Единый государственный экзамен, 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023
3 / 11
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Я не согласен с тем, что писатель – это профессия. Писатель – это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получить только в результате огромного
труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу, забывая о том, что хлеб искусства – чёрствый и
тяжёлый хлеб.
Вот, например, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот в тридцатых годах, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те года был «в чести». Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во как нужно писать, Платонов! Во как нужно писать!» Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всём мире, а имя литератора, который «учил» Платонова, вряд ли кто вспомнит.
Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего – не совершать никаких поступков, роняли бы его достоинство.
(По Д.С. Лихачёву) Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: .
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
ТРУД. Результат деятельности, работы, произведение. Научный труд.
ТЯЖЁЛЫЙ. Трудный, требующий большого труда, больших усилий.
Тяжёлая задача.
СЛУЧАЙ. Подходящее время, обстоятельство. Упустить случай.
ГОДЫ. Период времени охватывающий некоторое количество лет.
Героические годы.
Лишаться чего-нибудь (перьев, волос, листьев). Деревья роняют листву.
Ответ: .
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
5
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Инженю – один из СЦЕНИЧЕСКИХ амплуа этой актрисы. ЦАРСТВЕННАЯ династия Романовых находилась у власти более трёхсот лет.
Тётя была ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ человеком и часто плакала от жалости к кому-то.
Ребята сконструировали модель ИСКУССТВЕННОГО спутника Земли. Пирожные были приготовлены из ПЕСОЧНОГО теста.
3

Ответ: .
Текст, безусловно, принадлежит к публицистическому стилю.
Эмоциональность текста достигается за счёт употребления восклицательных и вопросительных предложений, лексических повторов, фразеологизмов (локтями пробивают себе дорогу; не был избалован вниманием).
Ведущий тип речи приведённого отрывка – описание.
Коммуникативная задача, стоящая перед автором текста, состоит в сообщении читателю достоверных исторических сведений, связанных с творчеством Андрея Платонова.
Вводные слова (как известно, например) помогают автору вести
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее(-ие) слово(-а). Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда Петя задумывался о своих будущих перспективах, он мог часами пребывать в своих грёзах, даже не отвлекаясь на еду и сон, так необходимых молодому организму.
Ответ: .
рассуждение.
Ответ: .
4
Укажите варианты ответов, в которых
верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
цепОчка
Эксперт
цЕнтнер
средствА
баловАть
Ответ: .
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более СИЛЬНЫЙ
в ДВУХ тысячи пятнадцатом году с СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ карандашами пара тёплых ЧУЛОК
с ОБЕИМИ подругами
Ответ: .
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
9
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
1) бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б. неправильное употребление имени существительного с предлогом
В. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Д. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Согласно статистическим данным, каждый четвёртый ребёнок в России живёт за чертой бедности.
Те школьники, кто приезжали в Санкт- Петербруг, посещали дом-музей Ф. М. Достоевского.
В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» не только затронута проблема детской нищеты, но и показано, как брат и сестра любят и заботятся друг о друге.
Почти во всех произведениях Ф. М. Достоевского присутствуют страдающие дети от нищеты.
Спасая детей от голодной смерти, жизненный путь семнадцатилетней Сони Мармеладовой круто менятся.
В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников отдаёт последние деньги на извозчика девочке, чтобы спасти её от несчастья.
Мальчик, оставшись один в новогоднюю ночь, заглядывал в окна богатых домов, но не решался попросить угощение.
Благодаря неравнодушия семьи Ихменевых Нелли узнала, что такое настоящая семья.
Тяжёлые переживания писателей о несправедливом отношении общества к нищим детям отразились во многих произведениях.
нак..пивший, благосл..вение, надл..мить
оз..боченный, обр..зцовый, предст..вление
зап..здалый, ст..рожевой, раск..лоть
заб..левание, выпл..вка металла, прик..снуться Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
п..верженный, ос..знавать, п..завчера
пр..красный, пр..чудливый, пр..вратности
неи..бежный, неи..гладимый, ..дать (тетради)
нез..меченный, поз..прошлый, пр..славянский
ин..екция, под..езд, об..ект
Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
фланел..вый, фасол..вый
удва..вавший, овлад..вая
хитр..нький, кресл..це
циркони..вый, гуттаперч..вый
задолг.., дотемн..
Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
закручива..мый, постел..шь
движ..мый, вылет..шь
дремл..шь, выгор..шь
добыва..мый, намерева..шься
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
закашл..вший, завис..мый
Ответ: .
13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенными словыми пишется
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
(НЕ)ТОВАРИЩ ли твой вчера опоздал в школу?
Тема страданий детей (НЕ)ОДНОКРАТНО поднималась на страницах произведений русской литературы.
(НЕ)КТО обратится ко мне за помощью.
Этот сценарий ещё (НЕ)ОТРЕДАКТИРОВАН.
На печке, (НЕ)ОСТЫВШЕЙ за ночь, спал котёнок.
Ответ: .
14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
СЛИТНО. Запишите номера ответов.
Мы отправились ТАК(ЖЕ) и в монастырь, ТАМ(ЖЕ) находится скит.
(НЕ)СМОТРЯ на жаркую погоду, которая стояла всю неделю (НА)ПРОЛЁТ, утро мне показалось прохладным.
ЧТО(БЫ) мы ни предпринимали, он всегда оказывался (В)ПЕРЕДИ.
(И)ТАК, это был безлюдный дом с высохшим очагом (ПО)СЕРЕДИНЕ.
Он (БЕЗ)КОНЦА кланялся и шаркал ногою, и это (В)СКОРЕ нам надоело.
Ответ: .
15
Укажите все цифры, на месте которых пишется
НН. В этой безжизне(1)ой глухой станцио(2)ой избушке всё было невероятно захламле(3)о, свале(4)ые в углу слома(5)ые деревя(6)ые стулья и рва(7)ые вещи соверше(8)о превратились в кучу древ(9)ей рухляди.
Ответ: .
16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Волонтёры приготовили подарки для воспитанников детского дома и школы-интерната и организовали концерт.
Анюта все детство провела в детском доме но позже её приняли в семью.
Каждый ребёнок заслуживает и любящих родителей и счастливое детство.
Нюра очень дорожила этой куклой и всегда носила её с собой.
Ребята собрались в поход и положили в рюкзак термос с горячим кедровым чаем и бутерброды.
Ответ: .
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
17
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Возвращаясь домой ночью по (1) тускло освещённым (2) или совсем пугающе-тёмным (3) улицам (4) девочка (5) имевшая в тех краях прозвище Жаворонок (6) думала только о своей хозяйке и никакого страха перед темнотой не испытывала.
Ответ: .
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сегодня (1) добрые мужья (2) Повеселю вас новой сказкой. Знавали ль вы (3) мои друзья (4) Слепого мальчика с повязкой? Слепого?.. Вот? Помилуй (5) Феб! Амур совсем (6) друзья (7) не слеп: Но шалуну пришла ж охота,
Чтоб, людям на смех и назло, Его безумие вело.
(А.С. Пушкин)
Ответ: .
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Виктор Гюго (1) в произведениях (2) которого часто страдают из-за бедности или несправделивости невинные дети (3) ввёл слово «гамен»
что означает «уличный мальчишка, сорванец».
Ответ: .
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Козетта совершенно не помнила своих родителей (1) и (2) когда в доме Тенардье появился Жан Вальжан (3) который первым отнёсся к ней с теплом и лаской (4) девочка сразу поверила в то (5) что это её отец.
Ответ: .
21
Найдите предложения, в которых
двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Изучение Мещорского края началось с того, что в эту измятую и засаленную карту ХП-17 был завернут голландский сыр. (2)Я развернул его, хотел нарезать, но тут же забыл о еде: море лесов зеленело на карте, разлив сухих сосновых боров с островами болот и березовых зарослей расстилался передо мной на столе.
(3)Я рассматривал карту, пытаясь найти на ней знакомый город или железную дорогу: хотел определить, где находится этот край. (4)Но не нашел ничего: ни городов, ни дорог, если не считать едва заметной узкоколейки, робко тянувшейся по краю лесов.
(5)Леса шумели передо мной на карте, как океаны. (6)В них прятались глухие озера, журавлиные стаи тянули над болотами к югу, где за обширными гарями и песчаными берегами извилистых лесных рек я наткнулся наконец на знакомое имя – «Ока». (7)Значит, край этот лежал где- то здесь, почти рядом, невдалеке от Москвы.
(8)Так, по карте, я открыл для себя Мещорский край: он тянулся к Северу от Рязани почти до Владимира.
(К.Г. Паустовский)
Ответ: .
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
– (1) Гриш, а Гриш! (2) Гляди-ка, поросёнок-то.. (3) Смеётся… (4) Да-а.
А во рту-то у него!.. (6) Смотри, смотри… травинка во рту, ей-богу, травинка!.. (7) Вот штука-то!
(8) И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. (9) Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой мере их умы и желудки. (10) Здесь, освещённые ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблок и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы; ниже, окружённые гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розового сала…
Бесчисленное множество баночек и коробочек с солёными, варёными и копчёными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двадцатиградусном морозе.
Старший мальчик первый оторвался от созерцания оча- ровательного зрелища. (13) Он дёрнул брата за рукав и произнёс сурово:
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
– Ну, Володя, идём, идём… (14) Нечего тут.
(15) Одновременно подавив тяжёлый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюблённо-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. (16) Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки… (17) Но они мужественно гнали от себя соблазнительную мысль – остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.
(18)По мере того как шли мальчики, всё малолюднее и темнее становились улицы. (19)Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими красными и синими сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, её весёлый многоголосый шум, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам – всё осталось позади. (20)Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры… (21)Наконец они достигли покосившегося ветхого дома. (22) Они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили её.
(23) Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (24) Оба мальчугана давно успели привыкнуть к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрёпкам, сушившимся на протянутой через комнату верёвке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты. (25) Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания.
(По А. И. Куприну*)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Володя и Гриша жили в подвале ветхого дома уже больше года.
Старшему мальчику было только девять лет.
Ребята в тот день ничего не ели с самого утра.
Мальчики нагуляли аппетит, дома их ждал праздничный ужин.
Кроме пустых щей, в тот день дети ничего не ели, тем не менее их восторгала витрина магазина.
Ответ: .
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложении 23-25 представлено рассуждение.
В предложении 10 содержится описание.
Предложение 16 подтверждает предложение 17.
В предложении 8 представлено описание.
В предложениях 20-22 представлено рассуждение. Ответ: .
24
Из предложений 23-25 выпишите один фразеологизм. Ответ:
.
25
Среди предложений 18-24 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: .
Список терминов:
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
эпитет литота
олицетворение
вводное слово
риторическое восклицание
однородные члены предложения
метонимия
противопоставление
эпифора
Ответ:
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
26
«А. И. Куприн с болью в сердце повествует о несчастных мальчиках, которые, как и все дети, хотят праздника, веселья и угощений. Страдания ребят автор передаёт, используя такие средства выразительности, как (А) Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
(например, предложения 19-20) и (Б)
(«плачущим от
Объём сочинения – не менее 150 слов.
сырости стенам» в предложении 24). Также писатель показывает, что мальчики способны сохранять весёлость, даже несмотря на голод. В этом ему помогают такие синтаксические средства: (В)
(предложения 8, 10) и (Г)
(предложения 1, 5, 6, 7)».
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»
Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.
Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!
Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613
(также доступны другие варианты для скачивания)
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА |
ФИО: | Пёсик Анастасия |
Предмет: | русский язык |
Стаж: | 14 лет |
Регалии: | эксперт ЕГЭ |
Аккаунт ВК: | https://vk.com/anastasiapesik |
Сайт и доп. информация: | |
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.
Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
8 | 58432 |
9 | 234 |
10 | 145 |
11 | 14 |
12 | 124 |
13 | 145 |
14 | 24 |
15 | 124568 |
16 | 23 |
17 | 456 |
18 | 1234567 |
19 | 134 |
20 | 12345 |
21 | 238 |
22 | 15 |
23 | 12 |
24 | СЕРДЦАСЖАЛИСЬ |
25 | 22 |
26 | 8365 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Часть 2
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. | 1 |
2. | |
3. | 3. |
4. | 4.. |
Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
| Проблемы исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов. | 0 |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста |
| Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из | 3 |
прочитанного текста, важных для понимания проблемы | |
исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- | |
иллюстраций. | |
Проанализирована указанная смысловая связь между | |
примерами-иллюстрациями. | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из | 2 |
прочитанного текста, важных для понимания проблемы | |
исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- | |
иллюстраций. | |
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не | |
проанализирована (или проанализирована неверно). | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, | 1 |
важный для понимания проблемы исходного текста. Дано | |
пояснение к этому примеру-иллюстрации | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ | 0 |
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для | |
понимания проблемы исходного текста, не приведены или | |
приведены с фактическими ошибками, связанными с | |
пониманием проблемы исходного текста. | |
ИЛИ | |
Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. | |
ИЛИ | |
Вместо комментария цитируется большой фрагмент | |
исходного текста. | |
ИЛИ | |
Проблема исходного текста не прокомментирована. | |
Указания к оцениванию. | |
1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы | |
исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не | |
пояснил его, то такой пример-иллюстрация не | |
засчитывается. | |
| Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста |
| Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов | 0 |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
| Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого | 0 |
К7 | Соблюдение орфографических норм |
| Орфографических ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять или более ошибок | 0 |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять или более ошибок | 0 |
К9 | Соблюдение грамматических норм |
| Грамматических ошибок нет | 2 |
Допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм |
| Допущено не более одной ошибки | 2 |
Допущены две-три ошибки | 1 |
Допущено четыре и более ошибки | 0 |
К11 | Соблюдение этических норм |
| Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущена одна этическая ошибка и более | 0 |
К12 | Соблюдение фактологической точности |
| Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 |
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12) | 21 |
II | Речевое оформление сочинения |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют. | 2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логических ошибки. | 0 |
К6 | Богатство речи |
| Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 |
III | Грамотность |
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается
невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет;
2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
К8 – пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023
№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)
«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.
В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения:
Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям
оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.
Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
© 2023 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель: Анастасия Пёсик
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях