№23
(1) Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии и представляющий собой декоратив-ную роспись деревянной посуды, шкатулок, мебели. (2) Роспись выглядит ярко, тёмный фон: для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, зе-лёный, а также обязательно золотой. (3) После распада СССР хохломская роспись пережила трудные времена – сокращение числа мастеров (если в советский период промыслом было за-нято 2,5 тысячи человек, то к 2008 году 1,5 тысячи, а сейчас менее тысячи), однако и в настоящее время работают фабрики, выпускающие изделия с хохломской росписью.
1. В каких вариантах верно передана главная информация текста?
-
Хохлома – это русский народный промысел, возникший в ⅩⅦ веке в Нижегород-ской губернии, сохранившийся до нашего времени и представляющий собой деко-ративную роспись деревянных изделий, выполненную красными, жёлтыми, золо-тистыми и другими тонами по тёмному фону.
-
Старинный русский народный промысел Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, шкатулок, мебели с помощью ярких красок на чёрном фоне; промысел появился в ⅩⅦ веке и существует до сих пор в Хохломской волос-ти Семёновского уезда Нижегородской губернии, хотя число хохломских мастеров в наше время сократилось.
-
Русский народный промысел, родившийся в ⅩⅦ веке в Хохломской волости Семё-новского уезда Нижегородской губернии, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды, шкатулок, мебели с помощью красного, жёлтого, золотого и некоторых других цветов; после распада СССР количество мастеров хохломской росписи уменьшилось, но производство сохраняется.
-
Изделия с хохломской росписью, изготовляемые на Руси с ⅩⅦ века, выглядят ярко: для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, золотой; традиционные элементы Хохломы – ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также птицы, рыбы и звери.
-
Хохломская роспись, родившаяся в ⅩⅦ веке и существующая в наше время, после распада СССР пережила трудные времена – сокращение число мастеров (если в советский период промыслом было занято 2,5 тысячи человек, то к 2008 году 1,5 тысячи, а сейчас меньше тысячи), однако и в настоящее время работают фабрики, выпускающие изделия с хохломской росписью.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во 2 предложении текста.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЁМНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во 2 предложении текста.
-
Плохо освещённый. Тёмная лестница. Тёмная дорога.
-
Тусклый. Тёмное зеркало.
-
Чёрный или близкий по цвету к чёрному. Т. костюм. Тёмные волосы.
-
Безрадостный. Тёмная полоса жизни.
-
Несущий вред, злой. Тёмные силы.
-
Вызывающий подозрение, сомнение. Тёмная личность. Дело тёмное.
-
Невежественный, отсталый. Тёмные люди. Т. ты человек!
4. В одном из слов неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.
1. создалА 2. кУхонный 3. начАвшись 4. вероисповедАние 5. послАла
5. Исправьте ошибку, подобрав правильный пароним.
1. Участницу телешоу ОДЕЛИ по последней моде.
2. Разработка компьютерных игр стала главной областью применения ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО таланта молодого программиста.
3. Когда Франсуаза выходила замуж, она думала, что муж всегда будет восхищаться ею и обеспечивать КОМФОРТНУЮ, беспроблемную жизнь.
4. В ПРОДУКТИВНЫЙ магазин привезли свежее мясо, белую и красную рыбу, морепродукты.
5. Мальчик рос НЕВЕЖДОЙ, не читал книг, ничем не интересовался.
6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Зимний дворец в Петербурге – замечательное архитектурное творение, поражающее красотой и великолепием; восхищение вызывают и его внутренние интерьеры, которые переносят нас в далёкие времена императоров.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
1. старше НЕГО 2. лучшие ПОВАРА 3. пользуется новым ШАМПУНЕМ
4. до ДВЕ тысячи двадцатого года 5. банка КОНСЕРВОВ
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями, в которых они допущены.
-
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
-
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
-
Нарушение временной соотнесённости глагольных форм.
-
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
-
Неправильное построение сложноподчинённого предложения.
-
В машине было тепло, уютно, гудит мотор, фары просверливали светлые туннели в темноте.
-
Джон подумал, что не сошёл ли уж он с ума ни с того ни с сего.
-
Никита заявил, что хочет стать моржом и потому сразу по приезде в деревню начнёт тренироваться в проруби на реке.
-
Сравнивая между собой живые славянские языки, учёные восстановили слова и формы давно исчезнувшего праславянского языка.
-
Все, кто изучал историю России, знают о восстании под предводительством Емельяна Пугачева.
-
Для Рылеева, как и для других поэтов-декабристов, свойствен образ героя-одиночки.
-
В романе «Обломов» с потрясающей убедительностью показаны условия, которые привели героя к духовному краху.
-
Пьесой «Грозой» А.Н. Островский вызвал противоречивые оценки критиков.
-
И.А. Крылов сумел придать зверям, действующих в его баснях, жизненную верность и характеры людей.
9. Укажите варианты, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.
-
бл..стеть, ар..стократ, подб..родок
-
насм..хаться, непозв..лительно, св..сток
-
л..нейка, получ..совой, нач..нающий
-
м..скулатура, м..кулатура, в..ртуоз
-
прим..рять (ссорящихся), мот..вировать, прит..жение
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
-
пр..общиться, пр..липнуть, пр..дварительный
-
на..смотрщик, о..бросить, по..ступиться
-
об..шлось, с..зревший, п..верженный
-
во..главить, в..драгивать, бе..дарный
-
с..ехать, шифон..ер, без..языкий
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
1. выкорч..вать, эмал..вый 2. размаз..вая, разглаж..вая
3. ноч..вка, шапч..нка 4. конн..ца, усва..вать
5. птиц..н, классиц..зм
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
-
разбавл..нный, завис..щий
-
предвид..шь, подгоня..мый
-
обвеш..нный (покупками), выдерж..вший (многое)
-
(ёж) кол..тся, ужал..вшая (пчела)
-
вызыва..щий, (дети) раду..тся
13. В каком предложении не с выделенным словом пишется слитно?
1. В гараже его ждала (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАННАЯ до сих пор машина.
2. Сам (НЕ)ЗНАЯ зачем, человек пересекает на велосипеде пустыню, лезет на самую высокую гору.
3. На ступеньках, ведущих к большой вращающейся двери, стоял (НЕ)КТО иной, как сам фельдмаршал.
4.То, что вы услышали, – это отнюдь (НЕ)ПРАВДА.
5. Ягоды были (НЕ)КРУПНЫЕ, но вкусные.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. (С)УТРА шёл дождь, (ЗА)ТО сейчас над нами чистое, блестящее небо.
2. Дорожка идёт (С)НАЧАЛА берегом, а потом уходит (В)ГЛУБЬ дремучего соснового бора.
3. Готические здания отличаются обилием ажурных, (НА)ПОДОБИЕ кружев, украшений, скульптур, орнаментов, (ПО)ЭТОМУ они производят впечатление легкости и воздушности.
4. Моя теория, (НЕ)СМОТРЯ на некоторую расплывчатость, ВСЁ(ЖЕ) объясняет известные нам факты.
5. Лес словно всматривается КУДА(ТО) своими верхушками или ждёт ЧЕГО(ТО).
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.
На струга(1)ом столе разместилась стари(2)ая посуда: плетё(3)ое из прутьев большое блюдо, берестя(4)ой туесок, глиня(5)ый кувшин, деревя(6)ые расписные ложки.
16. Укажите 2 предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
-
Весь день сыпался мелкий дождь и дул холодный ветер.
-
Здесь нет ни хищников ни змей ни летающих ядовитых насекомых.
-
Дождь нальёт лужи и на город ляжет влажный туман и автомобильные фары жёлтыми пятнами расплывутся в нём.
-
На улице зажглись фонари и пошел легкий снег и обычный пейзаж быстро превратился в сказочный.
-
Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Несмотря на осеннюю прохладу (1) он решил отдохнуть в лесу и прилёг на одном из незарос-ших мест (2) сплошь усыпанном (3) золотыми листьями (4) налетевшими на полянку с (5) окаймлявших её (6) деревьев.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б (1) ты (2) вынес (3) океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же (4) море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду (5)
Твой гул (6) в вечерние часы. (А.С. Пушкин)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С западной стороны была стена (1) взобраться (2) на которую (3) не составляло большого
труда (4) поскольку в ней было множество трещин.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Николай Николаевич старается идти рядом (1) но (2) так как он путается между деревьями и спотыкается (3) то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.
21. В каких предложениях двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом?
(1) С древних времён люди селились около рек, потому что река давала всё необходимое для жизни: пресную воду, продукты питания, транспортный путь. (2) Наши далёкие предки верили: у каждой реки, даже маленькой, есть свой дух-хранитель, а у больших рек, таких как Волга, их несколько. (3) Легенды утверждают: у верхней Волги хранитель – маленькая девоч-ка, которая спасает тонущих детей, у средней – красивая девушка, кормилица и заступница. (4) В низовьях реки за порядком следит старичок в одном лапте. (5) Вы спросите: «Почему в одном?» (6) Ответ на этот вопрос до нас не дошёл, но говорят, что старик указывает добрым людям рыбные места, а злых затягивает под воду. (7) И ещё люди думали: цвет воды зависит от настроения её хранителя (чем темнее река, тем хуже настроение).
Прочитайте текст и выполните задания 22 - 27
(1) Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хва-тать. (2) Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3) Впрочем, иногда замечаем. (4) Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично. (5) Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.
(6) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воз-духом, чем трава. (7) Мы привыкли, что мир зелёный. (8) Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем же-лезным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи.
(10) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12) Мало ли на земле травы? (13) Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллио-нов травинок. (15) Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как чело-век, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16) Травы много. (17) Она везде.
(18) Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19) Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля.
(21) Глоток воздуха, когда человек задыхается. (22) Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23) А обычно – не замечаем…
(По В.А. Солоухину)
Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт, переводчик.
22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?
-
Воздух – смесь газов (преимущественно азота и кислорода), из которых состоит атмосфера Земли.
-
Для сохранения здоровья человеку нужно регулярно бывать на свежем воздухе.
-
Такие природные явления, как воздух и трава, настолько привычны, что человек, как правило, их не замечает.
-
Наша планета может оказаться пустыней, если произойдёт космическая или какая-нибудь другая катастрофа.
-
Нельзя наслаждаться воздухом, потому что мы дышим равнодушно и буднично.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?
-
В предложениях 2–4 представлено рассуждение.
-
В предложении 5 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении 4.
-
Предложения 8–9содержат перечисление действий.
-
В предложениях 10–15 представлено повествование.
-
Предложение 23заключает в себе вывод из содержания предложений 21–22
24. Из предложений 18–20 выпишите синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 10–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза.
26. «В.А. Солоухин объясняет, почему мы, обычно не замечая такое явление, как воздух, иног-да всё же обращаем на него внимание. Для чёткого обозначения причины автором использу-ется особое синтаксическое построение (А)_____(предложения 3, 4). Такое синтаксическое средство, как (Б)_____, помогает В.А. Солоухину подробно описать вред, наносимый челове-ком травяному покрову земли (предложения 8, 9). В предложениях 10-17 ироническое рассуж-дение автора строится как имитация диалога. Этот приём побуждает читателя к размыш-лению над поднятой автором проблемой. Эффект усиливает анафора: в предложении 14 дважды повторяется (В)_____. Рисуя воображаемую картину бестравной земли, автор передаёт своё эмоциональное отношение к этому зрелищу с помощью такого средства выразительности, как (Г)_____(предложение 19)».
Список терминов:
-
парцелляция
-
инверсия
-
олицетворение
-
восклицательное предложение
-
сравнительный оборот
-
вставная конструкция
-
риторическое обращение
-
разговорная частица
-
ряды однородных членов
1 – 13
2 – несмотря на/не взирая
3 – 3
4 – вероисповедание
5 – продуктовый
6 – внутренние
7 – его
8 – 69182
9 – 25
10 – 34
11 – 14
12 – 35
13 – некрупные
14 – наподобие поэтому
15 – 236
16 – 45
17 – 124
18 – 34
19 – 14
20 – 13
21 – 237
22 – 34
23 – 13
24 – страшное жуткое
25 -1823
26 - 1984