Единый государственный экзамен, 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023
3 / 10
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её
сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и
убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». человек представляет собой независимое и обособленное целое.
Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного и культурного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, обществу, государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(По А.Ф. Лосеву)
1
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: .
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
-
СТОРОНА. Человек, группа лиц, противопоставленных другим (офиц.). Прения сторон на суде. Выслушать обе стороны. Обязательства сторон. Высокие договаривающиеся стороны.
-
УБЕЖДЕНИЕ. Прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что- нибудь, точка зрения. Политические убеждения. Отстаивать свои убеждения.
-
КУЛЬТУРНЫЙ. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Культурное общество.
-
ИСТОЧНИК. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
-
КРУГЛЫЙ. полн. ф. О мере времени: весь, целый. Круглое лето. Круглые сутки.
Ответ: .
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
-
Акцентируя внимание читателей на роли науки в формировании личности человека, автор в первом (1) абзаце текста даёт определения понятия
«наука».
-
В тексте употреблена общественно-политическая лексика (государство, общество), а также слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометой «книжное» (неотъемлемую, миросозерцание).
-
Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора – дать инструкцию, как сформировать личность.
-
В третьем (3) абзаце автор использует развёрнутое сравнение.
-
Текст имеет языковые особенности, характерные для книжной речи: деепричастные обороты (оставляя пока в стороне все материальные выгоды; имея свои убеждения), отглагольные существительные со значением действия (развития, изучения, формирование).
Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
-
4
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
обОдрить -
дозвонИться
-
принЯтый
-
понЯв
-
намерЕние
Ответ: .
5
В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку,
подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.
Мама сказала обязательно ОДЕТЬ шапку.
Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины.
ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры. Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.
Ответ: .
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Принцесса отдала предпочтение этому храброму герою и согласилась станцевать с ним вальс.
Ответ: .
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вкусные ТОРТЫ посмотрел более СТРОЖЕ ПОПРОБУЕМ помочь
не ЕЗДИТЕ быстро ЧЕТВЕРО учеников
Ответ: .
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
-
9
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
проб..раться, с..дина, в..стибюль
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым В. нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
Г. неправильное построение предложения с косвенной речью
Д. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.
-
Монастырь стоял вдоль отделявшей реки людей от города, на довольно высоком её берегу.
-
Путники, уставшие, измученные долгой дорогой, сразу уснули
-
Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
-
Научные интересы А.М. Пешковского нашли воплощение в его книгах «Нашем языке», «Синтаксисе в школе»,
«Школьной и научной грамматике».
-
Повесть «Чучело» В. Железникова была экранизирована в 1986 году.
-
Коля часто вспоминал слова отца:
«Учись быть мастером в любом деле».
-
Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.
-
Озеро Рица поразило нас своей кристально чистой водой.
-
г..рдиться, м..рковь, пл..вцы
-
в..лосипед, бл..стеть, с..тевой
-
н..циональный, к..ртонный, кр..пива
-
10
гл..зное, р..стовщик, хв..стун Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
-
воз..бновил, под..шёл, нед..варить
-
по..деть, о..бросил, по..крался
-
ра..бушевался, и..пуг, ра..говаривать
-
от..йти, зан..весить, пон..слышке
-
пр..берёг, пр..пекать, непр..миримый Ответ: .
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
-
обрад..вать, совет..вать
-
развед..вать, поскрип..вать
-
претерп..вать, ореш..к
-
рукав..чка, мороз..ц
-
обгрыз..нный, тро..чка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Ответ: .
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
-
(мастера) тороп..тся, (соседи) плач..т
-
(снега) присыпл..т, (они) застел..т
-
(друзья) не ссор..тся, (они) вид..тся
-
(верующий) помол..тся, (он) мел..т (кофе)
-
(они) посел..тся, (они) высме..т
Ответ: .
13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
-
(НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.
-
Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.
-
Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.
-
Занятие себе Славка выбрал (НЕ)ПРОСТОЕ.
-
Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.
Ответ: .
14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
-
(В)СЛЕДСТВИЕ дождя утреннее выступление детей на летней площадке парка перенесли (НА)КОНЕЦ дня.
-
Я хочу, ЧТО(БЫ) у тебя, ТАК(ЖЕ), как и у меня, в жизни была и одна большая цель.
-
(ВО)ВРЕМЯ путешествия яркая роскошь южной природы не трогала старика, ТАК(КАК) он думал о предстоящем разговоре.
-
(КАК)ПРАВИЛО, героями рассказов А.П. Чехова являются врачи, ПОТОМУ(ЧТО) сам писатель был врачом.
-
В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от ситуации, а ТАК(ЖЕ) от цели общения.
Ответ: .
15
Укажите все цифры, на месте которых пишется
НН.
Утомлё(1)ый путешестве(2)ик сосредоточе(3)о осматривал окрестности, отряхивая пыль с рва(4)ых башмаков.
Ответ: .
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
-
16
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках. -
Инверсия является одним из важнейших средств интонационно- синтаксического выделения слов или словосочетаний.
-
Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
-
В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы.
-
Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
Ответ: .
17
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.
Ответ: .
18
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В русских лесах (1) пожалуй (2) нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. По словам учёных-лесоводов (3) некоторые дубы живут до тысячи лет, но (4) к сожалению (5) чистых дубрав (так издавна назывались леса, где росло много дубов) осталось теперь очень мало.
Ответ: .
19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Нужно помнить (1) что граждане (2) права (3) которых (4) нарушены (5) имеют возможность обратиться за международной правовой защитой.
Ответ: .
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли и пролетел под самым месяцем (2) так что (3) если б он не наклонился (4) то задел бы его шапкой.
Ответ: .
21
Найдите предложения, в которых
двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях, но и в других местах: на берегах Кольского полуострова и Балтики, в долинах Лены и Вилюя, на озере Байкал. (2)Такой песок издаёт самые неожиданные звуки: под ногами идущего слышится собачий лай, звон натянутой струны.
(3)В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков – кажется, будто поёт вся пустыня. (4)Что же заставляет пески звучать? (5)Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6)Для других причина пения – движение воздуха в промежутках между песчинками. (7)Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8)Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9)Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки.
(По Н.Н. Непомнящему)
Ответ: .
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.
(2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой
солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
(6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли. (10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…»
(13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника.
(15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом. (22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака.
(25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу:
– Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили. (26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят! (30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла. (36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем
лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?
(37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью: – Ох, и хорошо, ребята! (38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот,
кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы.
(По В.С. Гроссману*)
*Василий Семёнович Гроссман (1905-1964) – советский писатель, журналист, военный корреспондент.
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Солдат, лежавших за деревьями, в кустах, в траве, было около сотни.
-
Игнатьев разговаривал с Родимцевым о красоте природы в вечерний предзакатный час.
-
Уткнувшийся лицом в землю Родимцев не спит, а наблюдает за колонной муравьёв, которые волокут сухие травинки, палочки.
-
Игнатьев, пересказав своему товарищу разговор лейтенантов-зенитчиков, выразил несогласие с их представлениями о влиянии войны на природу.
-
Очарование летнего вечера, описанного в тексте, подталкивает Игнатьева к размышлениям о судьбе природы на войне.
Ответ: .
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
-
Предложения 4 и 5 содержат описание.
-
В предложении 8 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 7.
-
Предложения 17-24 противопоставлены по содержанию предложениям 14-16.
-
В предложениях 27-29 представлено повествование.
-
В предложении 38 представлено рассуждение.
Ответ: .
24
Из предложений 23–28 выпишите один фразеологизм. Ответ:
.
Среди предложений 11-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Ответ:
.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
26
«В.С. Гроссман в качестве военного корреспондента часто бывал на фронтах и в своих произведениях стремился рассказать правду о человеке на войне. Автор показывает солдат во время напряжённого ожидания атаки, но при этом уделяет значительное внимание изображению красоты и многообразия окружающего мира, используя синтаксическое средство –– (А)
(предложения 3, 4, 5, 22, 31) и троп – (Б) («молнией прошла» в предложении 17, «словно глина огнём» в предложении 22). Синтаксическое средство – – (В) (предложения 2, 15, 16, 33, 34) и приём – (Г)
(«с весёлой печалью» в предложении 37) помогают читателю понять состояние человека в подобные минуты».
Список терминов:
-
эпитет
-
сравнение
-
восклицательные предложения
-
олицетворение
-
риторическое обращение
-
лексический повтор
-
противопоставление
-
оксюморон
-
ряд(-ы) однородных членов предложения
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА |
ФИО: | Пёсик Анастасия |
Предмет: | русский язык |
Стаж: | 14 лет |
Регалии: | эксперт ЕГЭ |
Аккаунт ВК: | https://vk.com/anastasiapesik |
Сайт и доп. информация: | |
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.
27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»
Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.
Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!
Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613
(также доступны другие варианты для скачивания)
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.
Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
10 | 15 |
11 | 135 |
12 | 23 |
13 | 235 |
14 | 34 |
15 | 123 |
16 | 345 |
17 | 34 |
18 | 12345 |
19 | 125 |
20 | 124 |
21 | 278 |
22 | 345 |
23 | 25 |
24 | ДЕЛАНЕТ |
25 | 15 |
26 | 9238 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Часть 2
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Влияние войны на природу | 1. |
2. Воздействие природы на душу человека | 2. |
3. Созерцание прекрасного в природе | 3. |
4. | 4.. |
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
I | Содержание сочинения |
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
| Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 |
Проблемы исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну | 0 |
Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом № задания | Правильный ответ |
1 | КАЖДЫЙ |
2 | 235 |
3 | 245 |
4 | 24 |
5 | НАДЕТЬ |
6 | ХРАБРОМУ |
7 | СТРОГО |
8 | 21584 |
9 | 234 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
| из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов. | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста |
| Проблема прокомментирована с опорой на исходный | 3 |
текст. | |
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из | |
прочитанного текста, важных для понимания проблемы | |
исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- | |
иллюстраций. | |
Проанализирована указанная смысловая связь между | |
примерами-иллюстрациями. | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный | 2 |
текст. | |
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из | |
прочитанного текста, важных для понимания проблемы | |
исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- | |
иллюстраций. | |
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не | |
проанализирована (или проанализирована неверно). | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный | 1 |
текст. | |
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного | |
текста, важный для понимания проблемы исходного | |
текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный | 0 |
текст. | |
ИЛИ | |
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные | |
для понимания проблемы исходного текста, не приведены | |
или приведены с фактическими ошибками, связанными с | |
пониманием проблемы исходного текста. | |
ИЛИ | |
Вместо комментария дан простой пересказ исходного | |
текста. | |
ИЛИ | |
Вместо комментария цитируется большой фрагмент | |
исходного текста. | |
ИЛИ | |
| Проблема исходного текста не прокомментирована. Указания к оцениванию. -
Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример- иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример- иллюстрация не засчитывается. -
Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. -
Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. -
Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста |
| Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов | 0 |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
| Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
| Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко- культурный опыт экзаменуемого | 0 |
II | Речевое оформление сочинения |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют. | 2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ | 0 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логических ошибки. | |
К6 | Богатство речи |
| Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 |
III | Грамотность |
К7 | Соблюдение орфографических норм |
| Орфографических ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять или более ошибок | 0 |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять или более ошибок | 0 |
К9 | Соблюдение грамматических норм |
| Грамматических ошибок нет | 2 |
Допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм |
| Допущено не более одной ошибки | 2 |
Допущены две-три ошибки | 1 |
Допущено четыре и более ошибки | 0 |
К11 | Соблюдение этических норм |
| Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущена одна этическая ошибка и более | 0 |
К12 | Соблюдение фактологической точности |
| Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 |
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12) | 21 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023
№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)
«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
1) проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения:
-
Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
-
Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.
-
Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.
-
Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
© 2023 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель:
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях