СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные учебные практики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья

Просмотр содержимого документа
«Эффективные учебные практики»

ЭФФЕКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Оспанова Гульнара Сабитовна,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Школа- лицей №1»

акимата города Нур-Султан

г. Нур-Султан, Казахстан

Современное развитие общества предъявляет принципиальные требования к результативности образования. Особую актуальность на данном этапе развития казахстанской школы приобретает реализация теоретической и практической частей образовательных программ, совершенствование методов и приемов организации образовательной деятельности обучающихся. Во главу угла современного урока поставлено формирование компетентностей обучающихся через организованную деятельность или специальную учебную практику. Согласно словарной статье авторитетного словаря С.И. Ожегова, практика - «1. Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт. 2. Приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы. 3. Работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области. 4.Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.» Объединяющим все вышеприведенные определения является слово «деятельность». Именно деятельностный или системно- деятельностный подход или применение и внедрение на уроках русского языка и русской литературы творческих, исследовательских практик способствуют формированию у учащихся общеучебных компетенций. К ним, в первую, очередь, входят коммуникативные, в числе которых умение публичного выступления, навыки групповой работы; информационные, подразумевающие работу с различного вида информацией, ее сбор и обработку; культуроведческие, связанные с вопросами оформления правильной речи. Такой подход в обучении способствует всестороннему развитию личности школьника, причем в большей мере особое внимание уделено зоне ближайшего развития, позволяющей ученику совершенствоваться под внимательным руководством взрослого, в частности, учителя. Как правило, это не подсказка со стороны педагога, а существенная необходимая помощь, в том числе постановка задач обучения, предоставление плана действия. Дальнейшая деятельность учащегося связана с самостоятельным поиском информации, сведений из дополнительных источников. Это содействует воспитанию самостоятельности, саморегуляции ученика, делает обучение развивающим. Профессор Асмолов А.Г., известный психолог, отмечал: «Системно- деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания». Именно такая деятельность содействует, по мнению Асмолова А.Г., возможности «самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться».

На современном этапе обучение умению учиться поставлено во главу угла уроков русского языка и русской литературы, которые дают широкую возможность для реализации теоретических и практических частей образовательной программы через использование эффективных учебных практик.

В первую очередь, это творческая работа, которая пронизывает все уроки: к примеру, составление тематических кроссвордов, выразительное чтение по ролям фрагментов художественных текстов, проба пера, моделирование ситуаций с использованием образных выражений, крылатых слов, составление вопросников к текстам, викторин, тестов по изученным произведениям, рекламных слоганов. Интересным видом работы является создание тематических комиксов при проведении уроков русского языка и русской литературы, преследующая достижение цели обучения: «представление информации в виде иллюстраций, комиксов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий». Творческие практики призваны развивать интерес к предмету и мотивацию к обучению учащихся. Опыт показывает, что такие виды деятельности нравятся учащимся, надолго остаются в их памяти, и, что немаловажно, способствуют прочному закреплению знаний, навыков.

Согласно целям обучения раздела типовой программы по литературе "Оценка и сравнительный анализ" учителю необходимо обучать учащихся умению сравнивать художественное произведение с другими видами искусства, а также сопоставительному анализу произведений искусства. Так, к примеру, на уроках русской литературы при изучении раздела «Рождество в литературе» в 6 классе привлекаются к сравнительному анализу музыкальные произведения П.И.Чайковского «Щелкунчик», вальс из оперы «Елка» В.Ребикова, известные картины Бориса Кустодиева «Елочный торг», Генри Мослера «Рождественское утро» и произведений русских и зарубежных писателей на рождественскую тематику. Учащиеся участвуют в исследовании, находя сходства и различия в средствах изображения, делая выводы по исследованному материалу. В процессе изучения сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» по русской литературе в 5 классе представляется богатый материал: художественные фильмы, снятые на основе сюжета произведения, знакомство с художниками, создавшими цикл картин и иллюстраций к сказке. В конечном итоге, такие практики позволяют расширить кругозор учеников, развить критическое мышление, содействуют эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

В процессе изучения курса литературы проводится системная работа по привитию навыков сопоставительного анализа произведений, например, литературной сказки Василия Андреевича Жуковского «Сказка о царе Берендее» и сказок немецких авторов братьев Гримм; мифов народов мира. При составлении сравнительной характеристики учащиеся обращаются к помощи кластеров, схем, концептуальных карт, таблиц, которые помогают им выразить и наглядно отобразить свои мысли и суждения. В 5 классе такие практики реализуются учащимися при помощи учителя, в зоне ближайшего развития, старшеклассники, имеющие уже достаточный опыт, успешно работают самостоятельно.

В условиях дистанционного обучения нашли широкое применение проектные практики в форме создания видеороликов, голосовых записей на определенную тематику, например, декламация художественного произведения. Заслуживают внимание проектные практики по составлению карты путешествия литературного героя, например, карта путешествия Герды из сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена, изучаемая в курсе литературы 5 класса. Такой вид деятельности способствует формированию пространственного воображения, кропотливому отбору, изучению информации и ее дальнейшей обработке.

Особая роль на уроках языка и литературы отведена культуроведческим практикам- формированию умений и навыков правильно и красиво говорить. К основным формам работы можно отнести составление дневниковых записей, ведение дневниковых наблюдений, что, несомненно, способствует развитию монологической письменной речи ученика. Интересен такой вид работы, как составление дайджеста изучаемого произведения, данная работа сродни краткой аннотации художественного текста, помогает развивать критическое мышление школьников, развивать их образное мышление. Составление синквейнов – пятистиший, опросника- интервью с литературным героем, работа с вопросами высокого и низкого порядка, ромашкой Блума, составление и работа с облаком слов, «Закончи предложение» – эти виды деятельности призваны содействовать обогащению лексикона, развитию навыков и умений правильно строить письменную и устную речь, а также формированию мотивации к изучению учебного материала. Культуроведческие практики также включают в себя работу по известным РАФТ и ПОПС- формулам, которые, как показал опыт работы, играют неоценимую роль в развитии аналитических способностей наших школьников.

Таким образом, уроки русского языка и русской литературы на современном этапе, системно развивая общеучебные компетенции казахстанских школьников, способствуют успешной реализации эффективных учебных практик основных образовательных программ гуманитарного направления.




Литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23288

  2. Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2010, стр.1

  3. Типовая учебная программа по предмету "Русская литература" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

  4. Типовая учебная программа по предмету "Русский язык" для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию