СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа

Нажмите, чтобы узнать подробности

каждый ученик долден испытать чувство экологической ответственности за то, что вокруг. как сделать маршрут по тропе- трудно или легко?

Просмотр содержимого документа
«экологическая тропа»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫСОКОНОДВОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307035, Курская область, Медвенский район, х. Высоконские Дворы

Тел. № 8(47146) – 4 – 23 – 95




Проект : «Экологическая тропа»









Автор:

Дятлова Юлия

7 класс


Руководитель:

Панова Елена Дмитриевна,

учитель биологии




х. Высоконские дворы,2015г



Содержание:

  • Введение

  • Цель

  • Задачи

  • Значение

  • Гипотеза

  • Основополагающий вопрос

  • Проблемный вопрос

  • Опрос

  • Экологическая тропа

  • Выводы

  • Список используемой литературы

  • Приложение:

Схема обучения

Правила поведения



























«Было древнее равновесие края,

которое поддерживало скала, лес, вода.

Человек расстроил это равновесие, и тягостный труд соблюдать равновесие

взял на себя».


Подготовка поколений призвана не только сохранять природную среду, но и установить гармоничное отношение в системе «ПРИРОДА- ЧЕЛОВЕК- ПРИРОДА».



Цель: создание Экологической тропы для проведения занятий по биологии, экологии, чтобы способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.

Задачи:

Образовательные: углубление, обобщение и закрепление знаний по биологии, экологии;

расширить элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей среды

учить выбирать рациональные и щадящие методы погружения в природу;

Развивающие:

-формирование коллективно-творческого мышления;

-научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;

-сочетание активного отдыха с изучением окружающей среды, трудом, направленным на защиту природы и обучение навыкам исследовательской работы;

-познакомить с различными способами изучения природной среды;

-формировать навыки конструктивного восприятия мира живой и неживой природы;

-развивать творческие способности, дать возможность получить новый опыт организаторской деятельности;

-учить использовать профессиональную терминологию, контролировать чистоту и правильность речи;

Воспитательные:

создать условия для самореализации подростков и повышения их экологического сознания, а также социальной активности;







Значение:

Сохранение живой природы для нас и для будущих поколений.


Гипотеза:

Создание экологической тропы сформирует нравственные мотивы жителей .


Основополагающий вопрос:

Что на самом деле происходит с окружающей средой?


Проблемный вопрос:

Может ли человек что-либо изменить?



Я решила провести исследование по проблемам экологического воспитания, потому что считаю, что это одна из важных тем, которая касается всех обучающихся.

Я заметила, что многие места, особенно те, где отдыхает молодёжь, сильно загрязнены. У нас на поселке такие места тоже есть. Все хотят, чтобы кругом было чистым. Но кто должен убирать?

Я решила спросить это у своих сверстников, вот какие результаты я получил:






Меня удивили результаты опроса. Наша молодёжь мало активна, 35% - готовы помочь, если их заставят, 50 % - не хотят помогать, и только 15% - готовы прийти на помощь и избавиться от мусора. Меня очень заинтересовал вопрос: «Почему дети отказываются убирать или делают это только, если их заставлять?» Вопрос я нашла в себе. Ведь мне не интересны вещи, о которых я мало знаю, с которыми не сталкивался. Так же и эти дети, они мало знают об окружающей среде. Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. Из этого следует, что нужно детям показать, рассказать, научить пользоваться окружающей средой. Одним из пунктов этого обучения, я решила создать Экологическую тропу, о которой я наслышана и отзывы ребят, побывавших на ней, мне тоже очень понравились. Экологическая тропа – это маршрут на местности , по которой дети совершают путешествие, где проводят различные опыты по влиянию человеческих действий на природу, и где дети учатся жить не в ущерб окружающей среде. Особенность экологического обучения на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации. Достигается путем сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту. Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе.

Этот вид воспитания меня очень привлек тем, что я наглядно могу увидеть свое влияние на окружающую среду. Я решила сама разработать маршрут Экологической тропы.

Просмотрев возможные варианты Экологической тропы, я выделила главные требования и плюсы:

-небольшая протяженность;

-небольшое количество станций, но которые будет охватывать все виды работ;

-маршрут должен соответствовать школьной программе участников, для углубления их знаний;


















Экологическая тропа:

ПРОТЯЖЕННОСТЬ: 1 км.

На Экологической тропе 4 стоянки.

СТАНЦИЯ № 1.Двор школы. На его территории необходимо познакомить ребят с основными породами деревьев и кустарников, видами травянистых растений

СТАНЦИЯ № 2. Поселок.

СТАНЦИЯ№ 3. 1) Лес. Проводятся самые разнообразные экскурсии: «Сезонные явления», « Разнообразие видов растений», «Строение лесного фитоценоза», «Биоценоз леса», «Ярусы леса». «Паразиты на деревьях».

2) Вырубка. «Определение возраста дерева. Годовые кольца», «Изменение условий среды после вырубки», «Выявления состава и состояния естественного возобновления хвойных и лиственных лесов», «Сукцессии»

СТАНЦИЯ№ 4 Поляна рядом с лесом, где дети могут остановиться на привал.

Изучение и сбор гербария цветковых растений. «Изучение лугового фитоценоза», «Биоценоз луга», «Правила сбора гербарного материала», «Оформление гербария» (эта экскурсия может быть проведена в классе, после сбора гербарного материала).


Работа на экологической тропе проводится из года в год, в разные сезоны, обучающиеся имеют возможность наблюдать за одним и тем же объектом в течение длительного времени, что очень важно в экологическом образовании школьников.



















Схема обучения учеников на экологической тропе







Для разных классов созданы различные маршруты, потому что

6-е классы изучают растения,

7-е классы изучают животных,

8-е классы изучают строение человека,

9-е классы изучают Общую биологию

10-е классы изучают Биологию и Экологию

Но, по желанию обучающихся, они могут пройти полный маршрут, состоящий из 4 стоянок.







Выводы:

Экологическая тропа:

-формирует нравственные мотивы, такие, как сознательное желание творить добро, ответственность перед обществом за свои поступки, внутренняя потребность в бережном отношении к окружающей среде;

-расширяет экологический кругозор;

- позволяет углубить знания по биологии;

-помогает сформировать коллективно- творческого мышления;

-создает условия для самореализации подростков и повышения их экологического сознания, а также социальной активности;

-научит видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;

-учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе.


Может, многим не интересна идея создания Экологической тропы, но она реально позволяет показать детям влияние человека на природу таким, какое оно есть, без завесы тайны. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой и просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви…» У каждого человека есть выбор, и я сделал свой выбор в пользу чистой окружающей среды. И чем больше будет сторонников моей идеи, тем чище будет вокруг, и во всей России.





















Приложение I


Правила поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

-запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;

-с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;

-в зоне тропы категорически запрещена любая охота;

-курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;



Приложение II

Так же я разработала задания, какие могут провести ученики во время исследований на Экологической тропе:


Обучающиеся могут выполнять следующие задания:

Провести геоботаническое описание экосистемы с составлением полного списка растений, фенофазы. Такие задания способствуют углублению и расширению знаний, приобретению навыков работы с определителем и т.д.

Изучить динамику экосистемы. Особенно удобно изучать сезонную динамику, это позволяет работать на тропе не только в весенне-летний и осенний периоды, но и в зимний и составить список фенологических индикаторов. Эта работа под силу младшим школьникам и часто может быть выполнена самостоятельно в качестве

Исследование антропогенного влияния на экосистему

Примерное задание для такого исследования:

Систематическое положение. Полное таксономическое описание вида.

Местообитание.

-эдафические факторы: к какому типу относится почва, по возможности определение влагоемкости, кислотности, уровня плодородия;

-климатические факторы: экстремальные и средние температуры местообитания, направление ветров, уровень освещенности;

-топографические факторы: на склонах какой экспозиции встречается вид, предполагает открытые или закрытые места.

Морфология: насколько хорошо развита корневая система, в каких пределах изменяется длина и ширина листьев, высота растений.

Размножение

-цветки: сколько цветков образуется в среднем на растении, каково строение цветка, форма, размер, в каких пределах изменяется цвет лепестков, когда начинается цветение, как долго продолжается, способ опыления;

-плоды и семена: каково строение, сколько в среднем семян на каждый цветок.

Экология: растут ли особи вида как отдельные растения или куртинами, какие еще виды растут в данном местообитании, какова степень конкуренции, устойчивости к другим видам и антропогенной нагрузке.

Содержание вопросов может быть именно с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности.







































Литература

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу

«Воспитатель ДОУ».)

2. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке //

Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.

3. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. –

М.: Просвещение,1984.

4. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного

опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р.Валент», 2007. - с.176.

5. Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование

(учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33.

6. Публикации в интернете: http://www.ecosystema.ru/

http://cherny-school.narod.ru/ecotropa/index.html