Единый государственный экзамен, 2023 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс.
Тренировочный вариант №1 от 11.09.2023
3 / 11
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Создание искусственного разума – одна из главных задач и ближайших перспектив современной цивилизации. Чтобы научить
машину мыслить, человеку нужно поделиться с ней секретами творческого мышления. Более того, человеку нужно научить её пользоваться
приёмами творческого мышления, чтобы искусственный интеллект приобрёл способность к саморазвитию и мог в
перспективе превзойти человеческий.
Научить машину мыслить трудно прежде всего потому, что она слишком много знает и помнит, её информационные ресурсы способны превысить ресурсы мозга человека. Все факты и их комбинации у машины уже «в голове». Зачем же придумывать новое? Машина, особенно если это современный мощный компьютер на квантовой основе, – сверхэрудит. В её огромной, практически безграничной памяти есть не только все когда-либо и кем-либо созданные тексты, но и все параметры элементарных частиц, составляющих Вселенную, их свойства и отношения. О чём же ей мыслить, если она и так уже всё знает? Может быть, вообще мышление – следствие ограниченности человеческого знания, своеобразный компенсаторный механизм, развившийся из-за нехватки информации? если это так, то именно эта благословенная нехватка привела к эволюции природы человека, к созданию цивилизации («несчастье помогло»).
(По М.Н. Эпштейну)
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.
Ответ: .
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
МАШИНА. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая м. Вычислительная м. Транспортные м. Паровая м. Вязальная, швейная м. М. времени (в научной фантастике: устройство, способное переносить человека из одной эпохи в другую).
ПРИЁМ. Собрание приглашённых (обычно у официальных лиц) в честь кого-чего-н. П. в посольстве. Устроить п.
ПЕРСПЕКТИВА. перен. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. С перспективой, без перспектив в каком-нибудь деле.
СЛЕДСТВИЕ. Выяснение, расследование обстоятельств, собирание и проверка данных, связанных с преступлением. Предварительное с. (до суда). Судебное с. Вести с. Находиться под следствием.
ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.).
П. социальных отношений. Вирусная п. заболеваний.
Ответ: .
3
Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (компьютер, машина, информация и др)
Текст относится к художественному стилю, так как содержит красочные сравнения, призванные сделать текст ярче, эпитеты и другие средства выразительности.
Синтаксические конструкции, используемые автором текста, позволяют ему выразить свою мысль точнее и делают текст понятным для широкого круга читателей.
Специальная терминология, используемая в тексте, указывает на научный стиль текста.
Тип повествования текста – рассуждение.
Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
4
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
1) тортЫ 2) понЯв
3) добелА 4) кОрысть
5) оптОвый
Ответ: .
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Участие в чемпионате известного спортсмена вызвало значительный ЗРИТЕЛЬСКИЙ интерес.
В руке старик держал трость с КОСТЯНЫМ набалдашником. Быть с тобой рядом – ВЕЛИКОЕ счастье.
ЖИЛИЩНАЯ площадь квартиры составляет 40 квадратных метров.
Самым УДАЧНЫМ проектом фестиваля назван спектакль молодого режиссёра из провинции.
Ответ: .
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Найдя подходящую скалу, из которой можно было вырубить цельный монолит нужного размера, египтяне обтѐсывали камень с трёх сторон – так, что его оставалось отделить от скалы только снизу.
Ответ: .
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КЛАДИ на стол ПЯТЬСОТЫЙ заказ пара САПОГ БЛИЖАЙШАЯ станция наши ИНЖЕНЕРЫ
Ответ: .
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
9
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
заг..релый, непром..каемый, к..мендант оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступает дурно.
Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма.
Правильно распорядиться возможностями памяти – вот стоящая задача перед каждым человеком.
Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
Делегатов, собравшихся на съезде работников киноискусства, приветствовал министр культуры.
Выехав из рощи, дорога круто повернула вправо.
Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже
«Сон Андерсена».
Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств.
Сразу по приезду в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками
5) бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся) Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
о..брасывать, на..пись, по..черкнуть
бе..жалостный, в..бираться (на дерево), нера..борчивый
пр..волье, сопр..косновение, пр..школьный
порт..ера, суб..ект, бул..он
контр..гра, без..дейный, с..грать Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
син..ва (неба), ослаб..вать
застра..вать, завистл..вый
претерп..вать, вывеш..вать
пул..вое (ранение), заботл..вый
потреб..вать, камыш..вый (кот)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
(они) выкуп..т, наде..щийся
обид..шься, вылет..шь
посвет..м (фонарём), проверя..мый
беле..щий, крас..щийся
(он) сине..т, пропил..нное (отверстие) Ответ: .
13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
Крестьянин должен был, пусть (НЕ)ВСЕГДА сознательно, учитывать специфику грунта, на котором выращивал урожай.
Данила смущала (НЕ)ЛЕПОСТЬ ситуации, в которой он теперь оказался.
Несколько дней лил (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ холодный дождь.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми (НЕ)ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.
Малиновский поступил (НЕ)ПО-ТОВАРИЩЕСКИ. Ответ: .
14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
ЧТО(БЫ) Лена ни делала, всё выходит у неё красиво, (ПО)ЭТОЙ причине к её советам всегда прислушиваются.
Соня перенесла выполнение домашнего задания на (НА)КОНЕЦ недели, ТАК(КАК) сильно уставала после учёбы.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
(С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния и, словно отразившись в зеркале, (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
ПОЧЕМУ(ТО) я сразу понял, что он имеет (В)ВИДУ. Ответ: .
15
Укажите все цифры, на месте которых пишется
НН.

Воплощением женстве(1)ости, преда(2)ости в романе М.А. Булгакова
«Белая гвардия» является Елена, которая тщетно пытается сохранить прежний нравстве(3)ый уклад дома.
Ответ: .
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
16
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
После занятий Серёжка мчался или к артиллеристу или к лётчику. Слышались шелест листьев и лёгкие вздохи ветра.
Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой тележке с кожаным верхом.
Из бездны времён дошли до нас в пословицах и поговорках радости и страдания людские.
Земельные владения помещика были небольшими и они не шли ни в какое сравнение с огромными боярскими вотчинами.
Ответ: .
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.
Ответ: .
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Процесс формирования древнерусского литературного языка (1) по мнению академика В. В. Виноградова (2) определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых (3) старославянского языка и деловой речи, во-вторых (4) языка фольклора и диалектов.
Ответ: .
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.
Ответ: .
20
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На огни маяков пристально смотрят только вахтенные и штурвальные
потому что (2) все маяки на одном и том же море горят и мигают по- разному (3) чтобы (4) по этим признакам можно было определить (5) какой это маяк (6) и узнать (7) где находится корабль.
Ответ: .
21
Найдите предложения, в которых
запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Ответ: .
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
То, чего нам так не хватает...
А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности − родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.
(5)Есть простая поговорка: как аукнется, так и откликнется. (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавку, только тогда он выживет, прокормит свою семью.
(11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавки эти есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области
технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
(18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19)Отношения между самыми добрыми вроде бы людьми теперь грубее и жёстче. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей. (23)Что может быть печальней и горше!
(24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние часы и минуты своего бытия, когда вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов. (27)Януш Корчак первый из них, и первенство это измерено мерой его выбора, мерой честности. (28)Мера эта − смерть.
(29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей. (32)Книга «Как любить ребёнка» Януша Корчака − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная.
(34)Духовный комфорт делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят на второй план. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой своих же близких и в первую очередь детей. (37)И пусть же всякий, кто спохватитсяи заторопится вперёд от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт как к чистому итогу − к этой последней заповеди Януша Корчака.
(По А.А. Лиханову*)
*Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский и российский писатель, общественный деятель, лауреат многочисленных премий.
22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Отношения между людьми стали сегодня более грубыми, жёсткими, в них меньше доброты, милосердия.
Педагог и писатель Януш Корчак вместе с детьми принял мученическую смерть в фашистской газовой камере.
Лучшие и худшие стороны человека проявляются в радости.
Книга «Как любить ребёнка» Януша Корчака − своеобразный манифест человеколюбия.
Доброта и любовь –– качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят человеку.
Ответ: .
23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Предложения 5–8 содержат повествование.
В предложениях 12–17 содержится рассуждение.
Предложение 23 содержит оценочное суждение.
В предложении 26 представлено описание.
Предложения 34 и 35 противопоставлены по содержанию.
Ответ: .
24
Из предложений 16–19 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ:
.
25
Среди предложений 24–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(- ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: .
номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
«Разговаривая со своим читателем о любви, доброте и милосердии, А.А. Лиханов использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)
(«
самоотверженной терпеливой любви» в предложении 26) и (Б)
(«имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности» в предложении 30). Подчёркивают мысли автора приёмы: (В)
(«качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят…» в предложении 36, «от нелюбви к любви, от недоброты к доброте» в предложении 37) и (Г)
(предложения 3 и 4)».
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Список терминов: эпитет
цитирование
гипербола
диалог
метафора
анафора
противопоставление
литота
ирония
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Ответ:
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Часть 2
27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»
Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта
«ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov и безвозмездно распространяется для любых некоммерческих образовательных целей.
Нашли ошибку в варианте?
Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!
Для замечаний и пожеланий: https://vk.com/topic-10175642_50324613
(также доступны другие варианты для скачивания)
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА |
ФИО: | Пёсик Анастасия |
Предмет: | русский язык |
Стаж: | 14 лет |
Регалии: | эксперт ЕГЭ |
Аккаунт ВК: | https://vk.com/anastasiapesik |
Сайт и доп. информация: | |
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.
Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
10 | 23 |
11 | 125 |
12 | 25 |
13 | 135 |
14 | 12 |
15 | 123 |
16 | 135 |
17 | 134 |
18 | 1234 |
19 | 134 |
20 | 13567 |
21 | 267 |
22 | 124 |
23 | 23 |
24 | БОЛЬШЕМЕНЬШЕ |
25 | 30 |
26 | 1576 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
Часть 2
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проявление любви к детям | 1. |
2. Проявление человеколюбия и доброты | 2. |
3. Каким должен быть учитель? | 3. |
4. | 4.. |
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
I | Содержание сочинения |
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
| Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 |
Проблемы исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну | 0 |
Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом № задания | Правильный ответ |
1 | НО/ОДНАКО |
2 | 135 |
3 | 135 |
4 | 235 |
5 | ЖИЛАЯ |
6 | ЦЕЛЬНЫЙ |
7 | ПЯТИСОТЫЙ |
8 | 21639 |
9 | 124 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
| из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов. | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста |
| Проблема прокомментирована с опорой на исходный | 3 |
текст. | |
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из | |
прочитанного текста, важных для понимания проблемы | |
исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- | |
иллюстраций. | |
Проанализирована указанная смысловая связь между | |
примерами-иллюстрациями. | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный | 2 |
текст. | |
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из | |
прочитанного текста, важных для понимания проблемы | |
исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- | |
иллюстраций. | |
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не | |
проанализирована (или проанализирована неверно). | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный | 1 |
текст. | |
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного | |
текста, важный для понимания проблемы исходного | |
текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный | 0 |
текст. | |
ИЛИ | |
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные | |
для понимания проблемы исходного текста, не приведены | |
или приведены с фактическими ошибками, связанными с | |
пониманием проблемы исходного текста. | |
ИЛИ | |
Вместо комментария дан простой пересказ исходного | |
текста. | |
ИЛИ | |
Вместо комментария цитируется большой фрагмент | |
исходного текста. | |
ИЛИ | |
| Проблема исходного текста не прокомментирована. Указания к оцениванию. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста привёл пример- иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример- иллюстрация не засчитывается. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пояснение к примеру-иллюстрации, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12) | |
К3 | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста |
| Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов | 0 |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
| Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911
| Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). Указание к оцениванию. Обоснование должно включать пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко- культурный опыт экзаменуемого | 0 |
II | Речевое оформление сочинения |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют. | 2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ | 0 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логических ошибки. | |
К6 | Богатство речи |
| Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 |
III | Грамотность |
К7 | Соблюдение орфографических норм |
| Орфографических ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять или более ошибок | 0 |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 |
Допущены три-четыре ошибки | 1 |
Допущено пять или более ошибок | 0 |
К9 | Соблюдение грамматических норм |
| Грамматических ошибок нет | 2 |
Допущены одна-две ошибки | 1 |
Допущено три или более ошибки | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм |
| Допущено не более одной ошибки | 2 |
Допущены две-три ошибки | 1 |
Допущено четыре и более ошибки | 0 |
К11 | Соблюдение этических норм |
| Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущена одна этическая ошибка и более | 0 |
К12 | Соблюдение фактологической точности |
| Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 |
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К1–К12) | 21 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150 и более слов.2
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено не более двух ошибок; К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов. Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023
№ 233/552, зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314)
«81. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
1) проверку и оценивание предметными комиссиями ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развёрнутым ответом , в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором3
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый ответ на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 230911

В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения:
Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.
Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.
Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие в экзаменационной работе ответа на задание 27, а другой эксперт выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт проверяет ответ на задание 27 по всем критериям. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
3 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
© 2023 Всероссийский проект «ЕГЭ 100БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov | t.me/egeoge100ballov Составитель:
Обсуждение заданий: https://vk.com/topic-40390849_49462297 Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях