РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫСОКОНОДВОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307035, Курская область, Медвенский район, х. Высоконские Дворы
Тел. № 8(47146) – 4 – 23 – 95
Проект : «Экологическая тропа»

Автор:
Дятлова Юлия
7 класс
Руководитель:
Панова Елена Дмитриевна,
учитель биологии
х. Высоконские дворы,2015г
Содержание:
Схема обучения
Правила поведения
«Было древнее равновесие края,
которое поддерживало скала, лес, вода.
Человек расстроил это равновесие, и тягостный труд соблюдать равновесие
взял на себя».
Подготовка поколений призвана не только сохранять природную среду, но и установить гармоничное отношение в системе «ПРИРОДА- ЧЕЛОВЕК- ПРИРОДА».
Цель: создание Экологической тропы для проведения занятий по биологии, экологии, чтобы способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.
Задачи:
Образовательные: углубление, обобщение и закрепление знаний по биологии, экологии;
расширить элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей среды
учить выбирать рациональные и щадящие методы погружения в природу;
Развивающие:
-формирование коллективно-творческого мышления;
-научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
-сочетание активного отдыха с изучением окружающей среды, трудом, направленным на защиту природы и обучение навыкам исследовательской работы;
-познакомить с различными способами изучения природной среды;
-формировать навыки конструктивного восприятия мира живой и неживой природы;
-развивать творческие способности, дать возможность получить новый опыт организаторской деятельности;
-учить использовать профессиональную терминологию, контролировать чистоту и правильность речи;
Воспитательные:
создать условия для самореализации подростков и повышения их экологического сознания, а также социальной активности;
Значение:
Сохранение живой природы для нас и для будущих поколений.
Гипотеза:
Создание экологической тропы сформирует нравственные мотивы жителей .
Основополагающий вопрос:
Что на самом деле происходит с окружающей средой?
Проблемный вопрос:
Может ли человек что-либо изменить?
Я решила провести исследование по проблемам экологического воспитания, потому что считаю, что это одна из важных тем, которая касается всех обучающихся.
Я заметила, что многие места, особенно те, где отдыхает молодёжь, сильно загрязнены. У нас на поселке такие места тоже есть. Все хотят, чтобы кругом было чистым. Но кто должен убирать?
Я решила спросить это у своих сверстников, вот какие результаты я получил:

Меня удивили результаты опроса. Наша молодёжь мало активна, 35% - готовы помочь, если их заставят, 50 % - не хотят помогать, и только 15% - готовы прийти на помощь и избавиться от мусора. Меня очень заинтересовал вопрос: «Почему дети отказываются убирать или делают это только, если их заставлять?» Вопрос я нашла в себе. Ведь мне не интересны вещи, о которых я мало знаю, с которыми не сталкивался. Так же и эти дети, они мало знают об окружающей среде. Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. Из этого следует, что нужно детям показать, рассказать, научить пользоваться окружающей средой. Одним из пунктов этого обучения, я решила создать Экологическую тропу, о которой я наслышана и отзывы ребят, побывавших на ней, мне тоже очень понравились. Экологическая тропа – это маршрут на местности , по которой дети совершают путешествие, где проводят различные опыты по влиянию человеческих действий на природу, и где дети учатся жить не в ущерб окружающей среде. Особенность экологического обучения на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации. Достигается путем сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту. Учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе.
Этот вид воспитания меня очень привлек тем, что я наглядно могу увидеть свое влияние на окружающую среду. Я решила сама разработать маршрут Экологической тропы.
Просмотрев возможные варианты Экологической тропы, я выделила главные требования и плюсы:
-небольшая протяженность;
-небольшое количество станций, но которые будет охватывать все виды работ;
-маршрут должен соответствовать школьной программе участников, для углубления их знаний;
Экологическая тропа:
ПРОТЯЖЕННОСТЬ: 1 км.
На Экологической тропе 4 стоянки.
СТАНЦИЯ № 1.Двор школы. На его территории необходимо познакомить ребят с основными породами деревьев и кустарников, видами травянистых растений
СТАНЦИЯ № 2. Поселок.
СТАНЦИЯ№ 3. 1) Лес. Проводятся самые разнообразные экскурсии: «Сезонные явления», « Разнообразие видов растений», «Строение лесного фитоценоза», «Биоценоз леса», «Ярусы леса». «Паразиты на деревьях».
2) Вырубка. «Определение возраста дерева. Годовые кольца», «Изменение условий среды после вырубки», «Выявления состава и состояния естественного возобновления хвойных и лиственных лесов», «Сукцессии»
СТАНЦИЯ№ 4 Поляна рядом с лесом, где дети могут остановиться на привал.
Изучение и сбор гербария цветковых растений. «Изучение лугового фитоценоза», «Биоценоз луга», «Правила сбора гербарного материала», «Оформление гербария» (эта экскурсия может быть проведена в классе, после сбора гербарного материала).
Работа на экологической тропе проводится из года в год, в разные сезоны, обучающиеся имеют возможность наблюдать за одним и тем же объектом в течение длительного времени, что очень важно в экологическом образовании школьников.
Схема обучения учеников на экологической тропе

Для разных классов созданы различные маршруты, потому что
6-е классы изучают растения,
7-е классы изучают животных,
8-е классы изучают строение человека,
9-е классы изучают Общую биологию
10-е классы изучают Биологию и Экологию
Но, по желанию обучающихся, они могут пройти полный маршрут, состоящий из 4 стоянок.
Выводы:
Экологическая тропа:
-формирует нравственные мотивы, такие, как сознательное желание творить добро, ответственность перед обществом за свои поступки, внутренняя потребность в бережном отношении к окружающей среде;
-расширяет экологический кругозор;
- позволяет углубить знания по биологии;
-помогает сформировать коллективно- творческого мышления;
-создает условия для самореализации подростков и повышения их экологического сознания, а также социальной активности;
-научит видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;
-учебные экологические тропы – это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе.
Может, многим не интересна идея создания Экологической тропы, но она реально позволяет показать детям влияние человека на природу таким, какое оно есть, без завесы тайны. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, а порой и просто общительность. Перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви…» У каждого человека есть выбор, и я сделал свой выбор в пользу чистой окружающей среды. И чем больше будет сторонников моей идеи, тем чище будет вокруг, и во всей России.
Приложение I
Правила поведения на экологической тропе
В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
-запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
-с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
-в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
-курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
Приложение II
Так же я разработала задания, какие могут провести ученики во время исследований на Экологической тропе:
Обучающиеся могут выполнять следующие задания:
Провести геоботаническое описание экосистемы с составлением полного списка растений, фенофазы. Такие задания способствуют углублению и расширению знаний, приобретению навыков работы с определителем и т.д.
Изучить динамику экосистемы. Особенно удобно изучать сезонную динамику, это позволяет работать на тропе не только в весенне-летний и осенний периоды, но и в зимний и составить список фенологических индикаторов. Эта работа под силу младшим школьникам и часто может быть выполнена самостоятельно в качестве
Исследование антропогенного влияния на экосистему
Примерное задание для такого исследования:
Систематическое положение. Полное таксономическое описание вида.
Местообитание.
-эдафические факторы: к какому типу относится почва, по возможности определение влагоемкости, кислотности, уровня плодородия;
-климатические факторы: экстремальные и средние температуры местообитания, направление ветров, уровень освещенности;
-топографические факторы: на склонах какой экспозиции встречается вид, предполагает открытые или закрытые места.
Морфология: насколько хорошо развита корневая система, в каких пределах изменяется длина и ширина листьев, высота растений.
Размножение
-цветки: сколько цветков образуется в среднем на растении, каково строение цветка, форма, размер, в каких пределах изменяется цвет лепестков, когда начинается цветение, как долго продолжается, способ опыления;
-плоды и семена: каково строение, сколько в среднем семян на каждый цветок.
Экология: растут ли особи вида как отдельные растения или куртинами, какие еще виды растут в данном местообитании, какова степень конкуренции, устойчивости к другим видам и антропогенной нагрузке.
Содержание вопросов может быть именно с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности.
Литература
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу
«Воспитатель ДОУ».)
2. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке //
Биология в школе. - 2000. - №6. – с. 12-14.
3. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. –
М.: Просвещение,1984.
4. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного
опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р.Валент», 2007. - с.176.
5. Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование
(учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33.
6. Публикации в интернете: http://www.ecosystema.ru/
http://cherny-school.narod.ru/ecotropa/index.html