«Эффективные методы и формы работы при подготовке учащихся к ОГЭ по английскому языку»
Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ:
• информационная готовность (знания о правилах проведения экзамена, правилах заполнения бланков и т. д.);
• предметная готовность (теоретическая – качество подготовки по предмету, практическая – умение выполнять задания КИМов);
• психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Подготовка к ОГЭ в 9 классе начинается в начале учебного года
1. Работа с учащимися и родителями. В сентябре-октябре проводим совместную встречу с родителями, на которой рассказываем о нормативных документах, об организации и проведении ОГЭ по английскому языку в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов. Систематически информируем родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, с результатами индивидуальной работы, знакомим с результатами диагностических работ.
2. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На уроках выполняем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из КИМов.
4. Использование в домашних заданиях материалов КИМов.
5. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.
В контрольные и тестовые работы включаю задания, соответствующие заданиям ОГЭ. Обязательно необходимо добиться того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки.
6. Проведение тематического повторения в течение года.
В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Путешествия».
7. Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении.
8. Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ заключается в выработке психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
На этапе содержательной (предметной) подготовки учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников школы, изучить кодификаторы и спецификацию ОГЭ, изменения в КИМах и выстроить траекторию подготовки выпускников к итоговой аттестации. Исходя, из субъективных проблем при подготовке обучающихся к итоговой аттестации необходимо вносить дополнения и корректировку в календарно-тематическое планирование по английскому языку с учетом содержания КИМов и развития универсальных мыслительных операций учащихся. Поэтому необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с того класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор. Основная подготовка учеников к ОГЭ идет не только в 9 классе, типовые задания выполняются и в 7, и в 8 классах. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с сайтом www.fipi.ru, сайтом «Решу ОГЭ», использование сайтов предметной направленности и On-line тесты для подготовки к итоговой аттестации.
Самостоятельная работа является важным звеном в обучении иностранному языку.
Один из способов развития самостоятельности учеников – их самостоятельная работа на уроке и во внеурочное время. Задача учителя – оказать помощь учащимся, которая носит направляющий, объясняющий, организующий и корректирующий характер, дать необходимые рекомендации о том, как выполнить то или иное задание, обучить их последовательности выполнения упражнений, создать необходимые для этого условия.
При чтении учащиеся самостоятельно выполняют различные упражнения: выбирают правильный вариант из данных, отвечают на вопросы, подбирают правильный заголовок, находят эквиваленты. Что касается чтения, то этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует.
Аудирование само по себе предусматривает самостоятельность, ученик сам слушает текст. При аудировании учащиеся прослушивают информацию и выполняют самостоятельно задания: выбрать правильные предложения из данных, подтвердить или опровергнуть реплики, закончить данную фразу. Задания выполняются учащимися обычно во время прослушивания текста. Такой вид деятельности, как письмо, в 6–9 классах тоже связан с самостоятельной работой учащихся. Различные упражнения: описать погоду, свою семью, школу и т. д., составить своё расписание уроков, заполнить анкету, – самостоятельно выполняются учащимися на основе упражнения-опоры. Подобные задания также позволяют готовить учащихся к ГИА.
Таким образом, результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми обучающихся. Если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения, то все поставленные задачи будут достигнуты.
5