Экспериментатор удалил источник света от водного растения элодея (схема эксперимента показана на рисунке). Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса синтезированного органического вещества?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Установите соответствие между характеристиками и уровнями организации белка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Аминокислоты соединены только пептидными связями
Б) Гидрофобные радикалы повёрнуты внутрь глобулы
В) В образовании структуры участвуют дисульфидные связи
Г) Стабилизируется водородными связями между радикалами аминокислот
Д) Может представлять собой β-слой
Е) Непосредственно образуется на рибосоме
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛКА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
У становите соответствие между характеристиками и типами нервной системы, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) стволовой тип
Б) наличие окологлоточного нервного кольца
В) пример ароморфоза кольчатых червей
Г) характерна для двухслойных животных с радиальной симметрией
Д) эволюционно наиболее древняя
Е) характерна для типа Хордовые
ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов берёзы бородавчатой, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и тканями, обозначенными на рисунке цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) представлена клетками веретеновидной формы
Б) состоит из отдельных многоядерных удлинённых волокон
В) обладает свойством автоматии
Г) медленная скорость сокращения и расслабления
Д) образует мышечный слой стенок кровеносных сосудов
Е) формирует скелетные мышцы
ТКАНИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологического критерия вида Речного окунь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Речной окунь — вид лучепёрых рыб рода пресноводных окуней семейства окунёвых (Percidae). (2)Максимально зафиксированная продолжительность жизни речного окуня — 23 года. (3)Речной окунь относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. (4) Нерест у речного окуня происходит ранней весной. (5) Самка окуня откладывает икринки в форме длинной студенистой ленты. (6) Окунь — популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение.
Проанализируйте таблицу «Пути достижения биологического прогресса». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Пути достижения биологического прогресса
Название
Характеристика
Пример
ароморфоз
___________ (Б)
появление плаценты
у млекопитающих
___________ (А)
частные
приспособления
к условиям среды
формирование разных
ротовых аппаратов
у насекомых
общая дегенерация
исчезновение органов
в связи с паразити-
ческим образом жизни
___________ (В)
Список терминов и понятий
1. Мелкие изменения, направленные на усиление конкуренции между видами.
2. Крупные морфофизиологические изменения, повышающие общий уровень организации.
3. Изменение характеристик популяции для увеличения ареала обитания.
4. Идиоадаптация.
5. Биологический регресс.
6. Редукция глаз и ушных раковин у крота.
7. Редукция пищеварительной системы у паразитических червей.
8. Развитие присосок и крючьев у паразитических червей.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте гистограмму, в которой представлена доля макрофагов с изменённой морфологией (% от общего числа) в печени, костном мозге и селезёнке мышей, страдающих лейкемией. В качестве контроля использовался костный мозг здоровых мышей.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. При лейкемии возрастает количество макрофагов с изменённой морфологией в костном мозге.
2. Больше всего макрофагов обнаруживается в печени.
3. Печень, костный мозг и селезёнка участвуют в кроветворении.
4. Больше всего доля макрофагов с изменённой морфологией в печени.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние антибиотика на жизнеспособность бактерий. Для этого исследователь инкубировал в термостате при 37 °C одинаковые количества бактерий с раствором пенициллина. Инкубация продолжалась различное время. Результаты исследования он занёс в таблицу.
Количество колоний, выросших на чашке
1 чашка
2 чашка
3 чашка
4 чашка
5 чашка
Без инкубации
53
24
71
21
31
1 час инкубации
22
17
53
10
18
2 часа инкубации
21
14
40
9
14
24 часа инкубации
201
13
40
8
14
48 часов инкубации
12
7
28
6
14
Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему исходные количества бактерий в эксперименте должны быть строго одинаковыми. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что чашки Петри стояли просто на столе в комнате?
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор провёл эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний (Daphnia pulex) из пруда и поместил их в растворы с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.
Раствор, концентрация ионов кальция (г/л)
0,2
0,4
0,6
0,8
Частота сердечных сокращений /10 минут
293
347
412
432
Как зависит частота сердечных сокращений дафний от концентрации ионов кальция в растворе? Какой тип кровеносной системы характерен для дафнии? Какой эффект можно наблюдать, если в культуру дафний, взятых из пруда, добавить ацетилхолин? (Считать реакцию сердца дафнии на химические вещества аналогичной реакции человека.) Ответ поясните.
Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
У полевой мыши 40 хромосом. Сколько хромосом у самца мыши в сперматогониях, с которых начинается формирование сперматозоидов, в зрелых сперматозоидах и в клетках зародыша? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?
При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А) и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и пятнистые листья, в потомстве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 10»
1. Тип 1 № 42060
Рассмотрите таблицу «Биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биологические науки
Наука
Области применения
Таксономия
Создание принципов классификации и
систематизации организмов
?
Изучение морфологии и физиологии
бактериофагов, возбудителей гриппа и ОРВИ
2. Тип 2 № 46448
Экспериментатор удалил источник света от водного растения элодея (схема эксперимента показана на рисунке). Как изменится за единицу времени объем выделяемого растением кислорода и масса синтезированного органического вещества?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Объем кислорода
Масса органического вещества
3. Тип 3 № 22822
Сколько половых хромосом содержит сперматозоид человека, если в гаплоидном наборе 23 хромосомы? В ответе запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21799
Сколько типов гамет образует зигота с генотипом АаDdCc? Ответ запишите в виде цифры.
5. Тип 5 № 54843
Рассмотрите рисунки и выполните задание.
1
2
3
4
Каким номером на схеме обозначена структура белка, состоящая из нескольких полипептидных цепей?
6. Тип 6 № 54844
Установите соответствие между характеристиками и уровнями организации белка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Аминокислоты соединены только пептидными связями
Б) Гидрофобные радикалы повёрнуты внутрь глобулы
В) В образовании структуры участвуют дисульфидные связи
Г) Стабилизируется водородными связями между радикалами аминокислот
Д) Может представлять собой β-слой
Е) Непосредственно образуется на рибосоме
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛКА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 46150
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания клетки бактерии?
1. Содержит клеточную стенку из целлюлозы.
2. Генетический материал представлен замкнутой молекулой ДНК.
3. Может иметь выросты оболочки — пили.
4. В цитоплазме обнаруживаются центриоли клеточного центра.
5. Не содержит мембранных органелл.
6. Рибосомы отсутствуют.
8. Тип 8 № 46258
Установите последовательность этапов создания генно-модифицированного штамма бактерии. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Введение рекомбинантных плазмид в клетки бактерий.
2. Получение гена, кодирующего инсулин, из клетки поджелудочной железы.
3. Культивирование исходных клеток поджелудочной железы.
4. Получение рекомбинантной плазмиды.
5. Встраивание с помощью ферментов нужного гена в плазмиду.
9. Тип 9 № 63474
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Каким номером на рисунке обозначена нервная система разбросанно-узлового типа?
10. Тип 10 № 63475
У становите соответствие между характеристиками и типами нервной системы, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) стволовой тип
Б) наличие окологлоточного нервного кольца
В) пример ароморфоза кольчатых червей
Г) характерна для двухслойных животных с радиальной симметрией
Д) эволюционно наиболее древняя
Е) характерна для типа Хордовые
ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 52149
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение членистоногого. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Ядовитая железа.
2. Кишечник.
3. Сердце.
4. Мальпигиевы сосуды.
5. Паутинная железа.
6. Трахеи.
12. Тип 12 № 21647
Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов берёзы бородавчатой, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Берёза бородавчатая.
2. Берёзовые.
3. Покрытосеменные.
4. Растения.
5. Двудольные.
6. Эукариоты.
13. Тип 13 № 62998
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
Каким номером на рисунке обозначена ткань, формирующая миокард?
14. Тип 14 № 62999
Установите соответствие между характеристиками и тканями, обозначенными на рисунке цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) представлена клетками веретеновидной формы
Б) состоит из отдельных многоядерных удлинённых волокон
В) обладает свойством автоматии
Г) медленная скорость сокращения и расслабления
Д) образует мышечный слой стенок кровеносных сосудов
Е) формирует скелетные мышцы
ТКАНИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 22960
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение рефлекторной дуги». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Рецептор.
2. Тело чувствительного нейрона в переднем корешке спинного мозга.
3. Серое вещество спинного мозга.
4. Двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга.
5. Тело двигательного нейрона.
6. Тело вставочного нейрона.
16. Тип 16 № 21650
Установите правильную последовательность прохождения звуковой волны в органе слуха человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Барабанная перепонка.
2. Овальное окошко.
3. Стремечко.
4. Наковальня.
5. Молоточек.
6. Волосковые клетки.
17. Тип 17 № 28374
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологического критерия вида Речного окунь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Речной окунь — вид лучепёрых рыб рода пресноводных окуней семейства окунёвых (Percidae). (2)Максимально зафиксированная продолжительность жизни речного окуня — 23 года. (3)Речной окунь относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. (4) Нерест у речного окуня происходит ранней весной. (5) Самка окуня откладывает икринки в форме длинной студенистой ленты. (6) Окунь — популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение.
18. Тип 18 № 10303
В соответствии с правилом экологической пирамиды:
1) часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов;
2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается;
3) вся энергия пищи преобразуется в химическую;
4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ;
5) происходит колебание численности популяций;
6) от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается.
19. Тип 19 № 12438
Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.
ПРИМЕРЫ
A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых
Б) акула и рыба-прилипало
B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях
Г) бактерии в организме человека и животных
Д) клубеньковые бактерии
Е) микориза
ТИП ОТНОШЕНИЙ
1) симбиоз
2) комменсализм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 41116
Проанализируйте таблицу «Пути достижения биологического прогресса». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Пути достижения биологического прогресса
Название
Характеристика
Пример
ароморфоз
___________ (Б)
появление плаценты
у млекопитающих
___________ (А)
частные
приспособления
к условиям среды
формирование разных
ротовых аппаратов
у насекомых
общая дегенерация
исчезновение органов
в связи с паразити-
ческим образом жизни
___________ (В)
Список терминов и понятий
1. Мелкие изменения, направленные на усиление конкуренции между видами.
2. Крупные морфофизиологические изменения, повышающие общий уровень организации.
3. Изменение характеристик популяции для увеличения ареала обитания.
4. Идиоадаптация.
5. Биологический регресс.
6. Редукция глаз и ушных раковин у крота.
7. Редукция пищеварительной системы у паразитических червей.
8. Развитие присосок и крючьев у паразитических червей.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 22765
Проанализируйте гистограмму, в которой представлена доля макрофагов с изменённой морфологией (% от общего числа) в печени, костном мозге и селезёнке мышей, страдающих лейкемией. В качестве контроля использовался костный мозг здоровых мышей.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. При лейкемии возрастает количество макрофагов с изменённой морфологией в костном мозге.
2. Больше всего макрофагов обнаруживается в печени.
3. Печень, костный мозг и селезёнка участвуют в кроветворении.
4. Больше всего доля макрофагов с изменённой морфологией в печени.
5. Лейкемия повреждает в первую очередь печень.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Тип 22 № 59487
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние антибиотика на жизнеспособность бактерий. Для этого исследователь инкубировал в термостате при 37 °C одинаковые количества бактерий с раствором пенициллина. Инкубация продолжалась различное время. Результаты исследования он занёс в таблицу.
Количество колоний, выросших на чашке
1 чашка
2 чашка
3 чашка
4 чашка
5 чашка
Без инкубации
53
24
71
21
31
1 час инкубации
22
17
53
10
18
2 часа инкубации
21
14
40
9
14
24 часа инкубации
201
13
40
8
14
48 часов инкубации
12
7
28
6
14
Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему исходные количества бактерий в эксперименте должны быть строго одинаковыми. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что чашки Петри стояли просто на столе в комнате?
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 55178
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор провёл эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний (Daphnia pulex) из пруда и поместил их в растворы с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.
Раствор, концентрация ионов кальция (г/л)
0,2
0,4
0,6
0,8
Частота сердечных сокращений /10 минут
293
347
412
432
Как зависит частота сердечных сокращений дафний от концентрации ионов кальция в растворе? Какой тип кровеносной системы характерен для дафнии? Какой эффект можно наблюдать, если в культуру дафний, взятых из пруда, добавить ацетилхолин? (Считать реакцию сердца дафнии на химические вещества аналогичной реакции человека.) Ответ поясните.
24. Тип 24 № 18973
Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
25. Тип 25 № 22014
Опишите особенности строения насекомых, обитающих в почве.
26. Тип 26 № 29191
Объясните с позиции дарвинизма формирование устойчивости к пестицидам у паутинного клеща.
27. Тип 27 № 19450
У полевой мыши 40 хромосом. Сколько хромосом у самца мыши в сперматогониях, с которых начинается формирование сперматозоидов, в зрелых сперматозоидах и в клетках зародыша? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?
28. Тип 28 № 19098
При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А) и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и пятнистые листья, в потомстве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.