СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тест №69

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тест №69

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №69»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Крысы очень осмотрительны: ни за что не станут есть подозрительную пищу всем скопом, роль дегустатора возьмёт на себя самая любознательная и прожорливая особь. (2)И если ей от нового блюда не поздоровится, сородичи сделают соответствующие выводы: матёрые особи не подпустят к опасной приманке молодых, оттолкнут, с громким писком прижмут к земле, а потом передадут другим сигнал об опасности. (3)…пытаться изводить крыс с помощью ядов бесполезно.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

Начало формы

1) Особый механизм предупреждения сородичей об опасности, действующий в крысиных стаях, делает бесполезными попытки извести их с помощью яда, добавленного в пищу.

2) Яд совершенно бесполезен в борьбе с осмотрительными и осторожными крысами, выработавшими особую реакцию, предупреждающую стаю о его присутствии в приманке.

3) Подозрительную пищу ест только самая любознательная особь, которая впоследствии своим поведением может предупредить сородичей об опасности.

4) Осмотрительность и осторожность молодых крыс делает бесполезными попытки извести их ядом.

5) Матёрые крысы не подпустят к отравленной пище молодых, если особи, попробовавшей ядовитую приманку, станет плохо.


2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Конец формы


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, -и (-у); ж.

1) Третья планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, орбита которой находится между Венерой и Марсом. Земля движется вокруг Солнца. Окружность Земли. Луна – спутник Земли.

2) Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на Земле!

3) Суша, земная твердь (в отличие от водного или воздушного пространства). Ступать с корабля на твердую землю.

4) Верхний слой земной коры; почва, грунт. Пахать землю. В недрах земли.

5) Рыхлое вещество темно-бурого цвета, входящее в состав земной коры. Песок с землёй. Привезти самосвал земли.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

убыстрИть мозАичный дОверху сОгнутый жалюзИ


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.  


Фигуры из ИСКУССТВЕННОГО льда удивительно прозрачны и красивы.
Главным характерным признаком этого мастера было его удивительная ПРАКТИЧЕСКАЯ смекалка.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ может быть вызвана разными причинами.
Памятник был высечен из ЦЕЛЬНОЙ глыбы мрамора.
Старик поднял вёсла – и ЦАРСТВУЮЩАЯ река понесла нас.


6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.

При посещении кафе мы были приятно удивлены низким прейскурантом цен.


7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
огонь ЗАЖЖЁТСЯ
ПОЛУТОРА часов
ПРИВЕТЛИВЫЙ Тбилиси
СЕМИДЕСЯТЬЮ годами
весёлых ЦЫГАН


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении сложноподчинённого предложения 
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
B) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением 
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ


1) Бунин путешествовал на пароходе «Чайке» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко. 
2) Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века. 
3) Благодаря усилиям матери уже с детства Карл и его братья и сестры приобщился к театру и участвовал в любительских спектаклях. 
4) Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от центральной фигуры Аленушки.   
5) Большинство учеников, которые добросовестно готовились к экзаменам, которые оказались непростыми, вскоре стали студентами престижных вузов. 
6) Николай Семенович Лесков — один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. 
7) Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы готовы сдать билеты. 
8) Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи». 
9) Обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка печально сидит на большом валуне у лесного пруда. 


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 

1) бл..стательный, выч..тание, зан..мать

2) см..тритель, т..лант, г..пербола

3) выл..жен, дог..равший, тв..рить

4) отк..заться, успок..ение, напр..жённый

5) вым..чил, к..сательная, разд..рут


10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) об..злить, пр..родитель, с..действие

2) и..гиб, во..глас, неи..вестный

3) пр..близиться, пр..певать, пр..амурский

4) бе..тактность, во..ходить, ни..вергается (водопад)

5) сверх..ндустриальный, вы..грать, вз..мать


11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) эмал..вый, устойч..вый

2) посе..л, изюм..нка

3) уродл..вый, прогул..вающий

4) зала..л, сирен..вый

5) корн..вой, плюш..вый


12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) нянч..вший, немысл..мый

2) подруж..шься, немину..мый

3) затопл..нное, завис..мый

4) просе..нный, довер..вший

5) колебл..мый, расцвета..шь


13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 


Надо же было целый год носить на сердце немую, еще (НЕ)ВЫСКАЗАННУЮ боль, чтобы сейчас, вот так, ни с того ни с сего, разоткровенничаться перед первым попавшимся человеком.
Под черными, опущенными книзу усами Николая белели зубы, а в приподнятых уголках рта так и остались морщинки – тени (НЕ)УСПЕВШЕЙ сбежать с губ улыбки.
Николай шёл, глядя прямо перед собой ничего (НЕ)ВИДЯЩИМИ глазами и тщетно стараясь восстановить в памяти, сколько осталось у него в вещевом мешке патронов.
Самолёт сделал круг над высотой, (НЕ)СНИЖАЯСЬ, дал две короткие пулемётные очереди и ушёл на восток.
Личико у парнишки всё в арбузном соку, покрытом пылью, сам грязный, как прах, (НЕ)ЧЁСАНЫЙ, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!


14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 


(ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, так как (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.
А в (СЕРО)ЧЁРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.
Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин.
Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.
(ПО)ТОМУ, как вы ведёте себя в обществе, мы (ТО)ЖЕ можем многое о вас рассказать.


15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н


В гости(1)ой чи(2)о сидели наряже(3)ые детишки, заворожё(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле(5)о всё это великолепное угощение.


16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 


1) Волгоград стал символом нашей стойкости и нашей славы.

2) На Волге 86 больших и маленьких древних и новых известных и незаметных городов.

3) На берегах Волги стоят города и сёла архитектурные памятники старины и мощные современные гидростанции.

4) В мастерской художника было сумрачно и резко пахло красками.

5) Отец восторгался закатом или мелодией человеческим поступком или человеческим гением искренне и безгрешно.


17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 


Машенька (1) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.


18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 


Название «Коломна» (1) по мнению некоторых исследователей (2) восходит к финскому слову. До прихода славян на данной территории жили финские племена. Они-то (3) вероятно (4) и оставили это название.


19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Звёзды засияли в небе (1) чёрную (2) и загадочную бездну (3) которого (4) так никогда и не удастся постичь человеку.


20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.


21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении. 


(1) Перелет - тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. (2) Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
     (3)  Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. (4) Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. (5) Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - всё это торопит в дорогу. (6) Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. (7) Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? (8) По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки 26 немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили 23 танка. (33)Моряк Тимохин сжёг 6 танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, 250 дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(по И. Эренбургу)

И. Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.


22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1 Фашистские танки обстреливали Лондон.

2 Бронебойное ружьё Симонова бойцы называли «золотым».

3 Батарея старшего лейтенанта Быкова уничтожила более двадцати танков.

4 Оборона Севастополя длилась больше года.

5 Свои первые яркие впечатления от самолётов рассказчик получил в подростковом возрасте.


23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) Предложения 13−15 раскрывают содержание предложения 12.

2) Предложения 16–17 содержат описание.

3) В предложениях 18–20 представлено рассуждение.

4) В предложениях 31–33 представлено повествование.

5) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.


24. Из предложений 32 -36 выпишите антонимы.


25. Среди предложений 23−30 найдите такое, которое связано с предыдущим при

помощи указательного местоимения и форм слова.


26. «Основной приём художественной выразительности, который И. Эренбург использует на протяжении всего текста, − это _____ (например, предложения 7- 8, 9 - 10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 4, 14, 16). В свою очередь, такие лексические средства, как _____ ("торжествовали", "сломили", "отвага") и_____ ("бесстрашный боец", "могучее, полное отваги сердце воина"), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».


Список терминов:

1 термин

2 контекстные синонимы

3 олицетворение

4 книжная лексика

5 эпитеты

6 фразеологизмы

7 ряды однородных членов

8 антитеза

9 гипербола


27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  
Объём сочинения — не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы:


1 – 12

2 – поэтому

3 – 4

4 – мозаичный

5 – царственная

6 – уровнем (цен)

7 – семьюдесятью

8 – 53174

9 – 135

10 – 235

11 – 35

12 – 15

13 – нечёсаный

14 – тоже потому

15 – 15

16 – 35

17 – 123

18 – 1234

19 – 1

20 – 145

21 – 136

22 – 235

23 – 13

24 – слабый - мощный

25 – 28

26 – 8745






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

11.05.2020 14:15
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
@lydmila61 Поднимался, прибавляя
Радости и вдохновенья!
11.05.2020 14:15
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
@lydmila61 Вам желаю позитива,
Чтобы градус настроенья
11.05.2020 14:13
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
@lydmila61 А цветущий майский день
Пусть приятно удивляет!
11.05.2020 14:12
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
@lydmila61 Пусть улыбка ярче солнца
На лице у Вас сияет,
11.05.2020 14:11
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
@lydmila61 Большое спасибо за отзыв и добрые пожелания!
11.05.2020 14:10
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
@lydmila61 Добрый день, Людмила Егоровна!
10.05.2020 12:23
Лященко Людмила Егоровна @lydmila61
Добрый день, Людмила Леонидовна!
Пусть каждый новый день будет полон нежности и любви, улыбок и цветов, и каждое мгновенье дарит лишь счастье и радость!
10.05.2020 12:22
Лященко Людмила Егоровна @lydmila61
Большое спасибо, Людмила Леонидовна, за отличные тесты к ЕГЭ!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс