СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ - 2025. Русский язык. Тест

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ - 2025. Русский язык. Тест

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ - 2025. Русский язык. Тест»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Как и всё в Сибири – человек, земля, климат, – сибирская природа не может быть всюду на одно лицо. Представьте только расстояния, о которых пришлось бы говорить, чтобы выразить их общим понятием. И зимой всё в ней из конца в конец оцепеневает в одной тяжёлой недоступной думе. Оголённо и стыло лежат белые равнины, успокоенно, как оставленные пограничные преграды, выступают из снегов и склоняются под снегами горы, дремлет в набрякшем морозном узоре тайга, закрываются льдом озёра и реки. Всё обращено внутрь себя, всё заворожено одной исполинской охранной силой. В эту пору хорошо понимаешь, откуда в прошлом могли возникнуть легенды не только о засыпающих на зиму людях, но и о замерза-ющих в воздухе, не долетевших до слуха словах, которые с весенним теплом способ-ны оттаивать и звучать сами по себе, вдали от сказавшего их человека. В Сибири легко поддаться такому настроению.

Весна у нас – это ещё не весна, как её принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы: тепло – мороз, тепло – мороз, пока не свернёт наконец на устойчивое тепло. И тогда торопится оттаять и расцвести, распуститься и зазеленеть всё вокруг наперегонки. В северных широтах это похоже на выстрели-вание лета: ещё вчера было разорно и голо, ещё только приготовлялось к переменам, а сегодня уже завыглядывало отовсюду дружной всхожестью, завтра – загорится полным летним заревом. И заполыхает красотой яркой и отчаянной, неспособной на оглядку: как медлительна зима, так торопливо лето. Только-только начало августа, а уж оно на свороте, и заходит в него по-свойски, как домой к себе, осень. С тем и живёт лето: с одной стороны поджимает холодная весна, с другой – осень.

(По В.Г. Распутину)

1. Подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в 1 абзаце текста. Запишите эту частицу.

3. Укажите варианты, в которых значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.

1) ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
2) ЛЕГЕНДА. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.
3) ЗВУЧАТЬ. Издавать, производить звуки. Струны звучат глухо.
4) ТЕПЛО. перен. Сердечное, доброе отношение, отрадное чувство. Т. дружбы. Душевное т. Окружить гостя теплом.
5) НАЧАЛО. Первый момент или первые моменты какого-нибудь действия, явления. Н. работы. Н. учебного года.


4. Укажите варианты, в которых ВЕРНО выделен ударный гасный.

1) заселенА 2) бАлованный 3) зАсветло 4) бантЫ 6) дозвОнятся


5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Запишите верный пароним.

Белый Клык грустно поплёлся в посёлок, прислушиваясь к зову, который всё ещё

летел из ЛЕСНОЙ чащи.
Встал, прежде чем ОДЕТЬСЯ, выглянул в окно.
Он, повизгивая от холода и восторга — мама никогда бы такого не позволила! — плескался в ЛЕДЯНОЙ воде.
Он готов был выложить всю имеющуюся НАЛИЧНОСТЬ.
Ему редко снились такие КРАСЯЩИЕ и яркие сны.


6. Исправьте ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите правильное слово.

Мы каждый месяц платим абонентскую плату за телефон.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите слово правильно.

показались ЯКОРЯ к ПОЛУТОРА килограммам БЕГИТЕ в город

зарубежные ПРОФЕССОРА ответить более ЧЕСТНЕЕ


8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.

A) … с деепричастным оборотом

Б) … с несогласованным приложением
B) … между подлежащим и сказуемым
Г) … формы существительного с предлогом

Д) … с причастным оборотом

1) Участвуя в боевых действиях, Г.К. Жуков захватил немецкого офицера, за что был

награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
2) По окончании Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года Г.К. Жуков был назначен командиром взвода, затем эскадрона.
3) В начале июля 1939 года японцы крупными силами пехоты при поддержке артиллерии начали наступление с целью окружить и уничтожить советско-монгольскую группировку войск на восточном берегу реки Халхин-Гол.
4) Благодаря нестандартных и активных действий командованию 1-й армейской группы удалось успешно отразить наступление и наладить снабжение войск.
5) Современной историографией разгром японцев в боях на Халхин-Голе рассматривается как один из ключевых факторов, повлиявших на решение Японии отказаться от планов нападения на СССР вместе с Германией.
6) Планировалось, что войска Красной армии «срежут немецкое вклинение» в советский фронт, образовавшаяся по итогам Смоленского сражения, и окружат 8 дивизий противника.
7) Г.К. Жукову понадобились крайние меры, надеясь прежде всего вернуть войскам уверенность в своих силах и возможностях.
8) Срыв плана молниеносного захвата Ленинграда имело важное военно-стратегическое значение для советского командования.
9) После «Искры» Г.К. Жуков готовит операцию «Полярную звезду», проведение которой было поручено С.К. Тимошенко.

9. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) п..норама, ди..гональ, погл..щение (влаги)
2) в..рховая (езда), объ..динение, зам..рять (длину)
3) п..рламутр, пос..дел (от горя), прим..чание
4) упл..тнить (график), сп..ртакиада, оп..здание
5) бл..дноватый, объ..снение, вм..стительный (шкаф)


10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) пр..пирательство, пр..возмочь (боль), пр..валируют
2) контр..нтрига, спорт..нвентарь, пред..стория

3) ..дача, бе..образный, ра..сыпать
4) павил..он, переб..ём, в..юнок

5) пр..язык, р..збег, н..клонился

11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) глянц..вый, груш..вый 2) неуклюж.., растл..вать
3) глуп..ватый, горяч.. 4) виноград..нка, оруженос..ц
5) ломоносов.. кий, флагман..кий


12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) волну..шься, купл..нный 2) потер..нный, высме..в
3) (мы) затиха..м, покупа..мый 4) реж..щие (предметы), (они) паш..т
5) (птицы) щебеч..т, (они) точ..т


13. Укажите варианты, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.

1) За работой над этюдами И. Левитану (НЕ)УДАЁТСЯ восстановить душевное равновесие.
2) (НЕ)ЗАСТРОЕННОЕ пространство на северо-западе Москвы обычно использовалось для летних военных учений.
3) Актриса провожала его со слезами на глазах, (НЕ)ЗАБЫВ, однако, вручить корзину с провизией.
4) (НЕ)КАЖДЫЙ мог преодолеть этот путь в двадцать километров по пустыне.
5) (НЕ)ОСВЕЩЁННАЯ поляна казалась мрачной и даже пугала детей.


14. Укажите варианты, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (В)ПОСЛЕДСТВИИ я всегда вспоминал эти экспедиции, (В)ХОДЕ которых познакомился с интересными людьми.
2) ТО(ЖЕ) самое я увидел на прогулке (В)ГЛУБЬ леса.
3) Футляр англичане не подали, потому что он, говорят, БУД(ТО) казённый, а у них (НА)СЧЁТ казённого строго.
4) (ВО)ВРЕМЯ заседания надо было устранить ошибку (В)СЛЕДСТВИИ по делу о хищении имущества.
5) Нужно было время, ЧТО(БЫ) научиться определять место корабля не по солнцу и звёздам, а (В)ТЁМНУЮ, по числу оборотов двигателя.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Это умение особе(1)о поразило Лаврецкого, когда, тотчас после свадьбы, он вдвоём с женою отправился в удобной, ею купле(2)ой каретке в Лаврики. Как всё, что окружало его, было обдума(3)о, предугада(4)о, предусмотре(5)о Варварой Павловной.

16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера предложений.

1) Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с русскими людьми но и общение с лесами и водами с птицами и каждым цветком.
2) Словарь народа — это мышление народа и его история и его быт.
3) В светлых и прозрачных глубинах народного языка отражается как природа родной страны так и вся история духовной жизни народа.
4) В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений плоды исторических событий верований.
5) Поколения народа проходят одно за другим однако результаты жизни каждого поколения остаются в языке.


17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Узкая дорога круто поворачивала направо около одного глубокого обрыва (1) обросшего кустарником; проезжая это место (2) я увидела что-то белое в кустах (3) соскочив с лошади (4) и (5) взяв её в повод (6) я побежала туда.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тёркин (1) стой. Дыши ровнее.
Тёркин (2) ближе подпусти.
Тёркин (3) целься. Бей (4) вернее (5)
Тёркин. Сердце (6) не части.

Рассказать бы (7) вам (8) ребята (9)
Хоть не верь глазам своим,
Как немецкого солдата
В двух шагах видал живым. (А.Т. Твардовский)


19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В волнении (1) юноша тихо пробрался в кабинет (2) сама атмосфера (3) которого (4) располагала к серьёзному размышлению о перспективах (5) что открывались перед ним именно сейчас (6) когда обучение в университете осталось позади (7) и (8) когда все (9) кого знал (10) уже разъехались.


20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вы называете себя женой моего старшего сына (1) но (2) если это верно (3) и (4) если вы представите тому доказательства (5) то закон на вашей стороне.


21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Россия — очень большая страна. (2)Посчитай — она имеет 11 часовых поясов. (3)Берёзы, дубы — эти деревья можно встретить на западе. (4)С точки зрения животного мира в европейской части России разнообразно представлены лисицы, белки. (5)А на востоке — тайга. (6)Там растут кедры, и на них — кедровые орехи. (7)В тайге живут бурые медведи — самые крупные наземные хищники. (8)«Широка страна моя родная» — вот уж действительно справедливы слова знаменитой песни.

22. Установите соответствие.

А) Ветреным вечером стихнут крики птиц,

Звёзд не замечу я свет из –под ресниц.

Б) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн (К. Бальмонт).

В) Он сетовал, что безнадёжно растратил жар души в великой пустыне своего одиночества (К.Г. Паустовский).

Г) Эта женщина больна,

Эта женщина одна (А. Ахматова)

Д) Теплынь, солнышко печет, травка на обочинах дороги нежится...(К.Воробьёв)


1) сравнение

2) синтаксический параллелизм

3) парцелляция

4) аллитерация

5) ряды однородных членов

6) инверсия

7) эпитеты

8) метафора

9) олицетворение



Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следую-щий день приступил к своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.

(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.

(9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все работники больницы: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все эти люди со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

– (20)Наша больница является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на 125 коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё поломанное, грязное. (27)В чём дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

«(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.

– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота бесалол…

– (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

– (45)Мол-лодой человек, я 30 лет здесь практикую, я… я… – сказал он после

этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Вот так унизить… эх… постыдились бы!..

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в больничной столовой и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

«(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Ивано-вич не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с поло-тенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.

(По В.П. Аксёнову)

Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.


23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Александр Зеленин – молодой врач, которого направили на стажировку в Круглогорье, чтобы Макар Иванович обучал его.

2) Зеленин не мог поставить диагнозы больным, лежащим в стационаре, потому что в больнице не было необходимой техники и лабораторного оборудования.

3) Макар Иванович участвовал в Великой Отечественной войне, за его плечами было тридцать лет практики, поэтому он считал, что читать «Пособие для сельских фельдшеров» ему, опытному хирургу, незачем.

4) Больница находилась на берегу большого озера.

5) После производственного собрания Макар Иванович, считая себя несправедливо униженным, не вышел на работу.


24. Какие из утверждений являются верными?

1) В предложениях 3–6 представлено рассуждение.

2) Предложения 11–12 противостоят по смыслу предложениям 9–10.

3) Предложение 17 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 16.

4) В предложении 44 представлено повествование.

5) В предложении 56 представлено описание.


24.2 Какие из утверждений являются верными?

1) Предложения 4–5 отвечают на вопрос, заданный в предложении 3.

2) В предложениях 24–29 представлено описание.

3) Содержание предложения 22 противопоставлено содержанию предложения 21.

4) В предложениях 48–49 представлено повествование с элементами описания.

5) В предложениях 60–64 представлено рассуждение.


25. В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару).


25.2 Из предложений 20–30 выпишите слово со значением «групповое объединение предприятий, организаций, артелей».


26. Среди предложений 13–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


26.2 Среди предложений 20–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи сочинительного союза и определительного местоимения.


27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме текста «Какими качествами должен обладать человек, занимающий руководящую должность?
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.




Ответы:

1 –только/лишь/исключительно

2 –35

3 –14

4 –13

5 – красочные

6 –вносим

7 –честно

8 –79846

9 –23

10 –145

11 –1235

12 –1234

13 –25

14 –35

15 –345

16 –35

17 –1236

18 –1235689

19 –256910

20 –15

21 –56

22 –64829

23 - 45

24 –145

24.2 - 345

25 – лечитьврачевать

25.2 -куст

26 –15

26.2 - 26


Проблемы:

1. Проблема выбора между жалостью к людям и справедливой необходимостью. (Что выбрать: пожалеть человека или справедливо наказать, раскритиковать его? С чем сталкивается человек, занимающий руководящую должность? Какова «оборотная сторона» руководящей должности?)


2. Проблема косности. (Что такое косность? В чём она проявляется? Каковы последствия косности? Нужно ли бороться с косностью? Как с ней бороться?)

3. Проблема сохранения профессиональных качеств. (Что нужно делать, чтобы сохранить свои профессиональные качества на высоком уровне? Сколько человек должен учиться в своей жизни?)

4. Проблема сохранения профессиональных качеств врача. (Каким должен быть врач? Какими качествами он должен обладать?)

5. Проблема честности перед самим собой. Проблема критического отношения к себе. Проблема предъявления требований к себе и к людям. (Нужно ли быть честным перед самим собой? Как нужно относиться к самому себе?

6. Проблема качеств хорошего руководителя. (Какими качествами должен обладать человек, возглавляющий какое-либо дело, становящийся руководителем?)

 

 

Позиция автора:

1. В ситуации, когда перед человеком стоит нравственно-этическая проблема: поступить справедливо или пожалеть человека, даже если его есть за что наказать, раскритиковать, — сделать выбор бывает очень сложно. Особенно остро это проявляется, когда человек становится руководителем: ему приходится стать жёстче для пользы дела. Поэтому человеку, занимающему руководящую должность, необходимо руководствоваться тем, что в конечном счёте принесёт объективную пользу, позволит справиться с теми задачами, которые стоят перед ним, не потеряв при этом в себе человека.

2. Косность — это состояние бездействия и покоя, остановки в развитии, отсутствие необходимости движения вперёд. Косность приводит к тому, что качество того, что делает человек, становится очень низким, потому для такого человека работа становится формальностью, да и сам он превращается в ограниченного человека, который не ставит перед собой целей, плывёт по течению и даже не способен признать это. С косностью нужно бороться, иначе всё застынет на месте, придёт в упадок. Враг косности — действие, отсутствие мещанской тишины, покоя и удовлетворённости бездеятельной жизнью.

3. Человек должен постоянно учиться, чтобы поддерживать свой профессиональный уровень, иначе наступит остановка в развитии и, как следствие, профессиональная деградация. Чтобы быть профессионалом, человек не имеет права пренебрегать обучением: учиться нужно постоянно.

4. Врач не имеет права относиться к работе формально. Он должен работать добросовестно, сохраняя свои профессиональные знания и навыки, беспрестанно развивая их.

5. Человек должен быть честным с самим собой, способным относиться к себе критически. Важно принимать решения взвешенно.

6. Хороший руководитель должен быть требовательным к себе, уметь предъявлять адекватные требования к другим, заботиться о деле, быть твёрдым, когда это необходимо. Он умеет преодолевать страх, когда это нужно, скрывая его от подчинённых.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя