СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №17

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №17

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2024. Русский язык. Пробный вариант №17»

Единый государственный экзамен, 2023 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.

Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023

5 / 11


Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.



Желаем успеха!

Часть 1



ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Поговорим о жизни, о развитии нашего языка. Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, […] русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад – в просторечие, пятые произносятся совсем по- другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык – это нечто неподвижное, – не бурный поток, а стоячее озеро.

Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно – к безудержному обновлению речи, другое – к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов – это-то и обеспечивает языку его правильный рост. Всё дело в норме – в гармонии.

1

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: .


2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) РАЗВИТИЕ. Результат изменения человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости. Умственное развитие. Духовное развитие.

  1. ТЕЧЬ. Проходить, совершаться, протекать. Да, наша жизнь текла


  1. СЛОВО. Обязательство сделать, выполнить что-л.; обещание. Сдержать свое слово.




Ответ: .


3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

  1. Текст относится к научному стилю, так как его целью является изложение, обоснование, объяснение научного знания.

  2. Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты – делают рассуждение логичным, последовательным.

  3. В тексте особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на отношение к высказыванию (конечно, безусловно), а также подчинительным предложениям, помогающим автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию – более убедительной.

  4. Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения её участников.

  5. Основой приведённого текста является письменная речь, об этом свидетельствует и употребление книжных слов: пуристы, новаторы, консерваторы.

Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. 4

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    клалА

  2. звалА

  3. сливОвый

  4. ненадОлго

  5. послАла


Ответ: .


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр.

Сотрудники лесничества и пожарные совместными усилиями потушили разгоревшийся в БОЛОТИСТОЙ местности крупный природный пожар.

ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

Известный режиссёр снял навеянный АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМИ мотивами фильм – групповой портрет своего поколения.

Ответ: .


Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В школах города уже работают штатные психологи, оказывающие неослабную помощь ученикам и их родителям.


Ответ: .


В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

старые КОНЮХИ ВЫЙДИ на дорогу нет ЯСЕЛЬ рядом

около ДВУХСОТ автомобилей

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ экземплярами


Ответ: .

8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

А

Б

В

Г

Д







Ответ:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение видо-временной

соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Вчера дождь лил не переставая и неожиданно заканчивается.

  2. Картину «Корабельную рощу»

И.И. Шишкина считают одной из самых величественных по замыслу и признают наиболее совершенной.

  1. Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий.

  2. В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей об обычаев русских крестьян.

  3. Находясь низко над горизонтом, нам кажется, что Луна гораздо больше, чем обычно.

  4. Символы, используемые художником К. Васильевым в картине «Нашествие», можно трактовать по-разному.

  5. Платон утверждал, что всякий оратор должен проходить ту особую школу ораторского искусства, которая научила бы оратора составлять яркие и убедительные речи.

  6. Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, который содержит слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.

  7. Вследствие безответственности машиниста одного из локомотивов произошло столкновение двух товарных поездов.


Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1. б..снописец, пр..вительство, кл..ссический

    2. вр..дители, фраз..ологический, зап..реть (дверь)

    3. предпол..жительно, к..мпонент, усл..жнённый

    4. л..леять, зап..рать, заст..лать

    5. од..чать, д..рективный, осл..пительный Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. д..бела, непр..будный, нед..варить

  2. и..гнать, не..гораемый, ра..грызть

  3. пр..вращение, пр..глушить, пр..дставить

  4. бе..чувственный, ни..падать, чере..чур

  5. раз..грать, фин..нспектор, с..грать Ответ: .

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. никел..вый, присва..вать

  2. удоста..вая, удва..вающий

  3. законч..вший, ключ..к

  4. кресл..це, имень..це

  5. гуттаперч..вый, фасол..вый


Ответ: .



Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. дорогосто..щая мебель, лица сия..т радостью

  2. к нам донос..тся крики, дремл..щие силы

  3. мо..щиеся обои, ветры разве..т облака

  1. скоропорт..щиеся продукты, остатки снега быстро та..т

  2. он вылет..т, недвиж..мый


Ответ: .


13

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенными словами пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. Тайна (НЕ)РАСКРЫТА.

  2. (НЕ)ДОЧИТАННАЯ книга лежала на тумбочке.

  3. (НЕ)ЗАМЕТЬ реставратор трещины, древнейшие фрески могли бы погибнуть.

  4. Рассеянный, (НЕ)ВНИМАТЕЛЬНЫЙ пассажир оставил зонтик в метро.

  5. А (НЕ)ТОВАРИЩ ли твой тебя обидел?


Ответ: .


14

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  1. Разве не шедевр величавый перелёт журавлей по неизменным (В)ТЕЧЕНИЕ многих тысячелетий воздушным дорогам (НА)ВСТРЕЧУ солнцу?!

  2. ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.

  3. Тучка растворилась в небесной лазури, и (С)НОВА с высоты просветлённо и БУД(ТО) устало улыбалось солнце.

  4. Новые модели (В)ТЕЧЕНИЕ декабря экспонировались в столице, а в январе выставка отправится (ЗА)ГРАНИЦУ.

  5. (И)ТАК, художник может свободно выбирать приёмы изображения, поэтому он (В)ПРАВЕ быть независимым в своём творчестве.


Ответ: .


15

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.


Ответ: .

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. 16

    ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    Очевидны факты изменения под влиянием селекции не только животных но и растений.

  2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

  3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

  4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

  5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.


Ответ: .



Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.


Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Берингов пролив напоминает большое озеро (1) на берегах (2) которого

(3) раскинулась неприветливая тундра.


Ответ: .

20

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть
  1. и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

Ответ: .


21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

    1. Юго-восточную часть Западно-Сибирской низменности занимает Алтайский край. (2)У северо-западных границ Алтайского края лежит самая низкая часть Алтая – Кулундинская впадина. (3)Ни холмов, ни оврагов – никаких неровностей рельефа здесь нет, только сотни километров плоской, как стол, земли с разбросанными повсюду озёрами. (4)На запад степь тянется до долины реки Иртыша; на востоке, повышаясь, переходит в террасы Приобского плато, прорезанные ложбинами древнего стока. (5)Степной пейзаж сменяется более разнообразным лесостепным: на плоских террасах-водоразделах степные участки чередуются с колками – небольшими берёзовыми рощами. (6)А по прорезающим плато ложбинам вытянулись тёмно-зелёные полосы уникальных ленточных боров. (7)Приобское плато, на востоке ограниченное долиной Оби, на юге переходит в Предалтайскую равнину.


Ответ: .

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.




(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

  1. – Мам, а почему нельзя?

  2. – Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9) – Вон у отца отпрашивайся!

  1. Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

  2. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    – Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)– Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. (23)–

Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

  1. – Ну, получается, что я обманул тебя!

  2. – Меня? (36)– Разве ты меня обманул?

(37) – А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла. (39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот

рублей… (41)Но … понял, что никогда не сделает этого.

(42) – Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(По С.С. Качалкову*)

*Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.

22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


  1. Плетёнкин не собирался возвращать деньги бывшей однокласснице.

  2. Наташа Абросимова удачно вышла замуж и теперь смотрела свысока на бывшего ухажёра.

  3. В 11 классе Плетёнкин занял первое место, но сочинение за него писала одноклассница.

  4. У героя были густые чёрные волосы.


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

«Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности – (А) (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини
  1. Жена Плетёнкина не отпустила дочь гулять, потому что было уже поздно.

используются тропы: (Б) предложении 31) и (В)

(«глаза светились от счастья» в тоскливое разочарование» в

Ответ: .


23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 4 содержит описание состояния героя.

  2. В предложениях 16–19 представлено рассуждение.

  3. Предложение 24 содержит повествование.

  4. Предложение 25 содержит описание.

  5. В предложении 10 содержится повествование.


Ответ: .


24

Замените слово «поплёлся» из предложения 44 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.


Ответ: .


25

Среди предложений 39–44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.


Ответ: .

предложении 29). Такое синтаксическое средство, как (Г) (в предложении 36), обретает в тексте особую значимость».


Список терминов:

  1. эпитет

  2. сравнение

  3. литота

  4. парцелляция

  5. экспрессивно-оценочные слова

  6. диалектизм

  7. вопросительное предложение

  8. разговорные синтаксические конструкции

  9. А

    Б

    В

    Г






    метафора



Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Ответ:


Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА

ФИО:

Пёсик Анастасия

Предмет:

русский язык

Стаж:

14 лет

Регалии:

эксперт ЕГЭ

Аккаунт ВК:

https://vk.com/anastasiapesik

Сайт и доп. информация:



Часть 2


27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»

Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта

«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.

Нашли ошибку в варианте?

Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!

Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613

(также доступны другие варианты для скачивания)




Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.

Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.

Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.


8

13254

9

123

10

14

11

2345

12

35

13

135

14

35

15

12

16

135

17

1234

18

12

19

1

20

1234

21

25

22

13

23

2345

24

ПОШЁЛ

25

40

26

8917


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Часть 2


Примерный круг проблем

Авторская позиция

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.


Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911


Проблемы исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа

по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.

0

К2

Комментарий к проблеме исходного текста


Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из

3

прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-


иллюстраций.


Проанализирована указанная смысловая связь между


примерами-иллюстрациями.


Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из

2

прочитанного текста, важных для понимания проблемы


исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-


иллюстраций.


Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не


проанализирована (или проанализирована неверно).


Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста,

1

важный для понимания проблемы исходного текста. Дано


пояснение к этому примеру-иллюстрации


Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ

0

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для


понимания проблемы исходного текста, не приведены или


приведены с фактическими ошибками, связанными с


пониманием проблемы исходного текста.


ИЛИ


Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.


ИЛИ


Вместо комментария цитируется большой фрагмент


исходного текста.


ИЛИ


Проблема исходного текста не прокомментирована.


Указания к оцениванию.


1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы


исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не


пояснил его, то такой пример-иллюстрация не


засчитывается.




  1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

  2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.

  3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по

критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)


К3

Отражение позиции автора по проблеме исходного текста


Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно

1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

ИЛИ

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается

0 баллов

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста


Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано

ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

ИЛИ

Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).

Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный

опыт экзаменуемого

0




К7

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм


Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм


Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три или более ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм


Допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

К11

Соблюдение этических норм


Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна этическая ошибка и более

0

К12

Соблюдение фактологической точности


Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0

Максимальное количество баллов за выполнения задания 27

(К1–К12)

21













II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

изложения


Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки

отсутствуют.

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного

членения текста. Допущено две и более логических ошибки.

0

К6

Богатство речи


Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием

грамматического строя речи

1

Работа характеризуется бедностью словаря и/или

однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность


1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет;


2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.


3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

К8 – пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023

№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)

«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:

    1. проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.

В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения:

  1. Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям

оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.

  1. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

    Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.

  2. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.

  3. Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.








© 2023 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель: Анастасия Пёсик

Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!