СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 15

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 27547

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Уровни организации живой природы

 

 

Уровень Пример
? Таёжный лес
Клеточный Мышечная клетка волка
        2.  Тип 2 № 48958

Экспериментатор поместил эритроциты в дистиллированную воду. Как изменилась концентрация ионов натрия внутри клеток и объём клеток?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Концентрация ионов натрия Объём клеток
        3.  Тип 3 № 31623

Сколько триплетов в молекуле иРНК кодируют белок, состоящий из 102 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

        4.  Тип 4 № 22392

Определите вероятность проявления (в %) рецессивного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

        5.  Тип 5 № 63240

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на рисунке обозначена структура клетки, отвечающая за поддержание формы клетки?

        6.  Тип 6 № 63241

Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на схеме цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  формирует секреторные пузырьки

Б)  обеспечивает кислородное окисление веществ

В)  организует цитоскелет в клетке

Г)  содержит собственную ДНК и рибосомы

Д)  состоит из тубулиновых микротрубочек

Е)  отвечает за модификацию белков после синтеза

 

 

 

ОРГАНОИД

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        7.  Тип 7 № 54916

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных структур развиваются из мезодермы?

 

1.  Кровь.

2.  Эпителий кожи.

3.  Нервная система.

4.  Мышечная ткань.

5.  Хрящевая ткань.

6.  Железистый эпителий желудка.

        8.  Тип 8 № 50601

Установите последовательность событий при мейозе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Конъюгация.

2.  Образование гаплоидных клеток с двойным набором ДНК.

3.  Расхождение хроматид к полюсам клетки.

4.  Кроссинговер.

5.  Репликация.

        9.  Тип 9 № 63486

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

 

1

2

3

4

5

6

Каким номером на рисунке обозначена птица, относящаяся к группе бескилевых?

        10.  Тип 10 № 63487

У становите соответствие между признаками и птицами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  находятся в конкурентных отношениях с зерноядными птицами

Б)  входят в экологическую группу «птицы болот»

В)  обладают мягким оперением и рассечёнными маховыми перьями для бесшумного полёта

Г)  имеют цедильный аппарат

Д)  синантропные животные

Е)  обладают хорошо развитыми палочками в сетчатке

 

 

 

ПТИЦЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        11.  Тип 11 № 62991

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для животного, изображённого на рисунке?

 

1)  два круга кровообращения

2)  развитие с неполным превращением

3)  теплокровность

4)  первичноротые

5)  три зародышевых листка

6)  незамкнутая кровеносная система

        12.  Тип 12 № 25235

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Растения.

2.  Капустоцветные.

3.  Сурепка.

4.  Двудольные.

5.  Цветковые.

6.  Сурепка обыкновенная.

        13.  Тип 13 № 64820

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на рисунке глаза человека обозначено стекловидное тело?

        14.  Тип 14 № 64821

Установите соответствие между характеристиками и оболочками глаза человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  содержит палочки и колбочки

Б)  образована сосудами

В)  формирует радужку

Г)  состоит из склеры и роговицы

Д)  обеспечивает питание глаза

Е)  содержит зрительные пигменты

 

 

 

ОБОЛОЧКА ГЛАЗА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        15.  Тип 15 № 21805

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных органов и структур участвуют в процессах пищеварения у человека?

 

1.  Слюнные железы.

2.  Прямая кишка.

3.  Щитовидная железа.

4.  Поджелудочная железа.

5.  Толстая кишка.

6.  Диафрагма.

        16.  Тип 16 № 21904

Установите правильную последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при уколе пальца. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Рецептор.

2.  Двигательный нейрон.

3.  Вставочный нейрон.

4.  Чувствительный нейрон.

5.  Рабочий орган.

        17.  Тип 17 № 56242

Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры гомологичных органов у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) В ходе эволюции у различных родственных групп организмов одни и те же органы могут видоизменяться, становясь различными по строению, но при этом сохраняя общий план строения. (2) Такие изменения, как правило, возникают при конвергентной эволюции. (3) К примеру, конечности всех наземных хордовых сохраняют общий план строения, хотя сильно видоизменяются в зависимости от способа перемещения. (4) Антенны и антеннулы ракообразных и хелицеры с педипальпами у паукообразных эволюционно являются видоизменёнными конечностями передних сегментов тела. (5) Крылья бабочек и крылья птиц имеют различное строение, но очень сходны по форме. (6) Также стоит отметить, что чешуя у костных и хрящевых рыб выполняет различные функции, являясь выростами покровов.

        18.  Тип 18 № 10310

Агроценоз характеризуется признаками:

 

1)  высокой продуктивностью культурных растений;

2)  большим видовым разнообразием;

3)  небольшим числом взаимосвязей;

4)  высокой устойчивостью;

5)  полным круговоротом основных питательных веществ;

6)  неполным круговоротом основных питательных веществ.

        19.  Тип 19 № 20169

Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.

 

 

 

 

ПРИМЕР

 

А)  зарастание пруда ряской

Б)  увеличение численности мальков рыб

В)  поедание мальков рыбы жуком-⁠плавунцом

Г)  образование льда

Д)  смыв в реку минеральных удобрений

 

 

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

 

1)  биотические

2)  абиотические

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        20.  Тип 20 № 49168

Проанализируйте таблицу «Полисахариды». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

 

 

Полисахарид Функции Организмы
(А) структурная грибы, членистоногие
крахмал запасающая (В)
гликоген (Б) животные, грибы

 

Список элементов

1.  Структурная.

2.  Животные.

3.  Муреин.

4.  Грибы.

5.  Запасающая.

6.  Хитин.

7.  Инулин.

8.  Растения.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В
        21.  Тип 21 № 20619

Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утверждения.

 

 

  Группа крови отца  
Ⅰ (0) Ⅱ (А) Ⅲ (В) Ⅳ (АВ)
Группа крови матери Ⅰ (0) Ⅰ (0) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

 

Группа крови ребёнка
Ⅱ (А) Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅲ (В) Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅳ (АВ) Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1.  Если у отца и матери III группа, то у ребенка либо III группа, либо I .

2.  Если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови.

3.  Если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа.

4.  Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей.

5.  Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы.

        22.  Тип 22 № 62923

 

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

 

Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему вне организма амфибии сердце продолжало сокращаться?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

          23.  Тип 23 № 61131

 

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

 

Учёный изучал влияние поверхностного антисептика мирамистина на динамику роста колоний одного штамма бактерий на чашках Петри. На готовую питательную среду высевалось определённое количество бактерий, а затем через небольшое время наносился антисептик. Оценивалось количество колоний на чашках Петри через 1, 2, 24 и 48⁠часов после нанесения антисептика. Результаты исследователь представил в виде графика.

Почему даже через 48 часов после обработки мирамистином на чашке Петри сохранялись жизнеспособные бактерии? Какие бактерии будут получать преимущество в результате естественного отбора на данной чашке Петри? Могла ли повторная обработка такой же концентрацией антисептика привести к полному исчезновению бактерий с чашки? Ответ поясните.

          24.  Тип 24 № 21542

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Какие факторы, показанные на рисунках, и каким образом способствуют движению крови по этим сосудам?

          25.  Тип 25 № 11068

Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса.

          26.  Тип 26 № 54865

На примере двух видов усоногих раков, чьи ниши изображены на рисунке, объясните соотношение понятий «фундаментальная ниша» и «реализованная ниша».

          27.  Тип 27 № 26682

Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

 

5’ − ТАТТЦЦТАЦГГАААА − 3’

3’ − АТААГГАТГЦЦТТТТ − 5’.

 

Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если третья аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Цис? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

 

Генетический код (иРНК)

 

 

 

 

Первое

основание

Второе основание Третье

основание

У Ц А Г
У Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

          28.  Тип 28 № 17491

У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими (у гибридов листья имеют среднюю ширину). Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветами и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Напишите генотипы и гаметы родителей и используйте решётку Пеннета для решения задачи.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 15»

1.  Тип 1 № 27547

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации живой природы

Уровень

Пример

?

Таёжный лес

Клеточный

Мышечная клетка волка

2.  Тип 2 № 48958

Экспериментатор поместил эритроциты в дистиллированную воду. Как изменилась концентрация ионов натрия внутри клеток и объём клеток?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Концентрация ионов натрия

Объём клеток

3.  Тип 3 № 31623

Сколько триплетов в молекуле иРНК кодируют белок, состоящий из 102 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 22392

Определите вероятность проявления (в %) рецессивного фенотипа у потомка анализирующего скрещивания гетерозиготного организма при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

5.  Тип 5 № 63240

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена структура клетки, отвечающая за поддержание формы клетки?

6.  Тип 6 № 63241

Установите соответствие между характеристиками и органоидами, обозначенными на схеме цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  формирует секреторные пузырьки

Б)  обеспечивает кислородное окисление веществ

В)  организует цитоскелет в клетке

Г)  содержит собственную ДНК и рибосомы

Д)  состоит из тубулиновых микротрубочек

Е)  отвечает за модификацию белков после синтеза

ОРГАНОИД

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 54916

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных структур развиваются из мезодермы?

 

1.  Кровь.

2.  Эпителий кожи.

3.  Нервная система.

4.  Мышечная ткань.

5.  Хрящевая ткань.

6.  Железистый эпителий желудка.

8.  Тип 8 № 50601

Установите последовательность событий при мейозе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Конъюгация.

2.  Образование гаплоидных клеток с двойным набором ДНК.

3.  Расхождение хроматид к полюсам клетки.

4.  Кроссинговер.

5.  Репликация.

9.  Тип 9 № 63486

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

1

2

3

4

5

6

Каким номером на рисунке обозначена птица, относящаяся к группе бескилевых?

10.  Тип 10 № 63487

У становите соответствие между признаками и птицами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

А)  находятся в конкурентных отношениях с зерноядными птицами

Б)  входят в экологическую группу «птицы болот»

В)  обладают мягким оперением и рассечёнными маховыми перьями для бесшумного полёта

Г)  имеют цедильный аппарат

Д)  синантропные животные

Е)  обладают хорошо развитыми палочками в сетчатке

ПТИЦЫ

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 62991

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для животного, изображённого на рисунке?

 

1)  два круга кровообращения

2)  развитие с неполным превращением

3)  теплокровность

4)  первичноротые

5)  три зародышевых листка

6)  незамкнутая кровеносная система

12.  Тип 12 № 25235

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Растения.

2.  Капустоцветные.

3.  Сурепка.

4.  Двудольные.

5.  Цветковые.

6.  Сурепка обыкновенная.

13.  Тип 13 № 64820

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке глаза человека обозначено стекловидное тело?

14.  Тип 14 № 64821

Установите соответствие между характеристиками и оболочками глаза человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  содержит палочки и колбочки

Б)  образована сосудами

В)  формирует радужку

Г)  состоит из склеры и роговицы

Д)  обеспечивает питание глаза

Е)  содержит зрительные пигменты

ОБОЛОЧКА ГЛАЗА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 21805

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных органов и структур участвуют в процессах пищеварения у человека?

 

1.  Слюнные железы.

2.  Прямая кишка.

3.  Щитовидная железа.

4.  Поджелудочная железа.

5.  Толстая кишка.

6.  Диафрагма.

16.  Тип 16 № 21904

Установите правильную последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при уколе пальца. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Рецептор.

2.  Двигательный нейрон.

3.  Вставочный нейрон.

4.  Чувствительный нейрон.

5.  Рабочий орган.

17.  Тип 17 № 56242

Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры гомологичных органов у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) В ходе эволюции у различных родственных групп организмов одни и те же органы могут видоизменяться, становясь различными по строению, но при этом сохраняя общий план строения. (2) Такие изменения, как правило, возникают при конвергентной эволюции. (3) К примеру, конечности всех наземных хордовых сохраняют общий план строения, хотя сильно видоизменяются в зависимости от способа перемещения. (4) Антенны и антеннулы ракообразных и хелицеры с педипальпами у паукообразных эволюционно являются видоизменёнными конечностями передних сегментов тела. (5) Крылья бабочек и крылья птиц имеют различное строение, но очень сходны по форме. (6) Также стоит отметить, что чешуя у костных и хрящевых рыб выполняет различные функции, являясь выростами покровов.

18.  Тип 18 № 10310

Агроценоз характеризуется признаками:

 

1)  высокой продуктивностью культурных растений;

2)  большим видовым разнообразием;

3)  небольшим числом взаимосвязей;

4)  высокой устойчивостью;

5)  полным круговоротом основных питательных веществ;

6)  неполным круговоротом основных питательных веществ.

19.  Тип 19 № 20169

Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.

 

ПРИМЕР

А)  зарастание пруда ряской

Б)  увеличение численности мальков рыб

В)  поедание мальков рыбы жуком-⁠плавунцом

Г)  образование льда

Д)  смыв в реку минеральных удобрений

ГРУППА ФАКТОРОВ

1)  биотические

2)  абиотические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

20.  Тип 20 № 49168

Проанализируйте таблицу «Полисахариды». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

 

Полисахарид

Функции

Организмы

(А)

структурная

грибы, членистоногие

крахмал

запасающая

(В)

гликоген

(Б)

животные, грибы

 

Список элементов

1.  Структурная.

2.  Животные.

3.  Муреин.

4.  Грибы.

5.  Запасающая.

6.  Хитин.

7.  Инулин.

8.  Растения.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 20619

Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утверждения.

 

Группа крови отца

(0)

(А)

(В)

(АВ)

Группа крови матери

(0)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Группа крови ребёнка

(А)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А)

Ⅰ (0)

любая

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

(В)

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

любая

Ⅲ (В)

Ⅰ (0)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

(АВ)

Ⅱ (А)

Ⅲ (В)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А), Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

Ⅱ (А),

Ⅲ (В),

Ⅳ (АВ)

 

1.  Если у отца и матери III группа, то у ребенка либо III группа, либо I .

2.  Если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови.

3.  Если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа.

4.  Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей.

5.  Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы.

22.  Тип 22 № 62923

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему вне организма амфибии сердце продолжало сокращаться?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 61131

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал влияние поверхностного антисептика мирамистина на динамику роста колоний одного штамма бактерий на чашках Петри. На готовую питательную среду высевалось определённое количество бактерий, а затем через небольшое время наносился антисептик. Оценивалось количество колоний на чашках Петри через 1, 2, 24 и 48⁠часов после нанесения антисептика. Результаты исследователь представил в виде графика.

Почему даже через 48 часов после обработки мирамистином на чашке Петри сохранялись жизнеспособные бактерии? Какие бактерии будут получать преимущество в результате естественного отбора на данной чашке Петри? Могла ли повторная обработка такой же концентрацией антисептика привести к полному исчезновению бактерий с чашки? Ответ поясните.

24.  Тип 24 № 21542

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Какие факторы, показанные на рисунках, и каким образом способствуют движению крови по этим сосудам?

25.  Тип 25 № 11068

Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса.

26.  Тип 26 № 54865

На примере двух видов усоногих раков, чьи ниши изображены на рисунке, объясните соотношение понятий «фундаментальная ниша» и «реализованная ниша».

27.  Тип 27 № 26682

Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

5’ − ТАТТЦЦТАЦГГАААА − 3’

3’ − АТААГГАТГЦЦТТТТ − 5’.

Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если третья аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Цис? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

28.  Тип 28 № 17491

У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими (у гибридов листья имеют среднюю ширину). Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветами и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Напишите генотипы и гаметы родителей и используйте решётку Пеннета для решения задачи.