзамену. В моей видеотеке есть несколько дисков с записями фильмов по мотивам известных произведений. Среди них такие, как: фильм С.Бондарчука «Судьба человека» по рассказу М.А.Шолохова, фильм В.Бортко «Тарас Бульба» по повести Н.В.Гоголя, фильм А.Ивановского «Дубровский» по повести А.С.Пушкина и другие.

Использование различных сайтов Интернета тоже дает хорошие результаты при подготовке.

Адреса сайтов и учебная методическая литература, которые помогли мне при подготовке к ОГЭ.

http://www.fipi.ru «ФИПИ» / Открытый банк заданий/

http://www.saharina.ru/ «Сайт Захарьиной» /тесты/

http://капканы-егэ.рф «Капканы ЕГЭ и ГИА» /готовые сочинения/

http://uchimcauchitca.blogspot.ru «По уши в ОГЭ и ЕГЭ»

http://4ege.ru «4 ЕГЭ» /подготовка к ОГЭ и ЕГЭ/

http://gia.edu.ru/ «ОГЭ. Официальный сайт»

http://neznaika.pro/ «Незнайка» /Тесты. Тексты/

ОГЭ-2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. Автор-составитель: Цыбулько И.П., 2017.

Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Авторы-составители: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., 2017

ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. Автор-составитель: Пахнова Т.М., 2017.

ОГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену. Автор-составитель: Степанова Л.С., 2017.

Третий этап работы – мониторинг качества образования. Мониторинг является внутренней частью системы по оценке качества изучаемого материала, мониторинг позволяет отследить, насколько достижения учащихся соответствуют готовности к экзамену. В своей школе мы проводим административные предметные контрольные работы.

При выполнении 2 части экзаменационной работы (задания с выбором ответа) я иногда обращаюсь к тестам онлайн, выполнение которых позволяет мне осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, ученики узнают о своих ошибках и анализируют их сразу же.

Четвертым этапом является использование ИКТ. Хорошим методом повышения результативности при изучении русского языка, а также при подготовке к ОГЭ является участие обучающихся в онлайн олимпиадах. Олимпиады позволяют учащимся развивать нестандартное решение, необычные и интересные олимпиадные задания позволяют мыслить более глубоко и широко, ощутить дух соперничества.

Моим ученикам нравится участвовать в таких олимпиадах по русскому языку, как: «Умната», «Журавлёнок», «Русский медвежонок» и др.

Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся играют пробные экзамены, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.

    Для лучшей мобилизации при работе по подготовке к экзаменам использую также различные памятки для учащихся.

Во время экзамена:

- пробежать глазами экзаменационную работу, чтобы увидеть, какого типа задания в ней содержатся, это поможет настроиться на работу и распределить время;

- внимательно прочитать каждый вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам выпускники уже предполагают ответ и торопятся его вписать, зачастую задания и вопросы к ним содержат более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд);

- если нет ответа на вопрос или не уверен в правильности ответа, пропусти его и отметь на черновике, чтобы потом к нему вернуться;

- если в течение отведенного времени невозможно ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант, опираясь на интуитивное знание;

- максимально использовать отведенное для экзамена время, не ориентируйтесь на минимально положительный результат, приложить все усилия для выполнения как можно большего числа заданий;

- исправления в бланке ответов крайне нежелательны; делаются исправления только по инструкции организаторов;

- после получения результатов выпускник имеет право подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию, однако делать это следует только при наличии весомых причин.

Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это практически нереально. Учитывай, что некоторые тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Очень важно убедить всех учащихся приступить к части С на экзамене. Многие дети не любят писать сочинения, более того, боятся его, так как считают, что не достаточно грамотны. Но ведь баллы можно заработать, даже допустив ошибки.

Данные памятки и советы (как показывает практика) помогают учащимся правильно организовать свою подготовку, рационально использовать время, достойно подготовиться к экзаменам.


Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:

- языковой;

- лингвистической;

- коммуникативной;

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.