Эффективные формы воспитательной работы педагогов школы по духовно-нравственному развитию учащихся и классных коллективов.
Проблема духовно-нравственного развития в настоящее время актуальна и своевременна, она является главной в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса.
В современном мире утрачена духовная ориентация, а страдают от этого, в первую очередь, молодые люди, дети. Поэтому роль школы в воспитанииответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, становится особенно важной и решающей. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребёнка, осознание им себя гражданином своей страны.
Процесс воспитания в нашей школе осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств: внеклассные мероприятия, общешкольные, работа кружков и секций.А так же экскурсии, литературные чтения, открытые уроки, внеклассные мероприятия, работа школьного музея – все эти формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности позволяют педагогам нашей школы целенаправленно вовлекать учащихся в создание творческого союза, позволяющего каждому участнику взращивать в себе ростки добра.
В воспитательную программу школы по «Духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся» мы заложили следующие направления деятельности:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
3.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
7.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Реализация данной программы начинается с начальных классов. При разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребёнка.Учителя начальных классов, ставят перед собой задачи расширения представлений о нормах культурной жизни, приобщения детей к этим нормам, так как работают по проблеме развития самостоятельности: приобщение к гигиенической и физической культуре, изучение истории семьи, семейных традиций, культура поведения с близкими и незнакомыми людьми, культура поведения в школе, привитие любви к родителям, к своему дому, к природе, приобщение к экологической культуре, культуре умственного труда, любви к книге.
Со второго класса дети учатся составлять свою родословную, которая включает в себя только маму, папу, бабушку с дедушкой и детей. Работа продолжается в следующих классах, родословная пополняется. Идёт исследовательская работа, совместно с родителями, по поиску данных о прадедушках, прабабушках каждого рода. В 4 классе начинается изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики». При подведении итогов изучения курса «Основ светской этики»дети представляют своё генеалогическое древо уже в нескольких поколениях. Эта работа позволяет знать историю своей семьи, судьбы близких им людей.
Уроки ОРКСЭ способствуют реализации программы духовно-нравственного развития. Именно на этих уроках формируется ценностное отношение к семье, здоровому образу жизни, патриотизм, отношение к традиционным религиям, представления об эстетических идеалах, нравственные чувства и этическое сознание.
Стало уже традицией в нашей школе- заканчивать курс ОРКСЭ приглашением родителей, педагогов, имама нашей мечети. Дети вместе с родителями представляют свои семьи: рассказывают о традициях семьи, увлечениях, показывают и рассказывают о семейных реликвиях, демонстрируют традиционные национальные блюда. При выборе курса было проведено родительское собрание «Воспитательный потенциал семьи» с участием священнослужителя и имама мечети.
Учащиеся начальных классов любят бегать, играть.Наличие спортзала в школе способствует удовлетворению двигательной активности школьников. Весёлые старты, соревнования, игрына свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
На школьном и муниципальном уровне проводятся различные мероприятия и конкурсы, где дети принимают активное участие. Они выражают своё творчество в работах, которые оценить, наверное, невозможно, так как они сделаны детскими ручками. Этот труд эффективно способствует развитию интеллекта и психики ребёнка, эстетического вкуса и творческих способностей, воспитанию нравственных качеств личности.
Задача воспитательной работы педагогов среднего и старшего звена – расширение представлений о человеке, как субьекте жизни и формирование способности к саморегуляции. Они работают по проблеме самоорганизации, самоутверждения, выбора и самоопределения воспитанников: учат выстраивать собственную концепцию здорового человека; формируют знания о социальных ролях отца и матери, сына и дочери, бабушки и дедушки, внука и внучки; правилах общения; знакомят с персонажами великих и выдающихся людей, как пример высочайших духовных достижений человека; беседуют о любви и здоровье; роли личности в развитии общества, патриотизме, проблемах экологии. В итоге мы должны воспитать у учащихся умение управлять процессом развития своей личности, утверждать нравственные принципы жизни своим поведением, учёбой, поступками, уметь анализировать жизненные явления с позиций счастья, совести, долга, определять свою роль в будущей жизни; отстаивать свою жизненную позицию.
В рамках программы был создан отряд волонтёров. Деятельность отряда направлена на оказание помощи Ветеранам, пожилым людям. Организуются акции по уборке территории школы, территории села. Волонтёры выезжают на близлежащие озера, на родник для очистки берегов от мусора. Ребята взяли шефство над учащимися младших классов, выступают с концертами на праздниках. Они учатся быть внимательными, заботливыми по отношению к другим людям. Они учатся любить свой родной край, ценить достопримечательности и беречь их.
Большое внимание в школе уделяется дополнительному образованию. Создано более двадцати творческих объединений различного направления, главная задача которых – занятость полезной деятельностью, раскрытие их творческих способностей, духовно-нравственное развитие личности. Педагогический коллектив нашей школы, в воспитательной работе, использует такие формы, как: посещение музеев, театров, проведение экскурсий. Учащиеся вместе с учителями совершили поездку к озеру Тургояк, посетили Ильменский заповедник, побывали на озере Увельды.
Школа активно работает по проекту «Шаг навстречу. Ихлас». Проводятся мероприятия, которые сказываются в привитии моральных и нравственных качеств учащимся, в активном участии родителей и всего населения. Традиционно проводятся у нас «День знаний», «Осенний бал», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», « 8 марта», «Проводы зимы», «Сабантуй», «Карга туй». Участниками всех праздников являются родители. Учащиеся вместе с ними участвуют в акциях, проектах, конкурсах, спортивных мероприятиях. Эта работа сплачивает школу и родителей, родителей и детей. Ведь как гордится ребёнок своей семьёй, которая помогла ему одержать победу. Ребёнок учится уважать семью, своих родителей. Академик Д.С. Лихачев писал:
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,не ценит память о них, не любит старые дома, старые улицы,пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Поэтому, чтобы ребёнок не вырос равнодушной личностью, мы должны использовать в своей воспитательной работе, всеформы духовно-нравственного развития учащихся.
З.А.Сунагатуллина
Учитель ОРКСЭ