СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №21

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №21

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №21»

21 Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, дождя или тумана, парящих в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в спектр. Данное явление вызвано дисперсией. Наблюдателю кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам) исходит разноцветное свечение (при этом источник яркого света всегда должен находиться за спиной наблюдателя). Радуга представляет собой каустику, возникающую при преломлении и отражении (внутри капли) плоскопараллельного пучка света на сферической капле. Чаще всего наблюдается первичная радуга, при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. В первичной радуге красный цвет находится снаружи дуги, её угловой радиус составляет 40-42°.

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Угловой радиус вторичной радуги 50-53°.

Небо между двумя радугами обычно имеет заметно более тёмный оттенок. Также возможно наблюдение радуги и более высоких порядков, но уже, преимущественно, в лабораторных условиях.

В яркую лунную ночь можно наблюдать и радугу от Луны. Поскольку человеческое зрение устроено […], что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза - «палочки» - не воспринимают цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга (в её восприятие включаются цветовые рецепторы - «колбочки»).

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


 1) Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.

2) В предложениях используется обычный порядок слов - прямой, по цели высказывания все предложения повествовательные.

3) В тексте отсутствуют глаголы во втором лице (как ед., так и мн. числа), поскольку они несвойственны научной речи.

4) Лексика приведенного отрывка состоит из нескольких пластов: слова широкого употребления (радуга, свет, капля), термины (дисперсия), общенаучная лексика (рецепторы, радиус, атмосфера).

5) Важнейшей чертой текста является общедоступность, он рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем.


2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это наречие.


3. ЯВЛЕНИЕ, -я, ср.

1. см. явиться. Прибыть, прийти куда-н. Наконец-то ты явился: где пропадал?

2. В философии: проявление, выражение сущности, то, в чем она обнаруживается. Я. и сущность.

3. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.

4. Событие, случай. Странное, загадочное я.

5. В пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1. обеспЕчение 2. сорИт 3. отключЁнный 4. озлОбить 5. добрАлась


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Яков Подкова - ЗАЧИНЩИК драки - первым покинул двор.

ПРАЗДНЫЙ образ жизни был причиной гибели не только отдельных лиц, но и целых государств.

Величие пейзажу придают ВЕКОВЫЕ ели и пихты.

Вынос огня - самый ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ момент церемонии.

К окончанию школы родители сделали мне ПАМЯТНЫЙ подарок.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

лучшие ДОКТОРА пара ТУФЕЛЬ ПОЛОЖИ в сумку

источник ИССЯКНУЛ по ОКОНЧАНИИ праздника


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом


1) Читая художественные книги, отец делал пометки на полях.

2) Раз побывав в горах, нами были изучены многие интересные места.

3) Многие, кто не знал о повадках нашего кота, вначале пытались его приласкать и погладить.

4) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

5) Благодаря удивительному упорству и самодисциплине Андрей получил диплом с отличием.

6) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

7) Карточки, которые подготовили учёные, предназначены для каталога Института языкознания.

8) С древних времён не только загадки были весёлой игрой ума и воображения, но и серьёзным испытанием.

9) Работу над поэмой «Мёртвыми душами» Гоголь начал по совету А.С. Пушкина.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заря, посвятить (стихотворение), опираться

2) роптание, заплатить (долг), позолоченный

3) умолять о пощаде, замерять, дельфин

4) помирить (детей), понизовье, единичный

5) благословение, осложнять, сохранить


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..связный, ра..плачиваться, ра..жалобить

2) пр..бавлять, пр..брежный, пр..днепровский

3) по..шивка, на..треснутый, о..дышаться

4) пред..юньский, от..грать, меж..нститутский

5) пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обустра..ваться, протанц..вав 2) морж..вый, сокращ..н

3) приветл..вый, обид..ться 4) развед..вать, поскрип..вать

5) преодол..вать, рубаш..чный


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дыш..шь, обид..вший 2) выпол..шь, вид..мый

3) дремл..шь, приемл..мый 4) реж..шь, прикле..вший

5) раста..ть, засе..нный


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Прекрасное лицо актрисы было похоже на застывшую маску ужаса, на устах застыл так и (НЕ)ВЫРВАВШИЙСЯ крик.

– Она возьмёт мою корзину, мою! – повторял корнет, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ, что от возбуждения дёргает соседа за рукав.

Выстраивание логической линии создавало иллюзию, что ничего особенного (НЕ)СТРЯСЛОСЬ.

Под (НЕ)УМОЛКАЮЩИЕ аплодисменты служители понесли на сцену сначала букеты, за ними корзины с цветами.

Остальным актёрам перепало по одному-два букетика, и то (НЕ)ВСЕМ.



14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Снег в Норильске сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.

Мышь беззвучно и быстро вынырнула (ИЗ)ПОД навеса и скрылась в (ПОЛУ)ТЬМЕ.

(В)СКОРЕ терпение наше лопнуло, и, (НЕ)ВЗИРАЯ на непогоду, мы решили идти назад к морю.

Мне надо было в молодости побыть (ЗА)ГРАНИЦЕЙ, ЧТО(БЫ) понять и оценить красоту родной земли.

На той же самой даче обнаружились несметные сокровища (В)ВИДЕ бриллиантов, а ТАК(ЖЕ) золотых денег царской чеканки.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

У дороги лежали сложе(1)ые дрова, а протопта(2)ая дорожка вела к амбару; рубле(3)ая стена амбара и заснеже(4)ая крыша, будто высече(5)ые из какого-то драгоце(6)ого камня, блестели в свете серебря(7)ого месяца.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. На столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солониной и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

2. Вокруг было тихо спокойно и в глубине леса на ветках рябины с оранжевыми ягодами щёлкали снегири.

3. Канонада слышалась и день и ночь.

4. Подножия сосен прятались в кустарнике и вершины их качались среди облаков и ветра.

5.Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный

на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Осень (1) бесспорно (2) красивое время года. Во-первых (3) багряные и золотые листья расстилаются по земле и оживляют лес (4) во-вторых (5) осенью обилие овощей и фруктов.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я долго сидел на палубе (1) и смотрел во тьму (2) где шумели бесконечные леса (3) где не было видно ни зги (4) и (5) где на протяжении сотен километров (6) не встретишь ни одного человека.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

К остро­му за­па­ху кра­пи­вы при­ме­ши­ва­ет­ся душ­но­ва­тый запах ме­ду­ниц (1) и (2) когда вы по­гла­ди­те ру­ка­ми рас­ту­щие травы (3) чтобы ощу­тить их неж­ную бар­ха­ти­стость (4) то руки про­пах­нут хо­ло­дя­щим за­па­хом мяты.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Приглашаю вас познакомиться с Енисейском - старейшим городом Восточной Сибири. (2)Его возраст - 400 лет. (3)В XIX в. Енисейск - самый крупный город губернии - входил в десятку лучших уездных городов Российского государства. (4)Он также был одним из красивейших городов Сибири: здесь работали зодчие и архитекторы, которые создали архитектуру города. (5)«Около часу дня мы начали различать колокольни, а по мере приближения над рекой стали вырастать зеленые и золотые купола и белые стены церквей», - таким увидел Енисейск в 1913 году известный норвежский ученый и путешественник Фритьоф Нансен. (6)Енисейск сегодня - небольшой городок с неповторимой архитектурой, музей под открытым небом. (7)В Енисейске сохранилось множество старинных храмов и зданий - объектов культуры федерального значения.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


УРОДИНА

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет 20. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь её не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.

(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(21) –Ну и что? –возмущённо раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.

(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(30)- Серёжа! - кричала она. (31)- Как договорились, жду на условленном месте.

(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)- Да тут всякие...

(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув

подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было

другим:

(35)- Уродина!..

(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.

(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(39)- Сейчас приедет неотложка.

(40)-Спасибо.

(41)- Как вы себя чувствуете?

(42)-Лучше.

(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(47)- Вы здесь?! - взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(48)- Моя внучка,- светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(49)- Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? - спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(51)- Бабусик, я пойду, - обратилась она к Полине Ивановне. (52)- Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!

(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.

(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.

(По П. Васильеву)

Васильев Павел Александрович (1929 - 1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.


22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Дом был старый и предназначался под снос, поэтому его не телефонизировали.

2. У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.

3. Вызвать неотложку оказалось делом сложным.

4. Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.

5. Полина Ивановна умерла утром следующего дня.


23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-5 представлено описание.

2. Предложения 37-44 включают элемент рассуждения.

3. Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.

4. В предложениях 32-35 представлено повествование.

5. Предложение 7 содержит подтверждение суждения, высказанного в предложении 6.


24. Из предложений 29-33 выпишите слово разговорной окраски.


25. Среди предложений 59-65 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.


26. Рассказанный автором эпизод не оставляет никаких сомнений в том, к кому относится слово, взятое в качестве заголовка. Весь текст построен на контрасте красоты внешней - редкого дара природы - и внутренней - той, которая не бросается в глаза и заметна порой только в отношении к близким. Писатель прибегает к таким синтаксическим средствам выразительности, как (А) ____ (предл. 25-27, 39-42, 47-50), (Б) ____ (предл. 20, 33), (В) ____ (предл. 3-4, 10-11,14-15), которые придают динамику сюжету. Оживляет повествование и (Г) ___ («неотложка», «впорхнула», «бабусик», «помчалась»)

Список терминов:

1) вопросно-ответное единство

2) сравнительный оборот

3) парцелляция

4) неполные предложения

5) профессиональная лексика

6) олицетворение

7) разговорная лексика

8) фразеологизмы

9) эпитеты


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Ответы:

1 1234

2 так

3 3

4 добралась

5 впечатляющий

6 преодолевать

7 – иссяк

8 – 48962

9 – 245

10 – 25

11 – 45

12 – 35



13 неумолкающие

14 – вскоре невзирая

15- 12456

16 – 45

17 – 1456

18 – 12345

19 – 23

20 – 134

21 – 26\17

22 – 125

23 – 125

24 – пробурчал

25 – 64

26 – 1437


проблема позиция автора

1. Проблема подлинной красоты. (В чём проявляется подлинная красота человека?)

1. Подлинная красота человека

проявляется в его делах и

поступках, в отношении к окружающим.

2. Проблема доброты и милосердия. (Как человек должен относиться к окружающим?)

2. Человек должен проявлять

добро и милосердие по

отношению к окружающим его

людям.

3. Проблема отношений между родными людьми. (Какими должны быть отношения между родными людьми?)

3. В основе отношений между

родными людьми должны лежать

любовь, взаимопонимание, забота о

близких.

4. Проблема эгоизма. (В чём проявляется духовное уродство человека? Может ли внешне красивый человек быть уродливым?)

4. Люди, заботящиеся только о себе,

часто остаются безразличными даже

к самым близким.