СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение направлено на выявление и изучение способов формирования "вдумчивого" читателя среди учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников»

Формирование умения работать с текстом: эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников.

Комплексная контрольная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника.

Задания позволяют установить уровень владения основными учебными умениями:

- умение работать с текстом;

- скорость чтения;

- сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

- умение понимать и выполнять инструкции.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы и все имеют схожую структуру.

Получается, что сегодня наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями, а у обучающихся наоборот наблюдается дефицит таких умений:
- работать с текстом;
- давать развернутые ответы;
- обращать внимание на детали;
- сопоставлять, сравнивать;
- осуществлять поисковый вид чтения;
- анализировать материал.


Это связанно с неумением работать с информацией, это несформированность у младших школьников коммуникативной компетенции.

На самом деле некоторые учащиеся испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации.

Цель данного сообщения: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:

- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.



Приемы работы:

Чтение фамилии автора

Чтение заглавия текста

Чтение выделенных слов

Рассматривание иллюстраций

Высказывание предположений о теме, содержании текста

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы:

Чтение текста по частям с комментариями

Диалог с автором (находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы)

Работа с малознакомыми, непонятными словами (выделение маркером)

Выборочное чтение

Беседа по содержанию

Сравнение содержания текста со своим предположением

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы:

Постановка проблемного вопроса к тексту

Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

Высказывание отношения к прочитанному

Характеристика событий, места действия, поступков героев.

Выполнение творческих заданий учащимися.

Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п. На уроках литературного чтения при работе с поэзией как можно чаще находить эпитеты (золотые руки), метафоры (туча птиц), сравнения и олицетворения (Плачут вербы, шепчут тополя С. Есенин).

Очевидно, что вышеуказанные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения.

Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления

Прием “Составление кластера”

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Написание синквейна”

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Например, Весна.

Молодая, цветущая.

Журчит, расцветает, поет.

Будит природу ото сна.

Утро природы.

Пчелка.

Маленькая, трудолюбивая.

Летает, опыляет, жалит.

Приносит людям пользу.

Медонос.


Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся.Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

Организационные формы для проведения обсуждения прочитанного текста могут быть разнообразными. Наиболее простая форма – вопросы и ответы с фиксацией результатов обсуждения на доске (учитель или ученик) и в тетрадях.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, что очень важно при написании комплексных контрольных работ, а также заставляет думать, познавая окружающий мир.

Вывод: необходимо как можно больше работать с текстом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!