СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №10

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №10

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №10»

Единый государственный экзамен, 2023 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023

2 / 10


Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.


Желаем успеха!

Часть 1


Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 1-3



ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

После войны, в сорок шестом году, поехал я с приятелем на охоту. На станции «Тучково» вышли с моим спутником из поезда. Стоим, ждём, когда колонна пленных пройдёт (они там кирпичный завод строили), гляжу – здоровенный немец выскочил и бежит ко мне, руками размахивает.

– Товарищ, спасибо, спасибо! – кинулся обнимать.

И я тоже, представьте, узнал немца. В сорок третьем году, в феврале, на нейтральной полосе, носом к носу столкнулись мы с фашистской разведкой. Мы – в снег, и они – в снег. Нам очень нужен был пленный, было

объявлено: «За пленного – отпуск домой». Я успел заметить: качнулась ёлочка, и выстрелил первым. Четверо немцев кинулись убегать. А один, здоровенный, спотыкаясь, идёт к убитому – автомат, гранаты в сторону. Мой связной подскочил: «Хенде хох!» А немец – ноль внимания, упал на колени возле убитого, плачет: «Мой земляк. Мой земляк... Мне жизнь два раза спасал...»

Я вынул из кобуры убитого браунинг, забрал документы. Пленному, как обычно, сказал: «Ну вот, теперь будешь жить...»

К фашистам жалости не было. Но пленных я приказывал пальцем не трогать. Этот пленный много ценного рассказал. Мы с ребятами отпуск домой с фронта получили. А немец, видно, хорошо запомнил слова: «Теперь будешь жить...» – через три года узнал. Хорошо и по-русски говорить научился. Наверное, он и сейчас жив, нестарый был немец.

(По В.М. Пескову)



1

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце. Запишите эту частицу.


Ответ: .

2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


  1. СПУТНИК. Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь. Весёлый с. С. жизни (перен.: о муже).

  2. КОЛОННА. О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. К. демонстрантов. Танковая к. Тракторная к.

  3. НЕЙТРАЛЬНЫЙ. В некоторых сочетаниях: такой, где по соглашению не должны вестись военные действия, располагаться военные силы. Нейтральная зона. Нейтральные воды.

  4. ЗАМЕТИТЬ. Сказать что-нибудь, вставить в разговор. Остроумно з.

  5. ФРОНТ. Область раздела между движущимися воздушными массами (спец.). Ф. грозы, облаков, тёплого воздуха. Атмосферный ф.


Ответ: .

3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.


  1. Текст начинается с указания времени и места события (После войны, в сорок шестом году, поехал я с приятелем на охоту. На станции «Тучково» вышли с моим спутником из поезда.).

  2. Наряду со стилистически нейтральной лексикой автор употребляет слова, характерные для разговорной речи (здоровенный, с ребятами).

  3. Выразительность текста обеспечивается использованием синтаксического параллелизма (Мы – в снег, и они – в снег), инверсии (Хорошо и по-русски говорить научился.), фразеологизмов (носом к носу, ноль внимания, пальцем не трогать).

  4. Текст относится к официально-деловому стилю; цель автора текста – дать инструкции, как вести себя на войне при встрече с врагом.

  5. В тексте используются вводные слова (представьте, видно, наверное), указывающие на последовательность изложения мыслей и помогающие логически связать научные тезисы.


Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. 4

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    снялА 2) кранЫ

3) окрУжит 4) ловкА

5) сливОвый


Ответ: .


5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.


Толокно – это продукт, давно ПРИЗНАННЫЙ и распространённый в России.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

Капитан казался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах истории Отечества.

На этом небольшом предприятии за несколько лет сложился высокопрофессиональный коллектив, и в этом году он ЗАПОЛНИЛСЯ новыми кадрами.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.


Ответ: .


6

6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В новом классе Люся чувствовала себя не в чужой тарелке, очень стеснялась даже попросить чистый листок бумаги.


Ответ: .


7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


поднялся более ВЫШЕ ПОЕЗЖАЙ вперёд

ЧЕТВЕРО саней ПОПРОБУЕМ решить нет ВРЕМЕНИ

Ответ: .


8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


  1. 9

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    прил..жить, сг..рать, возр..стной

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с

деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Работая со словарём, необходимо знание алфавита.

  2. Многие работы молодого учёного, посвящённые проблемам теоретической физики, были отмечены наградами.

  3. Внутренняя сила и мужество солдата воспеты в поэме А.Т. Твардовского

«Василии Тёркине».

  1. Все, кто на экзамене показал отличные знания, награждён поездкой в Санкт- Петербург.

  2. Вопреки уговорам матери он сделал всё по-своему.

  3. «Российскую грамматику», созданную М.В. Ломоносовым в 1755–1757 гг., справедливо признают наиболее совершенным из всех его филологических трудов.

  4. Благодаря книг человек становится добрее.

  5. О русском солдате Андрее Соколове, испытавшему горечь утрат, но откликнувшемся на чужую беду, мы узнаём из рассказа М.А. Шолохова

«Судьба человека».

  1. Подобно неведомому чудовищу, протянуло большое Карельское озеро далеко к северу свои щупальца – заливы.

  1. про..вляющийся, взгл..нуть, разр..дить (обстановку)

  2. благосл..вить, застр..ховаться, ср..внение (данных)

  3. уд..вительно, нач..нающий, зан..маться

  4. 10

    забл..ставший, выч..тание, оп..раться Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. и..правил, ра..писал, ни..провергнуть

  2. пр..высил, пр..рогатива, пр..пятствие

  3. на..строил, по..пункт, пре..ставить

  4. под..брал, н..правил, нез..менимый

  5. пр..дорогой, пр..зыв, пр..стижный Ответ: .

11

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. присва..вать, перенос..ца

  2. застенч..вый, догматич..ский

  3. предвид..мый, дол..вое

  4. несговорч..вый, приветл..вый

  5. разбуш..валась, тюлен..вый


Ответ: .


12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



Ответ:

    1. высп..шься, ненавид..мый

    2. замес..шь, прокле..нный

    3. отмо..шь, увер..нный

    4. жар..шь, узнава..мый

    5. зала..вший, стрел..ный


Ответ: .


13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется

РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.


  1. На конверте был написан (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ адрес отправителя.

  2. Корабли вышли в море, (НЕ)СМОТРЯ на штормовое предупреждение.

  3. Виктор гордился (НЕ)КЕМ иным, как своим дедушкой.

  4. Гостей встречали в отнюдь (НЕ)БОЛЬШОЙ комнате с камином.

  5. Посреди равнины стоял дом, ничем (НЕ)ОГОРОЖЕННЫЙ. Ответ: .

14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.


  1. Он объявил, что работа (В)СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ)ЧАСА.

  2. На первый взгляд дядя совсем не отличался (ОТ)ТОГО человека, которым я его запомнила ещё в детстве: ТЕ(ЖЕ) седые волосы, тонкие губы и холодный взгляд.

  3. (И)ТАК, в поисках новых впечатлений художник отправился (ЗА)ГРАНИЦУ.

  4. Началась игра, и в ТОТ(ЖЕ) миг ребята бросились (ПО)СТОРОНАМ.

  5. (ВО)ВРЕМЯ отпуска я позволял себе не думать о работе и (НА)КОНЕЦ расслабиться.

Ответ: .

  1. Буран свистит да воет.

  2. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    Туман быстро сгущался и судну приходилось идти тихим ходом.

  3. Земля на пригорках уже оттаяла и покрылась редкой щетиной молодой травы и зарослями ландыша.

Ответ: .


17

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Осенние клочковатые туманы (1) клубящиеся по-змеиному (2) сползали по морщинам соседних скал (3) будто чувствуя приближение нового дня

(4) и пугаясь его.


Ответ: .


18

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


  • Женя, говорит Марина, вертясь вокруг высокого юноши, покажи (1) пожалуйста (2) скорей свои камешки. Такая обида – сейчас машина придёт!

–– Такая обида! смеясь, передразнивает студент. В Москве увидишь. Я к вам (3) может быть (4) скоро в гости приеду… А ну, силы набралась за лето? – И он хватает Марину за руку.

  • Ай! кричит Марина. Женька опять силу показывает (5) Софья Дмитриевна!

15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.


Ошеломлё(1)ый услыша(2)ым от адъютанта, радист бросился к


Ответ: .

(По Э. Эмден)

аппаратам, но недавно восстановле(3)ая связь уже снова была наруше(4)а.


Ответ: .


16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.


  1. С веранды открывался вид как на сад так и на широкий пруд.

  2. Из зелёного нефрита выреза́ли знаки отличия императоров знати и делали вазы и табакерки.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


19

Я люблю Мещёрский край за то (1) что (2) он прекрасен (3) хотя (4) вся прелесть его (5) раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.


Ответ: .

20

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) стояли двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.


Ответ: .


21

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)Перволетье – пора, которая дарит нам тихие зори, сменяющие почти незаметно одна другую. (2)«Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса», – вспоминаем мы пушкинские строки. (3)Рано просыпаются птицы, приветствуя наступление нового дня, а с восходом солнца открывают свои разноцветные глаза цветы. (4)Собираясь в перволетье в поход или на рыбалку, не забывайте о некоторых народных приметах. (5)Вечером с водоёма поднимается пар – завтра может пойти дождь. (6)Ночью нет росы, в низких местах туман – будет ненастье. (7)Утром туман стелется по воде – жди хорошую погоду. (8)Но независимо от погоды лето есть лето: это цветы, ягоды, грибы, птичьи напевы.

Ответ: .


Прочитайте текст и выполните задания 22-27.



(1)Осенью 1925 года я поступил в Академию наук лаборантом геологического музея.

(2)Казалось бы, мне оставалось только закончить университет. (3)На деле получилось совсем не так. (4)Разнообразная деятельность лаборанта, сама наука так увлекли меня, что я часто засиживался в лаборатории до ночи. (5)Всё труднее становилось совмещать столь интенсивную работу с занятиями. (6)К тому же с весны до глубокой осени приходилось бывать в экспедициях. (7)Вскоре я совсем оставил занятия, будучи не в силах совмещать дальние экспедиции в Среднюю Азию и Сибирь, где я уже работал в качестве геолога, хотя и не имел ещё диплома.

(8)Мне посчастливилось быть в рядах тех геологов, которые открыли пути ко многим важным месторождениям полезных ископаемых. (9)Эта трудная работа так увлекала нас, что мы забывали всё. (10)Забыл и я о своём учении.

(11)Я то и дело спотыкался, когда приходилось отстаивать свои взгляды или выставлять проекты новых исследований, терялся, когда необходимо было

«защищать» открытые месторождения. (12)Наконец мне стало ясно, что без высшего образования мне встретится слишком много досадных препятствий.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

(13)Будучи уже квалифицированным геологом, я ходатайствовал о разрешении, в порядке исключения, окончить экстерном Ленинградский горный институт. (14)Мне пошли навстречу, и в течение двух с половиной лет удалось, не прерывая работы, закончить его.

(15)Сколько я каялся и бранил себя за то, что оставил учение и не довёл его до конца раньше, когда у меня было ещё мало обязанностей, накоплено мало исследований, требовавших спешного завершения!

(16)Сейчас, когда я, пожилой, много видевший учёный и писатель, смотрю в прошлое, мне ясно, что стремление и воля к знаниям не оставляли меня. (17)Я пробивался к знаниям, чувствуя и понимая, какой огромный и широкий мир открывается передо мной в книгах, исследованиях, путешествиях. (18)Но каковы бы ни были мои способности и желания, сделать доступным всё духовное богатство мира могло лишь систематическое образование. (19)Всё это: школа и уроки, диктовки и задачи – было трудным препятствием, но в то же время и ключом, открывшим ворота в новое, интересное, прекрасное.

(20)Мне повезло с учителями: на пути оказались хорошие, высокой души люди. (21)Настоящие педагоги, сумевшие разглядеть в малообразованном, плохо воспитанном, подчас просто грубом мальчишке какие-то способности.

(22)Но мне думается, что если бы этого не случилось, то всё равно я продолжал бы преодолевать все трудности учения. (23)Воля, как и всё остальное, требует закалки и упражнения. (24)То, что казалось трудным вчера, становится лёгким сегодня, если не уступать минутной слабости, а бороться с собой шаг за шагом, экзамен за экзаменом.

(25)Тренировка стойкости и воли проходит незаметно. (26)Когда учишься ездить на автомашине, трудно справляться с ней и следить за дорогой, знаками, пешеходами. (27)И вдруг вы перестаёте замечать свои действия, машина становится послушной и не требующей напряжённого внимания. (28)Так и с трудностями учения. (29)Привычка к их преодолению приходит незаметно, учиться становится легко, только нельзя давать себе распускаться и жалобиться. (30)Товарищи будут с уважением называть такого человека собранным, волевым, мужественным, а он будет удивляться: что такого в нём нашли особенного?

(31)И если вы действительно стремитесь к знаниям, то не поддавайтесь слабости, никогда не отменяйте своего решения! (32)Дорогу осиливает и ослабевший человек, пока он идёт. (33)Но если он присядет отдохнуть, ему будет трудно подняться, много труднее, чем продолжать идти!

(По И.А. Ефремову*)

* Иван Антонович Ефремов (1908–1972) – русский советский писатель- фантаст, учёный-палеонтолог, философ.


22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


  1. Рассказчик бросил занятия в университете, потому что в молодости ему было неинтересно учиться.

  2. Со временем у человека появляются всё новые обязанности, поэтому откладывать учение не нужно.

  3. Даже будучи уже квалифицированным геологом, рассказчик ощущал потребность в высшем образовании.

  4. Рассказчику не удалось окончить институт экстерном.

  5. Рассказчик испытывает благодарность по отношению к своим учителям.


Ответ: .


23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 2, 3 представлено описание.

  2. В предложениях 32, 33 представлено повествование.

  3. Предложение 10 называет причину того, о чём говорится в предложении 9.

  4. Содержание предложения 13 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 12.

  5. В предложениях 16–19 содержится рассуждение.


Ответ: .

24

Из предложения 7 выпишите один фразеологизм. Ответ: .

25

Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, формы слова и притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


Ответ: .









Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

«И.А. Ефремов стремится создать представление о многочисленных трудностях, которые возникали на его пути из-за отсутствия образования, и использует с этой целью такие лексические средства выразительности, как (А) («спотыкался», «терялся» в предложении 11) и (Б) («то и дело» в предложении 11). Ещё одно лексическое средство – (В) («трудным» – «лёгким» в предложении 24) – помогает автору охарактеризовать восприятие препятствий на разных этапах обучения. Убеждённость автора в правильности своих представлений проявляется в использовании такого синтаксического средства, как (Г) (предложения 31, 33)».


26

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Список терминов:

  1. эпитет

  2. сравнение

  3. книжная лексика

  4. слова в переносном значении

  5. вопросительное предложение

  6. восклицательное предложение

  7. литота

  8. антонимы

  9. А

    Б

    В

    Г






    фразеологизм



Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Ответ:


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.



Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Часть 2


27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»

Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта

«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.

Нашли ошибку в варианте?

Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!

Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613

(также доступны другие варианты для скачивания)

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.













СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА

ФИО:

Пёсик Анастасия

Предмет:

русский язык

Стаж:

14 лет

Регалии:

эксперт ЕГЭ

Аккаунт ВК:

https://vk.com/anastasiapesik

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.

Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.

Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.


8

74318

9

245

10

123

11

145

12

135

13

345

14

24

15

123

16

124

17

123

18

12345

19

13

20

345

21

234

22

235

23

345

24

НЕВСИЛАХ

25

18

26

4986


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Часть 2


Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Важность получения образования

1. Дорогу осилит идущий

2.

2.

3.

3.

4.

4..


Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом


задания

Правильный ответ

1

ВЕДЬ/ЖЕ

2

123

3

123

4

14

5

ПОПОЛНИЛСЯ

6

СВОЕЙ

7

ВЫСОКО

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста


Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно

1

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911


Проблемы исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну

из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.

0

К2

Комментарий к проблеме исходного текста


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

3

текст.


Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из


прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-


иллюстраций.


Проанализирована указанная смысловая связь между


примерами-иллюстрациями.


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

2

текст.


Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из


прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-


иллюстраций.


Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не


проанализирована (или проанализирована неверно).


Проблема прокомментирована с опорой на исходный

1

текст.


Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного


текста, важный для понимания проблемы исходного


текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации


Проблема прокомментирована без опоры на исходный

0

текст.


ИЛИ


Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные


для понимания проблемы исходного текста, не приведены


или приведены с фактическими ошибками, связанными с


пониманием проблемы исходного текста.


ИЛИ


Вместо комментария дан простой пересказ исходного


текста.


ИЛИ


Вместо комментария цитируется большой фрагмент


исходного текста.




ИЛИ

Проблема исходного текста не прокомментирована.

Указания к оцениванию.

  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример- иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример- иллюстрация не засчитывается.

  2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

  3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста,

то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)


К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста


Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно

1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

ИЛИ

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста,

то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста


Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1



ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911


Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано

ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

ИЛИ

Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).

Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко- культурный опыт экзаменуемого

0

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью

и последовательностью изложения.

Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ

0



В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и

более логических ошибки.


К6

Богатство речи


Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи

1

Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три или более ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм


Допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

К11

Соблюдение этических норм


Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна этическая ошибка и более

0

К12

Соблюдение фактологической точности


Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12)

21




При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023

№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)

«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:

1) проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3


1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения:

  1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.

  2. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.

  3. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.

  4. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.




2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.


3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

© 2023 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель: Анастасия Пёсик

Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!