Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Когда я сына в армию провожала, очки чёрные надела, иду, думаю: заплачу, если он увидит меня такой. Хотела, чтоб красивой он меня запомнил…
Гармошка там, парни знакомые были, прощались все, и дядя пришёл, Николай Митрич, четырнадцать медалей у него за войну, и не трезвый уже. Смотрел он, смотрел на парней, на девушек, на Ванечку-то моего и заревел, ровно ребенок. Я сына не хочу расстроить, очки у меня чёрные, терплю, говорю ему: «Ты на дядьку не смотри, пьющий он, слёзы-то пустил. Ты в советскую армию идёшь, я тебе посылочку пришлю, денежек, ты внимания не обращай…»
А он – дёрг мешок и пошёл, отворачивается от меня, чтобы нервы не показать, расстройство своё. И не целовал даже, чтоб чего не случилось. Так и проводила Ванечку.… По десяточке ему посылаю …
А красивый он у меня, девушки ему перчатки дарили. Приходит однажды, говорит: «Вот перчатки Лидка дала, заплатить ей, мама, или как?»
– « ты, – говорю, – ей тоже чего подари и хорошо будет».
Токарем он работал, да стружка в глаза попала, потом в шофёры пошёл, да машиной ворота какие-то своротил, отчаянный и глупый был, а тут – в 11 армию. Солдат он серьёзный сейчас, на посту стоит. В письмах пишет: «На посту стою, мама».
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Эмоциональностью и экспрессивностью текста публицистики обусловлено широкое использование вопросительных предложений (Приходит однажды, говорит: «Вот перчатки Лидка дала, заплатить ей, мама, или как?»).
2) Разговорные слова («заревел», «дядьку», «дёрг мешок», «по десяточке», «своротил»), эмоционально-оценочные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Ванечка, посылочку, денежек, десяточке), вопросительные предложения, частица –то («Ванечку-то», «слёзы-то») – все эти средства позволяют выразить эмоциональность и субъективизм.
3) Текст относится к разговорному стилю, так как это устная форма речи на житейскую тему. Разговорная речь используется в непринуждённых беседах обычно со знакомыми людьми.
4)За многоточием скрывается неожиданная пауза, отражающая волнение говорящего («Ты в советскую армию идешь, я тебе посылочку пришлю, денежек, ты внимания не обращай…»/ Так и проводила Ванечку.… По десяточке ему посылаю …»). Как стилистический приём умолчание часто встречается в разговорной речи.
5) Текст относится к публицистическому стилю, так как его основная функция – воздействие на массовое сознание слушателя или читателя.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом абзаце текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОСТ, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПОСТ
1. У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви. Строгое соблюдение постов. Проводить время в посте и молитве (поститься). Вынужденный п. (перен.: о невольном голодании; шутл.).
2. Период, в к-рый, по предписанию церкви, запрещается употребление скоромной пищи и действуют нек-рые другие ограничения. В посту (во время поста). Однодневные посты (среда и пятница каждой недели, крещенский сочельник и нек-рые другие). Многодневные посты. Великий п. (весенний семинедельный пост перед Пасхой). Петров п. (летний пост перед Петровым днём).
3. ПОСТ2, Часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение или охраняющая военный объект, а также самый этот объект. П. пограничной охраны. Сторожевой п. Проверка постов. Выйти на п.
4. Место, пункт, откуда ведётся наблюдение, где находится охранение. Занять п. Наблюдательный п. Умереть на посту (также перен.: при исполнении своих обязанностей).
5. Место постоянного дежурства, наблюдения, а также само такое наблюдение. П. регулирования движения. У постели больного постоянный п.
6. Ответственная должность. Высокий п. Занять п. директора.
7. Место, в к-ром сосредоточено управление различными техническими средствами, сигналами. П. управления. Центральный п. Станционный железнодорожный п.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
страхОвщик вероисповЕдание пломбировАть ходатАйство щавЕль
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В 1911 году в Ялте состоялся БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ базар, на котором императрица с дочерьми самолично торговала сувенирами, выполненными ее же руками.
Чувство собственного достоинства не позволяет человеку терпеть УНИЗИТЕЛЬНОЕ отношение к себе.
Не у каждой ЖЁСТКОЙ позиции есть убедительное оправдание. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ состав оркестра включает струнные и духовые инструменты.
Нина Заречная, главная героиня «Чайки» А.П. Чехова, к сожалению, не обладала яркими АРТИСТИЧЕСКИМИ способностями.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.
Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа М. Горького изгоем.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ВОСЬМИСТА воинами ГЛОЖУТ сомнения карманы ДЖИНСОВ молодые БУХГАЛТЕРЫ ОБЕИХ сестер
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные по стенам дома картины
2)Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха 3)В связи с ростом правонарушений на дорогах ГИБДД провёл месячник безопасности движения.
4) Основным источником энергии для каждого живого существа, населяющего нашу планету, служит энергия солнца.
5) Рассуждая о произведениях художников-авангардистов, довольно трудно оставаться беспристрастным.
6) Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения
7) Все, кто изучал процесс развития языка, знают о различных исторических изменениях как на уровне фонетики, так и грамматики.
8)Изготовляемые часы кузнецами были плодом чрезвычайно утомительной ручной работы и стоили очень дорого
9)Дом, в котором первые годы по приезду в Петербург проживал драматург, находился на набережной Красного канала.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) горизонтальный, поплавок, поднимать
2) касаться (руки), озарение, загорать
3)замерев (от восторга), зажигательный, сжимать (кулаки)
4) компаньон, обмакнуть (перо в чернила), периодический
5)рассчитаться, подрасти, (песчаная) коса
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..имущество, пр…равнять, пр…зумпция
2) под…ячий, ин…екция, п…едестал
3) пр…чудливый, пр…вилегия, пр…видение
4) не…говорчивый, чере…полосица, во…зрение
5) без…нициативный, с…митировать, пред…стория
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рол..вой, фланел...вый
2) преодол..вая, дешёв..нький
3) недоум…вать, раздум…вать
4) догадл…вость, обессил…ть (от усталости)
5) туш..нка, реч..нка
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)(они) бор…тся, мысл..щий (человек)
2) горю..щий, (флаги) ре..т
3) они стел..т, ве..щий с юга
4) гон..щийся, посе…вший
5) подстрел…нная (утка), закашл…лась
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.
Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.
Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.
Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.
Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.
Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца он отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.
2) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
3) Листья в осеннем Таврическом саду и красные и жёлтые.
4)На островах Большого Барьерного рифа гнездятся птицы и выводят своё потомство черепахи.
5) Как в барском доме так и в людских все окна были распахнуты настежь.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
К вечеру похолодало, на землю (1) покрытую пожухлой травой (2) упали последние листья клёна (3) величественно растущего в самом центре парка (4) и из (5) внезапно набежавшей (6) тучи хлынул ливень (7) продолжавшийся всю ночь.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Такая (1) жизненная полоса (2)
А (3) может быть (4) предначертанье свыше.
Других (5) я различаю голоса,
А собственного голоса не слышу.
И (6) всё же (7) он, как близкая родня,
Единственный, кто согревает в стужу.
До смерти будет он внутри меня.
Да и (8) потом (9) не вырвется наружу.
(Е.А. Евтушенко)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Бродя по открытым проталинам в оживающей тундре, я попал в целую «берёзовую рощу». (2)Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по земле крошечные полярные берёзки. (3)Высота деревьев едва достигала десяти -двадцати сантиметров, однако это были настоящие берёзы с надувшимися весенними почками, готовыми распуститься. (4)Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корнями и покрытое почками корявое деревцо и положил в сумку. (5)Дома, в бараке, я поставил деревцо в бутылку с водою, и через несколько дней в тепле готовые почки стали доверчиво распускаться. (6)Из них показались сложенные гармоникой зелёные нежные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось. (7)Это была настоящая весенняя берёзка с крошечными круглыми и зазубренными листочками величиной с крылышко мухи. (8)Деревцо пахло обыкновенной берёзой, и этот знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся лес и любимую мною весеннюю охоту.
(По И. Соколову-Микитову)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.
(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:
— Через час будет готово.
— (9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать.
(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.
(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.
— (16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.
(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.
«(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».
— (23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!
— (25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль... (27)Как же быть-то?
— (28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.
— (29) В таком случае вы извините... (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.
— (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!
— (33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (36)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.
(По А.П. Чехову)
Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) — выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Свойкин, ожидая в аптеке свой заказ, читал газету.
2) Свойкин считает, что проявление чёрствости и бессердечия не так трогает здоровых людей, как больных.
3) Заболевший Свойкин мечтает оказаться в деревне, чтобы дышать свежим воздухом.
4) Свойкину не хватило денег на лекарство, и провизор разрешил ему занести деньги на следующий день.
5) Придя домой и найдя недостающие деньги, больной Свойкин уснул на кровати.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-4 представлено описание.
2) В предложениях 7-8 представлено повествование.
3) В предложениях 21-22 содержится рассуждение.
4) Предложение 33 содержит объяснение того, о чём говорится в предложении 32.
5) В предложениях 34-35 представлено рассуждение.
24. Из предложений 39-40 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
26. «Антон Павлович Чехов описывает бытовую сцену в аптеке. Тропы: (А) ____ (“с выхоленными бакенами” в предложении 3, “нахмуренные глаза” в предложении 5) и (Б) _____ (“словно вылизано” в предложении 4) — создают первые штрихи к портрету провизора. Синтаксическое средство — (В) ____ предложения 24, 31, 32), которое становится основным в такой форме речи, как (Г) ____ (предложения 23—32), — придаёт завершённость его образу».
Список терминов:
1. эпитеты
2. метафора
3. гипербола
4. разговорная лексика
5. парцелляция
6. диалог
7. восклицательные предложения
8. ряды однородных членов предложения
9. сравнение
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1 234
2 а
3 3
4 ходатайство
5 исполнительский
6 надменное
7 восемьюстами
8 28936
9 23
10 35
11 12
12 234
13 недоумении
14 поэтомупоскольку
15 24
16 135
17 12347
18 24
19 1245
20 134
21 3568 ИЛИ 12
22 – 25
23 – 123
24 – взяласвоё
25 – 4
26 – 1976