Экспериментатор поместил кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. Как изменились твёрдость кости и количество коллагена? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Определите соотношение генотипов и фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.
Установите соответствие между характеристиками этапов клонирования и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Получение клонов
Б) Выделение соматической клетки
В) Пересадка эмбриона в корову-носительницу
Г) Выделение клетки, несущие гены элитной породы
Д) Выделение яйцеклетки
Е) Получение высокопродуктивного потомства
ЭТАПЫ
1) 1
2) 3
3) 7
4) 8
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных признаков относят к изображенной на рисунке клетке?
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла насекомого, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) имеет антенны и лижущий ротовой аппарат
Б) половозрелая особь
В) личиночная стадия
Г) имаго
Д) служит для набора массы для будущего метаморфоза
Е) откладываются в питательный субстрат
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НАСЕКОМОГО
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и сосудами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) самое высокое давление крови
Б) выносит кровь из правого желудочка
В) течёт артериальная кровь
Г) крупнейшая артерия организма
Д) часть малого круга кровообращения
Е) приносит кровь в правое предсердие
СОСУДЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите название отделов анализатора. Ответ запишите цифрами без пробелов.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у рыб. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) В процессе эволюции у рыб возникло множество приспособлений, позволивших им занять разнообразные экологические ниши. (2) Донные рыбы часто имеют уплощённую форму тела и окраску, незаметную на фоне грунта. (3) Рыбы коралловых рифов обычно ярко окрашены и сжаты с боков, чтобы легко маневрировать и быстро прятаться в расщелинах. (4) Появление подвижных челюстей позволило рыбам эффективнее охотится и разнообразнее питаться. (5) Наличие парных плавников обеспечило возможность активного передвижения в водной среде. (6) У некоторых рыб плавники приобрели другие функции: у бычковых превратились в присоску для прикрепления, у удильщиков видоизменились в «удочку» для приманивания жертв.
Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ
Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания
В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза
Г) используют готовые органические вещества
Д) способны к хемосинтезу
Е) используют энергию окисления неорганических веществ
ТИПЫ ПИТАНИЯ
1) автотрофы
2) гетеротрофы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу «Клеточное дыхание». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Этап клеточного
дыхания
Где проходит
Продукты этапа
подготовительный
(Б)
глюкоза
гликолиз
цитоплазма
(В)
(А)
митохондрии
углекислый газ
Список элементов
1. Ядро.
2. Терминация.
3. Рибосомы.
4. Этиловый спирт.
5. Молочная кислота.
6. Лизосомы.
7. Пировиноградная кислота.
8. Кислородный.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Учёные исследовали массу пчёл из разных районов. Их интересовали различия в массе летнего и осеннего поколения пчёл, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчёл говорит о степени физиологической подготовки пчёл к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчёл в улье и так далее.
Происхождение пчёл
Поколение пчёл
Сырая масса пчёл (в мг)
Сухая масса пчёл (в мг)
Рязанская область
Летнее Осеннее
69,6 78,6
21,6 25,8
Ташкент
ЛетнееОсеннее
62,1 71,6
19,5 23,8
Молдавия
Летнее Осеннее
61,9 72,9
20,2 23,4
Уссурийск
Летнее Осеннее
66,1 78,3
20,9 26,6
Латвия
Летнее Осеннее
70,884,1
23,127,9
Изучите таблицу и выберите верные утверждения.
1. Масса пчёл от лета к осени уменьшается.
2. Сырая масса для пчёл Рязанской области увеличилась на 13,9%.
3. У пчёл Уссурийска процентное увеличение сухой массы больше, чем в остальных областях.
4. У северных пчёл (Рязанская область, Уссурийск, Латвия) сухая масса относительно больше, чем у южных (Молдавия, Ташкент).
5. Различия в сырой массе летом и осенью столь малы, что ими можно пренебречь.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние поверхностного антисептика мирамистина на динамику роста колоний одного штамма бактерий на чашках Петри. На готовую питательную среду высевалось определённое количество бактерий, а затем через небольшое время наносился антисептик. Оценивалось количество колоний на чашках Петри через 1, 2, 24 и 48часов после нанесения антисептика. Результаты исследователь представил в виде графика.
Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему количество колоний, высаженных на исходные чашки, должно быть одинаковым? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что использовались бактерии разных штаммов?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние длины волны света на активность фотосинтеза. Для этого он проращивал семена газонной травы, после чего помещал одинаковые количества ростков идентичной длины под лампы с разным цветом света (разной длиной волны). Через две недели растения срезались и измерялась суммарная масса травы из-под каждой из ламп. Результаты исследования учёный нанёс на график.
Объясните форму графика, полученную исследователем. Принято считать, что зелёный свет хлорофиллом не поглощается. Почему в результате исследования поглощение в зелёной части спектра получилось не нулевым? Ответ поясните.
Рассмотрите модель, которую впервые разработал в 19 веке голландский физиолог Дондерс. Какой процесс можно было продемонстрировать с помощью этого устройства? Функцию каких органов выполняет резиновая мембрана, обозначенная под номером 1? Почему объём мешков, прикреплённых к стеклянной трубочке, изменяется при изменении положения резиновой мембраны?
За последние десятилетия многие южные инфекции, переносимые насекомыми и клещами, продвинулись в северные регионы, где раньше они не встречались. Ученые предполагают, что это явление связано с увеличением в атмосфере концентрации парниковых газов. Дайте объяснение наблюдаемой закономерности. Почему у людей, живущих в новых для инфекции ареалах, течение болезни происходит тяжелее, а распространение — быстрее, чем у жителей южных регионов, откуда началось распространение болезни?
Группы крови и резус-фактор наследуются независимо, по аутосомному типу. Группы крови определяются серией множественных аллелей: IA, IB и i0.
Мужчина с третьей группой крови и отрицательным резусом женился на женщине со второй группой крови и положительным резусом. У них родился сын со второй группой крови и отрицательным резусом. Составьте схему скрещиваний. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью в данной семье может родиться ребёнок с четвёртой группой крови?
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 11»
1. Тип 1 № 24445
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Уровни организации живой природы
Уровень
Пример
Организменный
Пищеварительная система человека
?
Таёжный лес
2. Тип 2 № 45705
Экспериментатор поместил кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. Как изменились твёрдость кости и количество коллагена? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Твёрдость
Количество коллагена
3. Тип 3 № 21493
В соматической клетке спорофита цветкового растения 24 хромосомы. Сколько хромосом в микроспоре этого растения? В ответе запишите только число.
4. Тип 4 № 21642
Определите соотношение генотипов и фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде правильной последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов и фенотипов.
5. Тип 5 № 45820
Рассмотрите рисунки и выполните задание.
Схема клонирования высокопродуктивной коровы
Каким номером на рисунке обозначен процесс переноса зародыша в суррогатную мать?
6. Тип 6 № 45821
Установите соответствие между характеристиками этапов клонирования и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Получение клонов
Б) Выделение соматической клетки
В) Пересадка эмбриона в корову-носительницу
Г) Выделение клетки, несущие гены элитной породы
Д) Выделение яйцеклетки
Е) Получение высокопродуктивного потомства
ЭТАПЫ
1) 1
2) 3
3) 7
4) 8
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 57045
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных признаков относят к изображенной на рисунке клетке?
1. Наличие рибосом.
2. Оформленное ядро.
3. Деление митозом.
4. Спорообразование.
5. Фагоцитоз.
6. Замкнутая ДНК.
8. Тип 8 № 16728
Установите последовательность расположения структур в эукариотной клетке растения (начиная снаружи).
1. Плазматическая мембрана.
2. Клеточная стенка.
3. Ядро.
4. Цитоплазма.
5. Хромосомы.
9. Тип 9 № 56234
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена стадия куколки?
10. Тип 10 № 56235
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла насекомого, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) имеет антенны и лижущий ротовой аппарат
Б) половозрелая особь
В) личиночная стадия
Г) имаго
Д) служит для набора массы для будущего метаморфоза
Е) откладываются в питательный субстрат
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НАСЕКОМОГО
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 57682
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие утверждения о реакции растения на водный режим являются верными?
1. При повышении температуры с 20 °С до 30 °С интенсивность транспирации увеличивается.
2. При потере тургора устьица открываются.
3. Растения степей поглощают водяной пар при открывании устьиц.
4. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
5. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
6. Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация.
12. Тип 12 № 22959
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Вех.
2. Покрытосеменные.
3. Зонтичные.
4. Вех ядовитый.
5. Растения.
6. Двудольные.
13. Тип 13 № 63712
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке указана нижняя полая вена?
14. Тип 14 № 63713
Установите соответствие между характеристиками и сосудами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) самое высокое давление крови
Б) выносит кровь из правого желудочка
В) течёт артериальная кровь
Г) крупнейшая артерия организма
Д) часть малого круга кровообращения
Е) приносит кровь в правое предсердие
СОСУДЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 11589
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите название отделов анализатора. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1. Вставочный.
2. Периферический.
3. Проводниковый.
4. Центральный.
5. Чувствительный.
6. Двигательный.
16. Тип 16 № 14189
Установите последовательность процессов пищеварения.
1. Всасывание аминокислот и глюкозы.
2. Механическое изменение пищи.
3. Обработка желчью и расщепление липидов.
4. Всасывание воды и минеральных солей.
5. Обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков.
17. Тип 17 № 41999
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у рыб. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) В процессе эволюции у рыб возникло множество приспособлений, позволивших им занять разнообразные экологические ниши. (2) Донные рыбы часто имеют уплощённую форму тела и окраску, незаметную на фоне грунта. (3) Рыбы коралловых рифов обычно ярко окрашены и сжаты с боков, чтобы легко маневрировать и быстро прятаться в расщелинах. (4) Появление подвижных челюстей позволило рыбам эффективнее охотится и разнообразнее питаться. (5) Наличие парных плавников обеспечило возможность активного передвижения в водной среде. (6) У некоторых рыб плавники приобрели другие функции: у бычковых превратились в присоску для прикрепления, у удильщиков видоизменились в «удочку» для приманивания жертв.
18. Тип 18 № 34313
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже особенностей характерны только для детритных пищевых цепей?
1. Хищные животные находятся на уровне консументов 2-го порядка и выше.
2. Продуцентом служат хвойные растения.
3. Первый трофический уровень представлен мёртвым органическим веществом.
4. Консументы первого порядка поедают листовой опад.
5. Консументами первого порядка являются детритофаги.
6. Численность высших хищников крайне мала.
19. Тип 19 № 22273
Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ
Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания
В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза
Г) используют готовые органические вещества
Д) способны к хемосинтезу
Е) используют энергию окисления неорганических веществ
ТИПЫ ПИТАНИЯ
1) автотрофы
2) гетеротрофы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 48976
Проанализируйте таблицу «Клеточное дыхание». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Этап клеточного
дыхания
Где проходит
Продукты этапа
подготовительный
(Б)
глюкоза
гликолиз
цитоплазма
(В)
(А)
митохондрии
углекислый газ
Список элементов
1. Ядро.
2. Терминация.
3. Рибосомы.
4. Этиловый спирт.
5. Молочная кислота.
6. Лизосомы.
7. Пировиноградная кислота.
8. Кислородный.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 20615
Учёные исследовали массу пчёл из разных районов. Их интересовали различия в массе летнего и осеннего поколения пчёл, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчёл говорит о степени физиологической подготовки пчёл к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчёл в улье и так далее.
Происхождение пчёл
Поколение пчёл
Сырая масса пчёл (в мг)
Сухая масса пчёл (в мг)
Рязанская область
Летнее Осеннее
69,6 78,6
21,6 25,8
Ташкент
ЛетнееОсеннее
62,1 71,6
19,5 23,8
Молдавия
Летнее Осеннее
61,9 72,9
20,2 23,4
Уссурийск
Летнее Осеннее
66,1 78,3
20,9 26,6
Латвия
Летнее Осеннее
70,884,1
23,127,9
Изучите таблицу и выберите верные утверждения.
1. Масса пчёл от лета к осени уменьшается.
2. Сырая масса для пчёл Рязанской области увеличилась на 13,9%.
3. У пчёл Уссурийска процентное увеличение сухой массы больше, чем в остальных областях.
4. У северных пчёл (Рязанская область, Уссурийск, Латвия) сухая масса относительно больше, чем у южных (Молдавия, Ташкент).
5. Различия в сырой массе летом и осенью столь малы, что ими можно пренебречь.
22. Тип 22 № 61130
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние поверхностного антисептика мирамистина на динамику роста колоний одного штамма бактерий на чашках Петри. На готовую питательную среду высевалось определённое количество бактерий, а затем через небольшое время наносился антисептик. Оценивалось количество колоний на чашках Петри через 1, 2, 24 и 48часов после нанесения антисептика. Результаты исследователь представил в виде графика.
Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему количество колоний, высаженных на исходные чашки, должно быть одинаковым? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что использовались бактерии разных штаммов?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 61095
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние длины волны света на активность фотосинтеза. Для этого он проращивал семена газонной травы, после чего помещал одинаковые количества ростков идентичной длины под лампы с разным цветом света (разной длиной волны). Через две недели растения срезались и измерялась суммарная масса травы из-под каждой из ламп. Результаты исследования учёный нанёс на график.
Объясните форму графика, полученную исследователем. Принято считать, что зелёный свет хлорофиллом не поглощается. Почему в результате исследования поглощение в зелёной части спектра получилось не нулевым? Ответ поясните.
24. Тип 24 № 17852
Рассмотрите модель, которую впервые разработал в 19 веке голландский физиолог Дондерс. Какой процесс можно было продемонстрировать с помощью этого устройства? Функцию каких органов выполняет резиновая мембрана, обозначенная под номером 1? Почему объём мешков, прикреплённых к стеклянной трубочке, изменяется при изменении положения резиновой мембраны?
25. Тип 25 № 16380
В чём проявляется сходство в строении и функциях хлоропластов и митохондрий? Укажите четыре признака.
26. Тип 26 № 51794
За последние десятилетия многие южные инфекции, переносимые насекомыми и клещами, продвинулись в северные регионы, где раньше они не встречались. Ученые предполагают, что это явление связано с увеличением в атмосфере концентрации парниковых газов. Дайте объяснение наблюдаемой закономерности. Почему у людей, живущих в новых для инфекции ареалах, течение болезни происходит тяжелее, а распространение — быстрее, чем у жителей южных регионов, откуда началось распространение болезни?
27. Тип 27 № 20367
Масса молекул ДНК в соматических клетках равна 6 · 10−9. Чему равна масса молекул ДНК перед началом мейоза и в анафазе мейоза 1? Ответ поясните.
28. Тип 28 № 25252
Группы крови и резус-фактор наследуются независимо, по аутосомному типу. Группы крови определяются серией множественных аллелей: IA, IB и i0.
Мужчина с третьей группой крови и отрицательным резусом женился на женщине со второй группой крови и положительным резусом. У них родился сын со второй группой крови и отрицательным резусом. Составьте схему скрещиваний. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью в данной семье может родиться ребёнок с четвёртой группой крови?