СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №25

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №25

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2022. Русский язык. Тест №25»

25 Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. (2)Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. (3)Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. (4)Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. (5)По виду – лет сорока с лишним. (6)Рот какой-то кривой. (7)Выбрит гладко. (8)Брюнет. (9)Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. (10)Брови черные, но одна выше другой. (11)Словом – иностранец.

(12)Пройдя мимо скамьи, на «…» помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

(13)«Немец», – подумал Берлиоз.

(14)«Англичанин, – подумал Бездомный, – ишь, и не жарко ему в перчатках».

(15)А иностранец окинул взглядом высокие дома, квадратом окаймлявшие пруд, причём заметно стало, что видит это место он впервые и что оно его заинтересовало.

(16)Он остановил свой взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевел его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть, чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки. (М.А. Булгаков)


1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте представлены разные типы речи: описание (с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые; в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях), рассуждение («Англичанин, – подумал Бездомный, – ишь, и не жарко ему в перчатках»), повествование (Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей).

2) Текст содержит специальные термины и изобилует научными фактами.

3) В тексте присутствуют внутренние монологи, размышления героев («Немец», – подумал Берлиоз) и междометие (ишь).

4) Синтаксические средства выразительности: присутствуют все виды простых и сложных предложений, ряды однородных членов, эллипсис (а с правой – золотые), инверсия (видит это место он впервые; причём заметно стало).

5) Текст относится к художественному стилю речи, так как основные цели автора – воздействие на воображение и чувства читателя, создание яркого художественного образа, картины окружающего мира.


2. Самостоятельно подберите определительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в 12 предложении.


3. В каком значении слово РОСТ употреблено в 1 предложении?

РОСТ, рост, -а (-у), мн. ч. ~а, -ов (к 5 знач.; спец.), м.
1. Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития. Быстрый р.
2. Увеличение в числе, в размерах, развитие. Р. городов. Р. промышленности.
3. Усиление, укрепление. Р. активности.
4. Совершенствование в процессе развития. Р. мастерства. Творческий, научный р.
5. Размеры человека или животного в высоту. Высокий, низкий, средний р. Костюм не по Р.


4. Выпишите слово, в котором НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный.

бАнты облЕгчит гналА ненадОлго свЁкла

5. В одном из предл. НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Запишите его правильно.

1. У всех ВЕЛИКИХ людей есть свои маленькие слабости.

2. ИСХОДЯЩЕМУ документу при регистрации должен быть присвоен номер.

3. Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем ПРИЗНАННЫЙ художник.

4. Открытие оказалось УДАЧЛИВЫМ, и прежде всего потому, что во многом определило уникальность этой живописной системы.

5. Некоторые МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ бактерии светятся, но это ещё не самое замечательное их свойство.

6. Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.

К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.

7. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

две пары ДЖИНСОВ

САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ

обуть ПРОМОКНУЛ под дождём

ТРЕМЯСТАМИ абитуриентами

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками.

А) ошибка в построении предлож. с однородными членами

Б) нарушение построения предлож. с ПО

В) неправильное построение предл. с ДО

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым


1) Контактные линзы правильно подбирает только врач, учитывая различные параметры

и особенности глаза.

2) Заметив неподалёку играющих ребят в мяч, я остановился.

3) Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

4) Сочинительный союз употребляется с однородными членами предложения и соединяет их.

5) Я пешком отправился на корабль под непрекращаюшиеся крики толпы.

6) Самые опасные ситуации поджидают туристов в больших городах, куда стекаются весь криминал в поисках лёгкой наживы.

7) Стараясь казаться спокойным и даже равнодушным, никто не заметил моего страха.

8) Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить за проезд.

9) У дома уже стояло вызванное такси, до отъезда оставалось 5 минут.

9. Укажите варианты, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) винегрет, обделить, взглянуть

2) хаотический, конвоировать, розарий

3) примирять (противников), бахрома, декларация

4) витрина, тротуар, посвятить (книгу)

5) разрядить (обстановку), облокотиться, просвещение

10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) от..брать, п..знавательный, под..браться

2) неот..емлемый, выб..ется, из..ян

3) ра..царапать, бе..болезненно, и..бавиться

4) пр..брежный, пр..ступник, пр..добрый

5) ни.ложить, в..махивать, бе..домный

11. В каких вариантах пропущена одна и та же буква? Запишите номера ответов.

1) закле..вать, сирен..вый

2) голуб..нький, затм..вать

3) прицел..вающийся, щавел..вый

4) засушл..вый, выпяч..вать

5) игруш..чный, понаде…вшись

12. В каких вариантах пропущена одна и та же буква? Запишите номера ответов.

1) зано..шь, украш..нный

2) обнаруж..шь, срубл..нный

3) осмотр..шься, наруша..мый

4) встрет..шь, остав..вший

5) провод..шь, заслуж..нный


13. В каком предложении НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО? Выпишите его.

1. (НЕ)ЗАЧЕМ ду­мать о пло­хом: всё будет хо­ро­шо.

2. Гор­де­е­вы жили в доме с бре­вен­ча­ты­ми, ещё (НЕ)ШТУ­КА­ТУ­РЕН­НЫ­МИ сте­на­ми.

3. За степ­ным ту­ма­ном (НЕ)ВИДНО ни поля, ни леса.

4. Ти­ши­на, (НЕ)НА­РУ­ША­Е­МАЯ ни дви­же­ни­ем, ни зву­ком, осо­бен­но по­ра­зи­тель­на.

5. Ту­ри­сты про­шли (НЕ)МЕНЬ­ШЕ ки­ло­мет­ра.

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Выпишите их.

1. Из рисунков самого Росси видно, (НА)СКОЛЬКО величественный вид был у великолепной Михайловской площади и (В)БЛИЗИ дворца.

2. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, (ИЗ)РЕДКА мать набивала в баночку творогу, который у КОГО(ТО) брала.

3. Колдунья взяла в руки ЧТО(ТО) (В)РОДЕ венчика для взбивания белка и стала греть его над свечой.

4. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно - можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.

5. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которых пишется НН.

Огороже(1)ая территория сада была мало защище(2)а от пыли, но Чехов любил сад необыкнове(3)о и бывал счастлив, когда шёл дождь, наполнявший водой специально запасё(4)ые деревя(5)ые бочки.

16. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.

2. Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.

3. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.

4. Одна лишь стрекоза чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало пляшет она без устали в пахучей хвое.

5. В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.

 17. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Накинув на голову полушубок (1) сунув ноги в чьи – то сапоги (2) я выволокся на крыльцо (3) и обомлел (4) ослеплённый яркой игрою огня (5) оглушённый криками деда (6) дяди (7) треском пожара (8) испуганный поведением бабушки: накинув на голову пустой мешок (9) обернувшись попоной (10) она бежала прямо в огонь (11) вскрикивая…

18. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Раззудись(1) плечо! Засверкай кругом!
Размахнись(2) рука! Зашуми(11) трава(12)
Ты (3) пахни в лицо(4) Подкошённая;
Ветер с полудня! Поклонись(13) цветы(14)
Освежи(5) взволнуй (6) Головой земле!
Степь просторную! Наряду с травой
Зажужжи(7) коса (8) Вы засохните,
Как пчелиный рой! Как по Груне я
Молоньей(9) коса(10) Сохну(15) молодец! (А. Кольцов)


19. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Если светит солнце (1) и на небе нет облаков (2) то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее (3) и это воспоминание будит мысль (4) и уносит ее далеко-далеко.


20. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Она сказала (1) что из школы меня исключат (2) и (3) что (4) если я не сдам все работы (5) которые я должен (6) они вызовут в школу родителей.

21. В каких предложениях двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом?

(1) Перед походом, как водится, обратились к оракулу. (2)Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». (3)Гилл рассудил, что «третьи плоды» – это третий урожай, третье лето; он выждал два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринф-ского перешейка. (4)Навстречу им вышли местные ахейцы. (5)Вожди сошлись – и Гилл пал. (6) Гераклиды поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через узкий Коринфский залив. (7)Наконец за сыновьями и внуками выросли правнуки: три брата – Аристодем, Темен и Кресфонт. (8) Их союзником стал этолийский князь Оксил: он убил родственника, 10 лет бедовал в изгнании и теперь возвращался на родину.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Два случая. (2)Между ними - срок долгий, почти жизнь. (З)Первый - совсем давний. (4)Тогда наш Петя был маленьким. (5)Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (6)Ждали его к обеду. (7)А главное, для какого-то дела. (8)Ждали да ждали, а его нет и нет. (9)Я уж начинаю злиться. (10)А матушка моя - человек и вовсе серьёзный. (11)Пети нет, она меня точит:

(12)- Это ты виноват. (13)Приучил, он никого не слушает. (14)Никакой ответственности. (15)Надо с детских лет. (16)Надо...

(17)Наконец вижу, мчится наш ученик. (18)Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.

(19)- Тебе что было велено...- начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:

(20)- Не ругай меня, пожалуйста, ладно?..

(21)И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за

стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22)Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку.

(23)А мне жалко стало - уж больно он хорошо попросил:

(24)«Не ругай, пожалуйста...» - не испуг, а лишь искренняя просьба.

(25)Мальчишеская, детская: (26)«Не ругай».

(27)Я поднялся и вышел на кухню. (28)Стояли друг против друга строгая мать моя и малень-кий Петя, взъерошенный воробьишко: пальто - нараспашку, волосы - дыбом, на лице и в глазах наивная детская просьба: (29)«Не ругай». (З0)Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.

(31)-Не ругай... - повторила мать и тоже улыбнулась. (32)- Ну, ладно. (ЗЗ)Тогда не будем ругать.

(34)Я вернулся в горницу, к своему столу.

(35)Прошло много и много лет. (З6)Тот случай, конечно, давно забылся. (37)Сколько было всего, и доброго, и несладкого, - жизнь течёт. (38)Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39)В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40)А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.

(41)И вот похолодало, месяц - сентябрь. (42)Пора «на крыло». (43)Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44)Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45)Для матери переезд - дело серьёзное, готовится к нему долго. (46)Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47)Потом за ней приезжаем. (48)Тогда уж и дом на запор.

(49)И вот новое утро. (50)Подъезжаем. (51)Пасмурно уже, зябко. (52)Дом нахохлился. (53)Кое-где у соседей дымки из труб. (54)Подтапливают. (55)Осень.

(56)Вошли в дом. (57)А у матери только-только самые сборы. (58)Опять все богатства свои разложила. (59)Без слов видно, что не готова.

(60)Я лишь головой покачал, охнул. (61)А Петя, он молодой, горячий. (62)И ведь верно: у него - работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (6З)Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.

(64)Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:

(65)- Не ругайте меня, пожалуйста.

(66)От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце.

(67)Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:

(68)- Ладно, не будем тебя ругать.

(69)Господи, как же она постарела, наша мать! (70)Высохла, согнулась. (71)А какая была... (72)И ростом, и статью. (73)А характер... (74)Куда что делось. (75)Человек я - тоже немолодой. (76)Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.

(77)Вот она, жизнь. (78)Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.

(По Б. Екимову)

Борис Петрович Екимов (род. в 1938г.) - русский прозаик и публицист, лауреат Государ-ственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008).

22. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. В детстве Петя с испугом просил бабушку не ругать его за опоздание.

2. Рассказчик хотел прийти на помощь провинившемуся сыну.

3. Спустя много лет герои жили в старом доме только летом.

4. Женщина просила сына и внука отложить переезд.

5. Пожилым людям тяжело даётся переезд с места на место.

23. Какие из утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. Предложение 5 уточняет содержание предложения 4.

2. В предложениях 6-16 представлено повествование.

3. В предложениях 28-29 представлено рассуждение.

4. Предложение 42 представляет собой следствие из предложения 41.

5. Содержание предложения 73 противопоставлено содержанию предложений 69-72.


24. Из предложений 64-69 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и форм одного и того же слова.

26. «Автор изображает два случая из жизни одной семьи, используя (А) ___ (в предл. 20, 24, 26, 31), который становится основным текстообразующим приёмом. Описывая героев, Б. Екимов прибегает к (Б) ____ («матушка» в предл. 10, 38, «воробьишко» в предл. 28), которые под-чёркивают теплоту взаимоотношений между близкими людьми. Использованные писателем синтаксические средства: (В) _____ (предложения 49, 50, 51, 55) и (Г) _____ (предложение 69) - усиливают выразительность текста и помогают передать авторское отношение к изображаемому».


Список терминов:

1) эпитеты

2) лексический повтор

3) метафора

4) уменьшительно-ласкательные формы

5) ряды однородных членов предложения

6) односоставные предложения

7) сравнение

8) восклицательное предложение

9) олицетворение




27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.













1. Проблема взаимоотношений между близкими людьми. (Какими должны быть взаимоотношения между близкими людьми?)

1. Близкие люди должны относиться друг

к другу

с пониманием, уметь прощать слабости и

недостатки.

2. Проблема отношения к пожилым людям. (Каким должно быть отношение к пожилым людям?)

2. Пожилой человек особенно нуждается в

заботе близких.




Ответы:


1 -1345

2 - которой

3 - 5

4 – облегчит

5 – удачным

6 – баллы

7 – промок

8 – 32786

9 – 25

10 – 15

11 – 24

12 – 14

13 – незачем

14 –насколько/вблизи

15 – 1345

16 –234

17 – 12

18 – 1245789101112131415

19 – 23

20 – 1456

21 – 68

22 – 14

23 – 35

24 – дрогнуло сердце

25 – 21

26 – 2468