СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность применения технологических карт на уроке истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье рассматривается эффективность использования технологических карт на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Эффективность применения технологических карт на уроке истории»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Шурова Л. Н., к. и. н., учитель истории и обществознания;

МБОУ «Гимназия №17»

г. Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс



Одной из эффективных педагогических практик является применение технологических карт на занятиях. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Технологическая карта урока – это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. К современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию предметных, метапредметных и личностных умений (учебных универсальных действий) в соответствии с требованиями ФГОС.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающихся в освоении темы, определении предполагаемых образовательных результатов.

Основные черты, присущие технологической карте: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность, обобщенность.

Использование технологических карт на уроках позволяет:

  • определять результаты учебной деятельности обучающихся: предметные, метапредметные, личностные;

  • формировать учебные универсальные действия на каждом этапе урока;

  • проектировать последовательность работы по изучению темы от цели до конечных результатов;

  • определить место конкретного урока в учебном курсе уроков;

  • выбирать методы обучения, формы работы с учениками для достижения результатов, органично интегрируя их в каждый элемент структуры урока;

  • использовать технологии, способствующие повышению эффективности обучения на разных этапах занятия;

  • обеспечить повышение качества образования.

В качестве преимущества технологической карты перед планом-конспектом урока, кроме вышеперечисленного, хотелось бы отметить ее компактность. Она помещается на одной - двух страницах. Упрощает работу еще и то, что все проблемные вопросы и задания «всегда под рукой». Они лаконично сформулированы на каждом этапе урока и помещены в соответствующую ячейку технологической карты. Обладая набором карт по учебному предмету, учитель выстраивает процесс обучения по блокам тем, и может проанализировать и оценить эффективность своей работы. Пример технологической карты урока истории в соответствии с ФГОС представлен в таблице №1. (приложение 1)

Таким образом, привлечение технологической карты урока в качестве методической документации позволяет учителю вести занятия в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Использование карты обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и дает возможность достижения планируемых результатов в освоении основных образовательных программ. Благодаря ее применению педагог будет максимально подготовлен к проведению уроков и сможет дать больше знаний обучающимся.



Приложение 1

Таблица №1. Технологическая карта урока истории

Предмет

история

Класс

9

Цель

Дать характеристику городу Кемерово как центру химической промышленности России


Задачи

1.Формирование патриотизма, гордости за кемеровчан, внесших свой вклад в развитие технической мощи России

2. Повышение интереса к истории родного края

3. Углубление знаний об экономической истории России, области, города

методы

Историко-антропологический метод, объяснительно-иллюстративные,

проблемного изложения, частично-поисковые

Формы организации работы на уроке

фронтальная, самостоятельная индивидуальная работа

Тип урока

Урок изучения нового материала







Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

технологии

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивация учебной деятельности

Мозговой штурм:

Дети пытаются определить тему урока по гимну Кемеровской области и гербу города Кемерово

Определение темы урока:

-Тема урока- город Кемерово как центр химической промышленности.

Определение задач урока:

Нас интересует трудовой подвиг кемеровчан, внесших свой вклад в развитие технической мощи России.

Необходимо углубить знания об экономической истории родного края, родного города







Учитель предлагает учащимся самим определить тему урока, для этого демонстрируется гимн Кемеровской области и герб города емерово

Учитель пытается подтолкнуть учащихся к правильной постановке темы

гимн Кемеровской области, герб города Кемерово
















Технология критического мышления

Формирование уважительного отношения к истории родного края

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Изучение нового материала –


Докладчики самостоятельно подготовили материал выступления и презентации, используя учебную литературу, мемуарные источники, документы, научные труды отечественных, фотодокументы, в том числе опубликованные и интернет-ресурсах. Докладчики самостоятельно формулируют вопросы к дискуссиям.

Учащиеся высказывают свое мнение по дискуссионным вопросам.


Учитель задает вопросы.

Какие предприятия химической промышленности города Кемерово вам известны?

С чем связано развитие химической промышленности в Кузбассе?

Каковы причины развития химической отрасли в Кузбассе?

и другие вопросы

Вопросы для обсуждения

Технолоия критического мышления, исследовательская работа, дискуссионная технология

Формирование уважительного отношения к истории своего края.

Развитие умений анализировать , сопоставлять и оценивать информацию, находящуюся в различных исторических источниках.

Формирование социальных ценностей и идей. Популяризация профессий, занятых в химической промышленности


Коммуникативные

Познавательные

Личностные Обучающиеся учатся: самостоятельно анализировать причины и перспективы развития химической промышленности в городе Кемерово;

аргументировать свою позицию, отвечая на вопросы дискуссии

Закрепление нового материала

Общее классное обсуждение


Учитель помогает сделать выводы о развитии химической отрасли в городе Кемерово.

Чем объясняется высокая концентрация предприятий химической промышленности в Кузбассе?

В чем вы видите перспективы развития химической отрасли в Кемерово?


Вопросы для обсуждения

Технология критического мышления, дискуссионная технология

Расширение опыта оценочной деятельности на основе оценки деятельности промышленных предприятий.

Развитие умений анализировать, сопоставлять и содержащуюся в разных источниках информацию о событиях прошлого.

Приобретение опыта активного освоения исторического наследия своего народа.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников

Рефлексия

Опираясь на исследование, проведенное докладчиками учащиеся отвечают на вопросы

Какой из докладов понравился Вам больше всего?

Чем данный доклад выделяется из других?

Тема какого доклада показалась вам наиболее сложной?

С Вашей точки зрения, какой материал можно было бы добавить при раскрытии данной темы?






отвечают на вопросы



Вспоминают этапы урока, свои затруднения и открытия




Коммуникативные




Личностные Обучающиеся научатся: оценивать результат деятельности одноклассников на уроке; сравнивать и выбирать лучше подготовленный материал, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

формулировать и аргументировать свое мнение;








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!