СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ОСНОВА ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование создает условия для развития творческих интересов детей, включая их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Оно требует иного подхода к организации образовательного процесса, оценке его результатов, отбору содержания образования. Дополнительное образование гибко и оперативно реагирует на изменение социального заказа, обеспечивает возможность свободного выбора объединений и студий. Решение этих задач связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов.

В статье представлен опыт работы учреждения дополнительного образования по методического сопровождению образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ОСНОВА ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»


ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ОСНОВА ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Дополнительное образование создает условия для развития творческих интересов детей, включая их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Оно требует иного подхода к организации образовательного процесса, оценке его результатов, отбору содержания образования. Дополнительное образование гибко и оперативно реагирует на изменение социального заказа, обеспечивает возможность свободного выбора объединений и студий. Решение этих задач связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов. Основная цель – создание условий для реализации личностных качеств педагога, повышение уровня его профессионального саморазвития, готовности к освоению новых программ и технологий, созданию индивидуальной методической системы. Научно-методическое обеспечение является важным ресурсом образовательной системы, обеспечивающее её жизнедеятельность. В последнее время для обеспечения качества образования методическим отделом Дворца детского (юношеского) творчества была упорядочена программно-методическая база и обновлено содержание дополнительного образования.

Для высокого качества образовательного процесса мы используем новую форму организации методического обеспечения, завоевавшую себе авторитет в европейских странах.

Модерация предполагает создание творческих (проблемных) групп педагогов, которые работают по определённой проблеме. Положительный результат при модерации даёт лишь такой тип отношений, который предполагает объединение личностей как индивидуальностей. С помощью модерации делается попытка решать проблемы учреждения, используя индивидуальный профессиональный опыт участников процесса повышения квалификации.

Модерация как комплексная форма повышения профессионального мастерства педагогов связана с другими формами методической работы, не исключает, а обогащает их. Она органично вписывается в систему методической работы.

Одной из основных структур методической работы являются методические объединения, участие в деятельности которых для всех педагогов являются обязательным. На их заседаниях рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации учебной и воспитательной работы, изучаются современные концепции, передовой педагогический опыт, нормативный документы, обсуждаются результаты обучения и воспитания учащихся, осуществляется обмен опытом работы.

Важное место в образовательном процессе Дворца творчества занимает программно-методическое обеспечение образовательного процесса. В нашем учреждении ежегодно реализуется свыше 50 программ 6 направленностям: художественной, социально-педагогической, туристcко-краеведческой, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной. Методический арсенал Дворца детского (юношеского) творчества постоянно пополняется своими «родными» авторскими программами. Дополнительная образовательная программа содержит чётко обозначенные ожидаемые результаты её освоения учащимися. Это формулировка не только того, что будет знать, уметь и к чему будет готов воспитанник, но и его будущих личностных характеристик.


Число образовательных программ постоянно увеличивается, большинство программ – долгосрочные, программы художественной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической направленностей по-прежнему занимают ведущее место в образовательном процессе.


Определение своего места в мире всегда являлось максимально важной задачей для подростков, входящих во взрослую жизнь. Решение этих задач требует комплексной помощи педагога-психолога. Во Дворце организуется психолого-педагогическое сопровождение, в рамках которого оказывается поддержка обучающихся в определении будущей профессиональной деятельности. Психологическое сопровождение обязательно предусматривает формирование у учащихся базовых компетентностей необходимых для успешной самореализации, готовность эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Безусловно, все эти компетентности формируются постепенно и без грамотно выстроенной работы не только психолога, но и педагога нельзя рассчитывать на их качество. Психологическое сопровождение играет важную роль для повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, содействует в приобретении знаний по формированию способности обучающихся к самоопределению. Проводится открытый тренинг по профилактике профессионального и эмоционального выгорания.

Методическое обеспечение аттестации и повышения квалификации педагогических кадров является еще одним направлением деятельности методической службы. Ориентируясь на различный уровень педагогического мастерства, используется дифференцированный подход. Для более эффективной организации методической работы с педагогическими кадрами предполагается постановка целей и задач для каждой группы педагогов, в соответствии с ними определяются формы и методы методического обеспечения.

  • Начинающие педагоги.

1. Цель: включение педагога в деятельность по освоению содержания дополнительного образования.

2. Задачи: создание комфортных условий, методическая поддержка на основе диагностики и самоанализа.

3. Формы методической работы: знакомство с концепцией развития ДЦЮТ, воспитательной системой, школа начинающего педагога, наставничество, лекции, практикумы, стажировки у опытного коллеги.

4. Используется репродуктивный метод.

Педагоги осваивают способы решения основных профессиональных задач, вырабатывают индивидуальный педагогический почерк и стиль педагогической деятельности.

  • Творчески работающие педагоги.

1. Цель: создание пространства для творчества, постоянное продвижение и развитие педагога как специалиста, формирование исследовательских компетенций.

2. Задачи: организация работы по самообразованию, практическое освоение принципов обучения, расширение диапазона педагогических действий, внедрение новых технологий.

3. Формы методической работы: участие в мероприятиях различного уровня, проблемные группы, семинары, практикумы.

4. Используются продуктивные, активные методы.

Педагоги свободно владеют профессией, способны оптимизировать индивидуальную методическую и педагогическую системы.

  • Педагоги, ведущие научно - исследовательскую работу.

1. Цель: устойчивая исследовательская позиция для улучшения качества образования и формирования авторского инновационного стиля.

2. Задачи: включённость в опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность.

3. Формы методической работы: участие в проектах, издательская продукция, творческая лаборатория, мастер-классы, научно-исследовательская деятельность.

4. Используются исследовательский, творческий методы.

Педагогические работники, обладающие высокими педагогическими способностями, работающие на исследовательском уровне, проявляют себя как творцы в педагогической деятельности, способные к дальнейшему собственному самоопределению и конструированию авторской методической системы.

Эффективной формой методического обеспечения являются временные и постоянные проблемные группы, которые создаются для решения конкретной проблемы. В проблемные группы объединяются педагоги, интересующиеся каким-нибудь вопросом и желающие изучить его, а результаты изучения включить в практику своей работы; либо педагоги, испытывающие затруднения в какой-нибудь области своей деятельности, стремящиеся преодолеть их, чтобы достичь лучших результатов. Также у нас формируются проблемные группы при подготовке педагогических советов, творческих отчётов, конференций.

Среди разнообразных направлений и форм методического обеспечения образовательного процесса особое место занимает развитие творческого потенциала педагога, его индивидуальности. Выбор педагогом проблемы для разработки в рамках методической темы может быть связан с написанием творческой работы. Индивидуально-ориентированный подход предполагает использование индивидуальных форм повышения профессионализма педагогов: консультирование со специалистами, опытными педагогами, подготовка, проведение и анализ открытых мероприятий, самообразование. Важным стимулирующим средством педагогических коллективов являются ежегодные творческие отчеты учреждения, тематические недели, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Среди педагогов дополнительного образования было проведено анкетирование, с целью выявления эффективности методического обеспечения во Дворце детского (юношеского) творчества.

В анкетировании приняло участие 20 человек, что составило 100% от общего количества. На вопрос, «Какие виды методического обеспечения эффективны в вашей работе?» выбрали помощь при аттестации, повышение профессионального роста (65% - 13 чел) и помощь в создании дополнительных образовательных программ (50% - 10 чел.). Также были выбраны такие виды как самообразование и обеспечение разнообразными материалами для проведения занятий (25% - 5 чел, и 15% - 3 чел. соответственно). Это показывает, что разнообразие видов методического обеспечения эффективно влияет на повышении профессионального роста.

На вопрос, «Какие формы работы методического отдела наиболее эффективны?» было отмечено повышение квалификации, мастер-класс, творческая мастерская, «круглый стол», педагогические чтения (65% - 13 чел); различные семинары, практикумы (60% - 12 чел). Педагогическому совету отдали предпочтение 25% (5 чел), работе в методическом объединении - 20% (4 чел), самостоятельной работе - 10% (2 чел).

В ответах на вопрос, «В каких видах педагогической деятельности Вам необходима методическая помощь?» видно, что методическая помощь необходима во всех видах педагогической деятельности в среднем 50% от общего количества. Педагоги могут самостоятельно планировать свою работу (10% (2 чел) нуждаются в помощи), используют самостоятельно разнообразные формы проведения занятии (20% (4 чел) нуждаются в помощи), чётко усвоены формы работы с родителями (20% (4 чел) нуждаются в помощи), умело ведут мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся (10% (2 чел) нуждаются в помощи), могут обобщать и распространять свой опыт работы (45% (9 чел) нуждаются в помощи), самостоятельно выявляют типичные ошибки в работе и своевременно их устраняют (5% (1 чел) нуждаются в помощи). Эти показатели свидетельствуют об эффективной работе методической службы учреждения.

Также проведенное исследование показало, что дидактическим и лекционным материалом обеспечены 55% (11 чел), технические средства обучения имеют 20% (4 чел), учебно-методическим комплексом обеспечены 15 % (3 чел), полную нормативно-правовую базу имеют 80% (8 чел).

В вопросе «Какую роль играет для вас методическая служба?», видно, что методическая служба в полной мере способствует профессиональному росту.

Анкетирование показало, работа методического отдела ДДЮТ оказывает большое положительное влияние на профессиональный рост педагогов, уровень их квалификации, педагогического мастерства, компетентности, эффективности деятельности, самореализации творческих способностей, что ведёт соответственно к повышению качества образовательного процесса.

Фактором роста качества дополнительного образования является разработанная система методического обеспечения, целенаправленного развития педагогического профессионализма, обеспечивающая эффективное выстраивание воспитательно-образовательного процесса педагога, отбор оптимального содержания дополнительного образования.

5