№13 Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить.
Испокон веков был обычай на большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы – посылать в тюрьмы подаяние арестованным. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.
Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком. Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали[1] арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; , у него вёлся особый счёт, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.
Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испечёнными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу вёрст, а уже перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
(По В.А. Гиляровскому)
[1] Заваль – залежавшийся, непроданный товар, обычно плохой по качеству.
1. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите это вводное слово.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) БОЛЬШОЙ. Важный по значению. Большой день.
2) СВЕЖИЙ. Не утративший ясности, яркости. События ещё свежи в памяти
3) ПИЩА. То, что едят, чем питаются. Вкусная пища.
4) ОТЛИЧИЕ. Признак, создающий разницу, различие между кем-чем-н. Существенное отличие.
5) ВЕЗТИ. Перемещать, доставлять куда-н. при помощи каких-н. средств передвижения. Везти доски на грузовике.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Первое предложение (Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить.) – это тезис, который доказывается в тексте.
2) Лексика характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной используются специальная терминология (калачи, сайки, подаяние, пища), речевые штампы – клише (основатель булочной, деньги нажить, особым образом).
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых уточняющие члены предложения, ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
4) В предложениях третьего абзаца (Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.) и четвёртого абзаца (И выполнял он эту работу «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.) передано отношение автора текста к Ивану Филиппову.
5) Разговорная (нажить, барыш) и устаревшая (жертвователь, верста) лексика, фразеологизмы (испокон веков; с пылу, с жару) помогают передать колорит эпохи.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) шАрфы 2) послалА 3) освЕдомишься 4) кровоточИт 5) нАсквозь
5. Подберите к НЕВЕРНО употреблённому выделенному слову пароним. Запишите его.
Собрание столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории давало понять, насколько важным будет заседание.
Оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния машин должна проводиться высококлассными специалистами.
Эта роль заслуженно считается самой УДАЧЛИВОЙ в фильмографии актёра.
В приёмной комиссии театрального института самым строгим был профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики.
При НАЛИЧИИ свободных мест читальный зал библиотеки будет открыт для всех желающих.
6. Исправьте ошибку, исключив лишнее слово.
Он наклонился к самому моему уху и шепнул шёпотом о том, что ключ от кладовой находится в дупле старого дерева.
7. В каком слове есть ошибка в образовании формы слова? Запишите слово правильно.
несколько МАНДАРИНОВ о ПЯТИСТАХ билетах вкусных ОЛАДЬЕВ в ДВУХСОТЫЙ раз пара ДЖИНСОВ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г. ошибка в построении предложения с однородными членами
Д. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
1) Обнаружив родник, бивший из-под земли, ребята решили набрать воды.
2) Согласно расписанию, поезд прибывал ровно в полдень на Финляндский вокзал.
3) Те ученики, кто не сдали вовремя сочинение, не могут быть допущены до участия в викторине.
4) Ботинки были ему малы, и от этого болели не только ступни, а также колени.
5) Отправившись в горы, погода стояла жаркая и солнечная.
6) Наперекор желания родителей Иван решил выбрать профессию юриста.
7) Обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка печально сидит на большом валуне у лесного пруда.
8) Светившее солнце очень ярко мешало идти через степь.
9) Тот, кто справился с заданием, был зачислен без экзаменов.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) расп..сание, терп..ливый, д..станция
2) ут..пический, обог..щение, откр..вение
3) б..гровый, р..внение, к..нституционный
4) ум..лять (о пощаде), прик..снувшись, приг..реть
5) к..ртина, аккомп..немент, м..кать
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) и..подтишка, ра..трогаться, бе..человечный
2) пр..ютить, пр..поднять, пр..зреть (щенка) 3) под..скать, за..грал, недо..мка
4) о..гладил, по..стилка, по..ытожил 5) нен..глядный, з..йти, пр..родина
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) тюл..вый, претерп..вающий 2) зате..ть, горош..нка
3) заманч..вый, больш..нство 4) остр..нький, безукоризн..нный
5) сызнов.., заодн..
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера.
1) знач..мый, блещ..шь 2) утеша..мый, маж..шь
3) выруч..нный, выкач..нная (бочка) 4) обгрыз..нный, прикле..нный
5) шепч..шь, выбеж..шь
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Свет луны (НЕ)ПРОНИКАЛ в комнату, и поэтому было совершенно темно.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ тратить время на бессмысленные вещи.
Мы увидели (НЕ)ЯСНЫЕ очертания древних руин.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫМ человеком прослыл новый сосед.
У Наташи жил вальяжный, избалованный, (НЕ)ПРИУЧЕННЫЙ к лотку кот.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, Иван утверждал, что в сочинении не нужно писать аргумент из книги, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
ЧТО(БЫ) быть образованным, нужно приучать себя вдумчиво и серьёзно учиться, и в ТО(ЖЕ) время необходимо читать хотя бы одну книгу в месяц.
Через час дождь (СО)ВСЕМ прекратился, хотя с крыш и деревьев ВСЁ(ЕЩЁ) капала вода.
(НА)КОНЕЦ мы вышли на поляну и (В)ПЕРЕДИ показалась деревня.
(В)ТЕЧЕНИЕ месяца я решал тесты, и (ПО)ЭТОМУ на экзамен пошёл хорошо подготовленным.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
Пусты(1)а и таинстве(2)а степь в эту лу(3)ую ночь, кажется, словно это безжизне(4)ая планета, которая населе(5)а лишь нетле(6)ыми призраками.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Весной и летом осенью и зимой стоит эта ель зелёной.
2) В полдень мать собрала мне узелок с едой и я отправился к отцу на поле.
3) Волк каждый год линяет да своего злого нрава не меняет.
4) Не то зяблики не то скворцы щебетали и радовались наступившему утру.
5) В болоте лягушки квакали наперебой и рассекали водную гладь жуки-плавунцы.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Тихая лесная речушка текла (1) робко пробиваясь через корни деревьев (2) и затем (3) плавно изгибаясь (4) скрывалась из виду.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Этот гриб (1) по мнению специалистов (2) несъедобен. Он может вызвать дискомфорт и (3) даже (4) возможно (5) пищевое отравление.
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Неподалёку находилось поместье (1) владельцы (2) которого (3) мало что
заслужили, кроме худой о себе славы по округе (4) где их не любили (5)
несмотря на то что (6) никто уже даже не мог сказать (7) из-за чего (8)
именно появилась такая ненависть.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ванюшка сидел на кровати молча (1) и (2) хотя не понимал ни слова (3) внимательно прислушивался к разговору (4) потому что чувствовал (5) что говорят о нём.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В разных уголках мира можно отыскать немало озер, в которых вода голубого цвета. (2) Так, в России насчитывается не менее двух десятков таких водоемов. (3)Однако некоторые из них имеют естественное происхождение, а другие были образованы искусственным путем. (4)В Тульской области Голубые озера появились в результате человеческого вмешательства. (5)Их история началась в 60-е годы XX века, когда в районе деревни Кондуки стали добывать бурый уголь. (6)Залежи горючего полезного ископаемого были обнаружены на небольшой глубине, поэтому добывали его преимущественно открытым способом, через разработку карьеров. (7)Однако к 1980-м годам ценность бурого угля значительно упала, и шахты закрыли, а Тульские карьеры затопили. (8)В итоге образовалась целая система водоёмов разной формы и глубины.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. (2)Это была голубая серебристая ель. (3)Голубое дерево из сказки.
(4)Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. (5)Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. (6)Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ели, чтобы она чувствовала себя как дома.
(7)Дерево принялось. (8)На ветках появились свежие, пушистые побеги. (9)Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. (10)Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
(11)И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. (12)Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. (13)Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. (14)Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, – смотрели с болью, содроганием, гневом…
(15) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. (16) Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».
(17)Ель засохла и умерла. (18)Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.
(19)Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. (20)И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т. Тэсс)
Татьяна Тэсс (настоящие имя и фамилия Татьяна Николаевна Сосюра; 1906-1983) – русский, советский писатель, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты «Известия».
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чтобы ель чувствовала себя как дома, жильцы посыпали вокруг неё хвои из леса.
2) Все знали, кто срубил дерево, и презирали этого подлеца.
3) Мёртвая ель служит напоминанием о содеянном тому, кто её срубил.
4) Ель погибла потому, что не принялась на новом месте, не в естественной среде обитания.
5) Срубили ёлку варварски, под самый корень.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 19-20 представлено описание.
2) Содержание предложений 7-8 противопоставлено содержанию предложений 5-6.
3) Предложения 15-16 содержат описание.
4) Предложение 8 содержит элемент описания.
5) В предложениях 5-6 представлено повествование.
24. Из предложений 14-16 выпишите слово со значением «прочно, качественно, на совесть».
25. Среди предложений 11-14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Т. Тэсс рассказывает грустную историю о ёлке. Красоту дерева автор передаёт, используя такие средства выразительности, как (А)_____ (например, «задумчивый и щемящий запах» в предложении 10) и (Б)_____(«запах» в предложении 10). Писательница с грустью описывает красоту ели, а после – варварский поступок, после которого дерево погибло, прибегая к синтаксическим средствам выразительности: (В)____ (предложения 14, 16) и (Г)_____ (предложения 7, 17)».
Список терминов:
1) метафора
2) однородные члены предложения
3) лексический повтор
4) антитеза
5) эпитет
6) риторический вопрос
7) литота
8) сравнительный оборот
9) нераспространённые предложения
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ответы:
1 во-вторых
2 135
3 1345
4 134
5 удачной
6 шёпотом
7 оладий
8 36845
9 45
10 125 любая последовательность этих цифр
11 134 любая последовательность этих цифр
12 234 любая последовательность этих цифр
13 неясные
14 наконецвпередивперединаконец
15 12346 любая последовательность этих цифр
16 134
17 1234любая последовательность этих цифр
18 1245 любая последовательность этих цифр
19 1457
20 2345 любая последовательность этих цифр
21 156 любая последовательность этих цифр ИЛИ 3773
22 13 31
23 45 54
24 добротно
25 12
26 5329
Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Пренебрежительное отношение к природе.
1. Автор с грустью описывает варварский поступок жителей дома, которые срубили верхушку дерева, тем самым обрекли ель на погибель
2. Душевная убогость, чёрствость.
2. Настоящая духовная чёрствость кроется в варварском отношении к природе
3. Проявление морального уродства, бездуховности.
3. Моральное и нравственное уродство особенно ярко проявляется в тех, кто ради сиюминутной прихоти готов убить живое
4. Отсутствия сострадания к природе.
4. С болью в сердце автор пишет о варварстве по отношению к дереву