1. Тип 1 № 23273
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
Организменный | Работа мышцы под воздействием нервных импульсов |
| Нервная клетка (строение нейрона) |
2. Тип 2 № 45716
Экспериментатор при пикировке капусты произвёл прищипывание главного корня. Как с течением времени изменились длина главного корня и количество боковых корней? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Не изменилась.
3. Уменьшилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Длина главного корня | Количество боковых корней |
| |
3. Тип 3 № 25471
Сколько хромосом имеет соматическая клетка животного, если гаметы содержат 38 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 2426
Скрестили растения томата с генотипами ААвв и ааВВ. Сколько генотипов образуется в потомстве F1?
5. Тип 5 № 51552
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен процесс, при котором происходит мейоз?
6. Тип 6 № 51553
Рассмотрите схему жизненного цикла хвоща. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Перемещается только в водной среде
Б) Имеет антеридии и архегонии
В) Диплоидная стадия
Г) Переносится ветром
Д) Осуществляет бесполое размножение
Е) Неподвижная половая клетка
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 46183
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие перечисленные ниже методы относятся к методам селекции?
1. Массовый отбор.
2. Культивирование клеток на питательных средах.
3. Аутбридинг.
4. Индивидуальный отбор.
5. Создания и введения рекомбинантной ДНК.
6. Культивирование специально выведенных штаммов бактерий для получения антибиотиков.
8. Тип 8 № 21697
Установите правильную последовательность реакций энергетического обмена веществ. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Окисление пировиноградной кислоты.
2. Попадание ПВК в митохондрии.
3. Образование двух молекул пировиноградной кислоты.
4. Расщепление крахмала до глюкозы.
5. Синтез 36 молекул АТФ.
9. Тип 9 № 52083
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла, чьё строение наиболее сходно с рыбами?
10. Тип 10 № 52084
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла лягушки, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет наружные жабры
Б) Обладает двухкамерным сердцем
В) Характерно лёгочное и кожное дыхание
Г) Имеет два круга кровообращения
Д) Ориентация за счёт боковой линии
Е) Проходит стадию нейрулы
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 52146
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета лягушки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Подвздошная кость.
2. Кости таза.
3. Сросшиеся большая и малая берцовые кости.
4. Фаланги.
5. Рёбра.
6. Лопатка.
12. Тип 12 № 10824
Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
1. Отряд Двукрылые.
2. Тип Членистоногие.
3. Род Мухи.
4. Царство Животные.
5. Вид Комнатная муха.
6. Класс Насекомые.
13. Тип 13 № 56238
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена функциональная единица почки, непосредственно фильтрующая плазму крови?
14. Тип 14 № 56239
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Происходит образование первичной мочи
Б) Место расположения петель Генле нефронов
В) Происходит реабсорбция солей и воды
Г) Происходит ультрафильтрация крови
Д) Формируется вторичная моча
Е) Располагаются капиллярные клубочки нефронов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 14233
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. У млекопитающих животных и человека венозная кровь, в отличие от артериальной:
1) бедна кислородом;
2) течёт в малом круге по венам;
3) наполняет правую половину сердца;
4) насыщена углекислым газом;
5) поступает в левое предсердие;
6) обеспечивает клетки тела питательными веществами.
16. Тип 16 № 20540
Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Лёгкие.
2. Трахея.
3. Ткани.
4. Носоглотка.
5. Бронхи.
6. Кровь.
7. Гортань.
17. Тип 17 № 23016
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Башмачок настоящий, или венерин башмачок — многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2) Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных
лугах и в зарослях кустарников. (3) Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4) Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5) Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу — ярко-жёлтые. (6) Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.
18. Тип 18 № 18385
Биосфера — экосистема, которая:
1) образована совокупностью биогеоценозов;
2) не изменяется во времени;
3) является открытой системой;
4) сформировалась с появлением жизни на Земле;
5) не обладает способностью к саморегуляции;
6) появилась одновременно с образованием Земли.
19. Тип 19 № 21508
Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) чёрный и рыжий тараканы
Б) свиной цепень и человек
В) самцы пауков птицеедов
Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз
Д) таёжный клещ и лиса
Е) гриб трутовик и берёза
ОТНОШЕНИЯ
1) конкуренция
2) паразитизм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Тип 20 № 42078
Проанализируйте таблицу «Уровни организации белка». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структура | Форма молекулы | Стабилизирующие связи |
первичная | линейная молекула | ____________(В) |
____________(А) | альфа-спираль или бета-складчатая | водородные |
третичная | ____________(Б) | водородные, ионные, гидрофобные и дисульфидные мостики |
Список терминов и понятий
1. Глобула.
2. Двойная спираль.
3. Эфирные.
4. Гидрофильные.
5. Пептидные.
6. Нитчатая.
7. Вторичная.
8. Четвертичная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. Тип 21 № 20635
Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», выберите верные утверждения.
1. В сметане из органических веществ больше всего жиров.
2. В ржаном хлебе преобладают белки.
3. Наибольшее содержание белков наблюдается в сырах и горохе.
4. Жиров нет в яблоках, сахарном песке и пшене.
5. Углеводы есть во всех продуктах.
Продукты | Содержание веществ в 100 г продукта |
Белков | Жиров | Углеводов |
Ржаной хлеб | 5,5 | 0,6 | 39 |
Пшеничный хлеб | 6 | 0,5 | 56 |
Яблоки свежие | 0,2 | — | 3 |
Манная крупа | 9,5 | 0,7 | 70 |
Гречневая каша | 8 | 1,5 | 64,5 |
Пшено | 8,1 | 2,2 | 64 |
Рис | 6,5 | 1,8 | 77,8 |
Картофель | 1.3 | 0,1 | 18,5 |
Морковь | 0,7 | 0,2 | 7,2 |
Горох | 19,3 | 3,2 | 50,3 |
Капуста свежая | 1,1 | 0,1 | 4,1 |
Огурцы свежие | 0,7 | 0,1 | 1,8 |
Томаты свежие | 0,7 | 0,2 | 7,2 |
|
Масло растительное | — | 97,8 | — |
Сахарный песок | — | — | 98,2 |
Масло сливочное | 0,5 | 79,3 | 0,4 |
Яйцо куриное | 12,7 | 11,5 | 0,7 |
Сыр голландский | 24,9 | 29,9 | 2,3 |
Творог (нежирный) | 16,8 | 0,4 | 0,9 |
Сосиски | 12,3 | 25 | — |
Говядина (нежирная) | 19 | 8 | — |
Свинина (жирная) | 14,4 | 37,3 | — |
Печень | 16,7 | 3,7 | 2,7 |
Рыба свежая (сазан) | 8,6 | 1,2 | — |
Молоко коровье | 3,1 | 3,4 | 4,9 |
Кефир | 3 | 3,2 | 4,5 |
Сметана | 3,3 | 30,2 | 2,5 |
22. Тип 22 № 52348
Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему лист был помещён в герметичную колбу?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 52357
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Освещение (усл. ед.) | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч) | 10 | 30 | 45 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Объясните, почему сосуд в эксперименте должен быть строго герметичным. В результате какого процесса выделяется кислород? При какой минимальной интенсивности освещения экспериментатор зафиксировал максимальную продуктивность растения? Ответ поясните. Почему при дальнейшем увеличении освещенности продуктивность растения не изменяется?
24. Тип 24 № 21659
Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного между плодами А, Б, В?
25. Тип 25 № 20400
В Средней Азии достаточно широко распространен круглый червь — ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является рачок-циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.
26. Тип 26 № 27599
На болотах часто произрастают хищные растения. Объясните, для чего они поедают насекомых? Почему в большинстве экосистем такие растения не встречаются?
27. Тип 27 № 23869
Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
28. Тип 28 № 14095
У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.