СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тест№11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык.  Тест№11

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест№11»

Источник: https://saharina.ru/ege/test.php?name=ege19.xml


Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Осенью 1832 года доктор Даль, ординатор Санкт-Петербургского военно-сухопутного госпиталя, отправился к Пушкину со книгой «Русские сказки», недавно изданной и вызвавшей неудовольствие правительства, нашедшего в них политический умысел. Оставшиеся у книгопродавцев экземпляры «Русских сказок» были изъяты, автор допрашивался в Третьем отделении.

Прежде Даль не был близко знаком с Пушкиным и теперь шёл к поэту с понятным волнением.

Сам Даль так вспоминает об этой встрече с Пушкиным: «Пушкин по обыкновению своему засыпал меня множеством отрывочных замечаний, которые все шли к делу, показывали глубокое чувство истины. „Сказка сказкой, – говорил он, – а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать, – надо бы сделать, чтобы научиться говорить по-русски и не в сказке… А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не даётся в руки, нет!”».

Пушкина порадовало собирательство Далем народных слов, пословиц и поговорок. Позднее Даль писал: «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов». И дальше: «Пушкин горячо поддерживал это направление».

По настоянию Пушкина Даль стал готовить словарь живого великорусского языка, и перстень, подаренный ему умирающим Пушкиным, – это дружеское напутствие, благословение на великий подвиг.

(По В.И. Страдымову)

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к разговорному стилю речи, так как характеризуется непринуждённостью изложения информации, широким использованием простых неосложнённых предложений, эмоционально окрашенных слов (умысел, засыпал, раздолье, горячо).

2) Последний и предпоследний абзацы связаны причинно-следственными отношениями.

3) Эмоциональность текста достигается за счёт употребления восклицательных предложений, лексических повторов (А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!), эпитетов (отрывочных замечаний, глубокое чувство).

4) Коммуникативная задача, стоящая перед автором текста, состоит в сообщении читателю достоверных исторических сведений, связанных с конфликтом двух выдающихся личностей – В.И. Даля и А.С. Пушкина.

5) Использование в тексте обособленных и однородных членов предложения, сложных предложений с разными видами связи, предложений с прямой речью свидетельствует о принадлежности текста к книжной речи.

2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем (3) абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГЛУБОКИЙ-ая, -ое; -ок, -ока, -око; глубже; глубочайший.

1) Имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину. Глубокая река. Глубокое бурение. Глубоко (нареч.) нырнул. Здесь глубоко (в знач. сказ.). Г. порез.

2) Отдалённый, глубинный. Г. тыл. Глубокая окраина.

3) перен. Недоступный, тщательно скрытый. Глубокая тайна.

4) перен. Обладающий глубиной, большой и сильный. Г. ум. Г. сон.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнтов ворвАлась мЕстностей нанЯвшийся прозорлИва

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Частная коллекция – предмет ГОРДОСТИ её обладателя.

Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.

КОННЫЙ спорт предполагает соревнования на лошадях.

В представлении Татьяны каждый ГОДОВОЙ ребёнок был уже вполне сознательным человеком.

Сразу было решено, что ПОЧЁТНОМУ гостю фестиваля не следует докучать вопросами о литературных делах.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.


Странные парадоксы часто используются писателями для придания иронического оттенка словам.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более УГРЮМЫЙ взгляд

языки ПЛАМЕНИ

к ДВУХ тысячи двадцать третьему году

пять БЛЮДЕЦ

рота СОЛДАТ


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. ошибка в построении сложноподчинённого предложения

  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  4. ошибка в построении предложения с однородными членами

  5. неправильное употребление имени числительного


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Мы решили всё-таки закончить исследования наперекор всем трудностям и неурядицам.

  2. Под пшеницу и ячмень колхоз отводил более две тысячи гектаров, или десятин, как их называли по старинке мужики.

  3. Хождение под парусом не только позволило людям использовать знания о свойствах ветра в мореходстве, но и при создании летательных аппаратов.

  4. Простой матрос благодаря разговору с поэтом получил некоторые литературные сведения.

  5. Один из современников Кипренского говорил, что, оставаясь наедине с его портретами, он слышал голоса людей.

  6. Удобнее сложить вещи в специальные влагонепроницаемые пакеты, чем нежели оказаться во влажном климате без сухой одежды.

  7. Те, кто приезжают в Волгоград, обязательно должны посетить Мамаев курган.

  8. В картине «Плоды осени» всё наполнено весёлой жизненной энергией.

  9. В центре романа Л. Н. Толстого «Анны Карениной» две основные сюжетные линии.


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увязать, присягать, вымокнуть

2) привлекать, опадать, покорить

3) тропинка, пастух, лебединый

4) грошовый, каблук, долото

5) цвести, припаять, трещать


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..даваться веселью, пр..емственность, пр..ступник

2) об..ёмный, в..юга, порт..ера

3) контр..гра, с..знова, из..мать

4) от..всюду, под..греть, не..хватный

5) во..хождение, ра..щедриться, ра..шитый


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) размеж..вывать, ноч..вка

2) лед..ной, сирен..ватый

3) бел..зна, милост..вый

4) институт..кий, молодец..кий

5) издавн.., рапорт..вать

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (знамёна) ре..т, ненавид..щий

2) омыва..мый, бре..шься

3) (закон) противореч..т, дыш..м

4) щекоч..щий, (волны) плещ..т

5) увид..нный, (он) постро..т


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


(НЕ) ВЫДЕРЖАВ взгляда охотника, медведица шевельнулась.

Когда Николай Никитич сажал этот сад, овраг был от забора (НЕ) МЕНЬШЕ чем в ста шагах.

Дверь была прикрыта, но (НЕ) ЗАПЕРТА на замок.

Николай Никитич (НЕ) ХОТЯ встал.

Под ногами среди палой листвы попадались никем (НЕ) НАЙДЕННЫЕ яблоки.


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Дядя Петя (КАК)БУДТО обращался к тёте Насте, но мы-то поняли, кого он имел (В)ВИДУ.

(ИЗ)РЕДКА, когда я ходил в лес за дровами, собака шла за мной, (ВСЁ)ЖЕ остальное время лежала в ногах у деда.

В чаще подлесья (В)ОДИНОЧКУ (КОЕ)ГДЕ мелькали бойкие ремезы-овсянки.

Подъём, (С)НАЧАЛА пологий, (ПО)МЕРЕ приближения к вершине становился все круче и круче.

ЧТО(БЫ) (С)ЗАДИ никто меня не схватил, я прижался к стене сарая спиной и застыл на месте.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Ещё виднеются в кустах и колючем терновнике накрытые бурьяном груды развалин, кое-где сохранились стари(1)ые каме(1)ые колодцы. Студё(3)ая и прозрачная вода струится по лотку. Роняя налитые соком плоды, свесилась над заброше(4)ым источником дикая алыча.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мы то взбирались на обнажённые скалы то проваливались в снег по пояс.

2) Молодые деревья совсем не давали тени и пустые скамейки жарились на солнце.

3) Старинные могучие груши в белом цвету смыкались ветвями над головой.

4) Старик просыпался ни свет ни заря и молча расхаживал по комнате.

5) Краски и свет в природе надо не столько наблюдать сколько ими просто жить.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После долгой дороги (1) приятно прильнуть к прозрачной ключевой воде (2) опустившись на мягкую траву (3) и (4) закрыв глаза(5) представить в воображении далёкое прошлое.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ты — рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе (1) мой ясный (2)
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе (3) мой любый (4)
За то, что ты есть на свете.

Ты — рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить.
Единственный мой (5) спасибо (6)
За то, что ты есть на свете! (Ю. Друнина)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После экзамена (1) мы подождали (2) пока преподаватель не объявит результаты (3) и, обрадованные (4) что (5) никто не провалился (6) ушли.


20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда дверь распахнулась (1) и (2) в передней послышался знакомый мужской голос (3) Наташа на секунду остановилась перед зеркалом (4) в тёмной глубине (5) которого (6) блеснул её лукавый взгляд.


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Московский Кремль — древнейшая крепость в центре Москвы, ныне главный общественно-политический и историко-художественный комплекс столицы, официальная резиденция президента Российской Федерации. (2)Со времён Средневековья Кремль является символом власти, многие события в истории страны связаны с этим сооружением. (3)Существующие кремлёвские стены возведены в 1485-1516 годах. (4)Общая их протяжённость — две тысячи двести тридцать пять метров, высота — от пяти до девятнадцати метров, а толщина — от трёх с половиной до шести с половиной метров. (5)Во времена, когда Москва состояла в основном из деревянных построек, князь Дмитрий Донской в 1366 году начал строительство крепостных стен из белого камня. (6)Грандиозность замысла вызвала восхищение современников, отсюда пошло выражение «Москва белокаменная». (7)Другой выдающийся российский правитель, Иван III Васильевич, в конце XV века пожелал перестроить Кремль, для этого были приглашены итальянские мастера. (8)Именно поэтому во внешнем облике Московского Кремля видны элементы итальянской архитектуры.


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.


(1)Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.

(3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках.

(5)3десь, на батарее, тоже была война, но война, ограниченная маленьким кусочком земли, на котором ничего не было видно, кроме орудийного хозяйства (даже соседних пушек не было видно), ёлочек маскировки и склона холма, близко обрезанного серым осенним небом. (6)А что было там, дальше, за гребнем этого холма, Ваня уже не знал, хотя именно оттуда время от времени слышались звуки перестрелки.

(7)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (8)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.

— (9)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.

(10)Мальчик обернулся и увидел наводчика3 Ковалёва.

— (11)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.

(12)Видно, урок капитана Енакиева не прошёл зря. (13)Теперь, обращаясь к старшему, Ваня всегда вытягивался в струнку и на вопросы отвечал бодро, с весёлой готовностью. (14)А перед наводчиком Ковалёвым он даже переусердствовал. (15)Он как взял под козырёк, так и забыл опустить руку.

— (16)Ладно, опусти руку. (17)Вольно, — сказал Ковалёв, с удовольствием оглядывая ладную фигурку маленького солдатика.

(18)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта.

(19)Прежде всего, он был не молод. (20)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а, скорее, принадлежал к категории «дедушек». (21)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (22)На фронт он мог не идти. (23)Но в первый же день войны он записался добровольцем.

(24)Во время Первой мировой войны он служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (25)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (2б)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (27)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.

(28)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (29)Бывают наводчики хорошие, способные. (30)Бывают наводчики талантливые. (31)Бывают выдающиеся. (32)Он был наводчик гениальный. (33)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (34)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (35)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (36)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.

(37)Вместе со своим расчётом он выкатывал пушку на открытую позицию и под градом пуль спокойно, точно и вместе с тем с необыкновенной быстротой бил картечью по немецким цепям или бронебойными снарядами — по немецким танкам.

(38)Здесь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно ни стояло. (39)3десь требовалось беззаветное мужество. (40)И оно было. (41)Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр.

(42)В минуту опасности он преображался. (43)В нём загорался холодный огонь ярости. (44)Он не отступал ни на шаг. (45)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (46)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (47)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали.

(48)Среди людей часто попадаются храбрецы. (49)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (50)Ковалёв был истинный герой.

(51)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов.

(52)А с немцами у него были особые счёты. (53)В шестнадцатом году они отравили его удушливыми газами. (54)И с тех пор Ковалёв всегда немного покашливал. (55)О немецких вояках он говорил коротко:
— С ними у нас может быть только один разговор — беглым огнём. (56)Другого они не понимают.

(57)Трое его сыновей были в армии. (58)Один из них уже был убит. (59)Жена Ковалёва, по профессии врач, тоже была в армии. (60)Дома никого не осталось. (61)Его домом была армия.

(62)Несколько раз командование пыталось выдвинуть Ковалёва на более высокую должность. (63)Но каждый раз Ковалёв просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.

— (64)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другой работой я так хорошо не справлюсь. (65)Уж вы мне поверьте. (66)3а чинами я не гонюсь. (67)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (68)А для командира я уже не гожусь. (69)Стар. (70)Надо молодым давать дорогу. (71)Покорнейше вас прошу.

(72)В конце концов его оставили в покое. (73)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (74)И, в конце концов, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода.

(75)Всё это было Ване известно, и он с робостью и уважением смотрел на знаменитого Ковалёва.

(По В. П. Катаеву)

Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – русский советский писатель, поэт, киносценарист, драматург, журналист, военный корреспондент.


22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Со времён Первой мировой войны Ковалёв был лучшим наводчиком артиллерийского орудия.

2) Ковалёв научил Ваню понимать номера и цифры, необходимые для артиллерийских расчётов.

3) Ковалёва считали истинным героем, потому что он был не только гениальным наводчиком, но и опытным разведчиком.

4) За боевые заслуги начальство хотело выдвинуть Ковалёва на более высокую должность, но понимало, что лучше дать дорогу молодым.

5) Ковалёв был мудрым человеком, уверенным в том, что каждый хорош на своём месте.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено повествование.

2) В предложениях 24, 25 представлено описание.

3) В предложениях 48, 49 представлено рассуждение.

4) Предложения 53 и 54 поясняют, раскрывают смысл предложения 52.

5) В предложениях 73, 74 представлено повествование.


24. Из предложений 59–68 выпишите слово, имеющее значение «разряд, класс военных и гражданских служащих, получаемый по установленному порядку; лицо этого разряда, класса».


25. Среди предложений 47–56 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26.  «В центре внимания рассказчика боец Ковалёв. Чтобы создать образ артиллериста, писатель использует разнообразные художественные средства, среди которых троп — (А)_____ ("густой, добродушный бас" в предложении 9, "сознательная и страстная любовь к Родине" в предложении 49), лексическое средство — (Б)_____(«ни на шаг" в предложении 44), а также синтаксическое средство — (В)_____ (в предложении 18). Передать своё отношение к защитникам Родины автору помогает приём — (Г)_____ (предложения 29—31 и 44—45)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) анафора

3) фразеологизм

4) ряд однородных членов предложения

5) эпитет

6) восклицательные предложения

7) вводные слова

8) сравнение

9) противопоставление



27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Примерный круг проблем:


1. Какими качествами обладает настоящий герой? Кого можно считать настоящим героем?
2. Что заставляло бойцов на войне проявлять мужество и героизм?
3. Что дает человеку любовь к Родине?
4. Как война влияет на человека?
5. Какова природа мастерства?
6. Как ребенок воспринимал войну?


Ответы:

1 235 

2 своей

3 4

4 ворвалась

5 годовалый

6 странные

7 две

8 67932

9 235

10 145

11 13

12 234

13 нехотя

14 чтобысзади

15 124

16 125

17 2345

18 12345

19 2346

20 34

21 2467

22 – 234

23 – 134

24 –чинами, чин

25 – 49/52

26 – 5342








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!