СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологический проект "Лесные жители нашего края"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лесные жители – это главные герои, друзья наших ребят, ведь именно их мы используем в играх инсценировках, читаем о них сказки, стихотворения, используем в образовательной деятельности, иллюстрации и многое другое. В то же время, познакомившись, с лесными животными нашего края, у детей формируется экологическое воспитание. 

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Лесные жители нашего края"»

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования 
«Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад № 1»


Экологический проект


Тема: «Лесные жители нашего края»

Воспитатель: Эльзенбах Я.В





Б.Сорокино, 2017Содержание

Аннотация……………………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………....4

Этапы проекта………………………………………………………………...7

Заключение…………………………………………………………………..12

Библиографический список ………………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………….14



Аннотация

Проект «Лесные жители нашего края» краткосрочный, но в тоже время прослеживается в течение всего времени пребывания в детском саду. Лесные жители – это главные герои, друзья наших ребят, ведь именно их мы используем в играх инсценировках, читаем о них сказки, стихотворения, используем в образовательной деятельности, иллюстрации и многое другое. В то же время, познакомившись, с лесными животными нашего края, у детей формируется экологическое воспитание. Ребята могут определить среду обитания диких животных, назвать их детенышей, паводки, как звери готовятся к зимовью и т.д. Дикие животные – это неотъемлемая часть дошкольного образования. Ведь каждый ребенок находит ответы на вопросы о них, является первооткрывателем, исследователем своего дела и может гордо называть себя «маленьким экологом».



Введение

Экологическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть дошкольного образования, является важным направлением развития в дошкольном учреждении. Познавать окружающий мир нужно начинать с младшего возраста, так как именно младший возраст самое благоприятное время для сенсорного развития. Реализуя программу дошкольного образования муниципального автономного учреждения дошкольного образования «Сорокинский центр развития ребенка - детский сад №1» и программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста - заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Детей, с самого раннего возраста, с большой уверенностью можно назвать «маленькие экологи» так как именно они первооткрыватели, исследователи окружающего мира, маленькие «почемучки». Для того чтобы ответить и помочь найти ответы на интересующие вопросы детей, нужна помощь педагога (воспитателя, родителя).

Нами выбран проектный метод обучения, так как является наиболее эффективным средством обучения и воспитания, развивает творческое и познавательное мышление.

Актуальность. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.

Заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ обеспечить первоначальное понимание связи их в природе – всё это главные задачи перед педагогом. Дети с большим интересом познают мир животных, лесные жители становятся неотъемлемой частью детства наших детей. Лишь только познакомившись с дикими животными нашего края, ребята могут определить паводки, особенности их поведения, проявить любознательность, любовь к животным.

Работая с детьми второй младшей группы мне стало ясно, что очень часто дети задают вопросы о диких животных, им интересны ответы на множество вопросов, например «почему у зайчика длинные уши?», «почему у валка большие зубы?», «как называется дом у лисы?», «где зимует медведь?». Так и появилась идея создания проекта. Участвуя в проекте, ответы на эти и другие вопросы мы ищем совместно с детьми в различной художественной литературе, рассказываем истории из личного опыта, проводим наблюдения, беседы, играем в игры инсценировки, придумываем свои игры по замыслу детей и многое другое. Считаю, что благодаря разработке и проведению этого проекта дети познакомятся с более подробным описанием жизни, паводок животных в природе; получат научно – достоверные знания о животном мире, обогатится их речь, пополнится словарный запас.

Исходя из актуальности проекта мы выделили проблему – недостаточное знание детей о диких животных нашего края и среде их обитания.

Проект по продолжительности – краткосрочный.

Вид проекта – ознакомительно-ориентировочный (информационный).

Длительность проекта – 1 неделя (с 20 ноября по 27 ноября).

Участники проекта – воспитанники второй младшей группы, воспитатель, родители.

Цель проекта – формирование основ экологической культуры, представлений о диких животных нашего региона, их среде обитания, осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов у детей младшего возраста;

  2. Углублять знание детей о животном мире посредствам художественной литературы;

  3. Обучать детей навыкам художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх;

  4. Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость у детей младшего возраста;

  5. Развивать связную речь, обогащать словарь у детей младшего возраста;

  6. Привлечь родителей к сотрудничеству в процессе проекта.

Формы работы: НОД, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры, сюжетно ролевые игры, театрализованная деятельность, настольные игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, музыкально-ритмические движения.

Ожидаемый результат:

  1. Формирование основ экологической культуры у детей младшего возраста;

  2. У детей будут сформированы знания о диких животных (заяц, лиса, волк, медведь), их детенышах, повадках и среде обитания;

  3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

  4. Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;

  5. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным;

  6. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.



Таблица№1 

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап - постановка проблемы

Постановка цели и задач. Цель - формирование основ экологической культуры, представлений о диких животных нашего региона, их среде обитания, осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.

Задачи:

  1. Формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов у детей младшего возраста;

  2. Углублять знание детей о животном мире посредствам художественной литературы;

  3. Обучать детей навыкам художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх;

  4. Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость у детей младшего возраста;

  5. Развивать связную речь, обогащать словарь у детей младшего возраста;

  6. Привлечь родителей к сотрудничеству в процессе проекта.

Дети входят в проблему

Второй этап - 1.Подготовительный; 2.Обсуждение проблемы, принятие задач

а) подбор художественной литературы;

б) изготовление картотеки пальчиковых, подвижных, дидактических игр;

в) изготовление картотеки: Артикуляционные упражнения на тему «Дикие животные»;

г) создание библиотеки: стихи, потешки для развития мелкой моторики, загадки;

д) подбор видео мультфильмов с героями диких животных.

2. Ввожу детей в игровую ситуацию - («следы зверей» на столе; отпечаток лап на соленом тесте; просмотр картин

со следами лесных жителей)
















Дети вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи. С помощью воспитателя переходят к следующему этапу

Третий этап – работа над проектом

В процессе непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности научить различать и правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания.

Содержание проектной деятельности.

Понедельник

В первую половину дня

1. Беседа «Обитатели наших лесов»

2. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

3. НОД по развитию речи «В гости к лесным жителям»

4. п/и «Зайка беленький сидит»

Во вторую половину дня

1. Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»,

2. Дидактическая игра:  «Что за зверь?»

3. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»

4. НОД игры-инсценировки «В лесу».

5.Предложить детям раскраски по теме.

Вторник

В первую половину дня

1. Беседа «Сравнение диких и домашних животных».

2. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика «Лесные жители».

3. НОД по познавательному развитию «В лес по заснеженной дорожке».

4. п/и «Мишка косолапый»

Во вторую половину дня

1. Дидактические игры «Мама и малыш»

2. Конструирование «Домик для животных»; «Тапочки для мишки».

3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь».

4. Сюжетно ролевая игра «Путешествие в лес»

 Среда

В первую половину дня

1. Показ сюжетных картинок по сказкам «Три медведя»,

2.НОД Лепка «Миски трех медведей»

 3. Дидактическая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»

4. П/и «Лиса и зайцы»

Во вторую половину дня

1. Чтение и заучивание стихов о животных:

2. Дидактическая игра «Кто в лесу живет».

3. Показ сюжетных картинок по сказке «Теремок»

4. Сюжетно ролевая игра «Дома для животных»

 Четверг

В первую половину дня

1.Дидактическая игра «О ком я говорю»

2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

3. НОД  по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме».

4. п/и «Пройди мишкой - проползи мышкой»

Во вторую половину дня

1.Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса»

2. Сюжетно ролевая игра «Зоопарк»

3. Предложить детям раскраски по теме

Пятница

В первую половину дня 

1.  Беседа «Что мы узнали о диких животных наших лесов»:  

2. НОД Рисование «Угостим зайку морковкой»

3. Пальчиковый театр «Колобок»

4. п/и  «У медведя во бору»

Во вторую половину дня

1.Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко».

 2.Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих     характер животных.

3. Беседа на тему «Охрана диких животных» 

Работа с родителями.

1. Подбор наглядного дидактического материала и художественной литературы по теме проекта.

2. Оформление макета для настольной игры «В гости к зайчонку».

3. Оформление папки-передвижки «Дикие животные наших лесов».










Совместно с воспитателем ищут решение задач. По ходу НОД высказывают свое мнение, совещаются, рассматривают, инсценируют, рисуют и т.д.


























































































Участие  родителей в реализации проекта.







Четвертый этап - итоговый

1. Оформление фотовыставки по итогам проекта.

2.  Создание выставки детских работ.

3.Использование в НОД настольной игры «В гости к зайчонку».

4.Представление папки- передвижки «Дикие животные наших лесов» родителям.

5. Публикация в СМИ.



Пятый этап — постановка новой проблемы

Создаёт ситуацию необходимости поиска новой информации.

Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.



 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы над нашим проектом дети нашли ответы на все свои вопросы. Ребята познакомились с лесными жителями нашего края волком, лисой, зайцем, медведем. Узнали о паводках животных, где они обитают, как зимуют, чем питаются, как называются их дома и т.д. Так же ребятам понравилась настольная игра «В гости к зайчонку». На зарядке и гимнастике ребята активно принимали участие, превращались в «Зайчат», «Медвежат». Внимательно слушали рассказы и сказки, стихи и потешки о диких животных. Точно определяли походку, паводки, следы диких животных, правильно подобрали картинки «Дикие животные и их детеныши». На каждой непосредственно образовательной деятельности ребята проявляли познавательный интерес и с большим любопытством принимались за дело. Итогом нашего проекта послужила беседа «Охрана диких животных», ребята проявили себя по отношению к животным доброжелательно и приняли решение, что дикие животные нужны природе, а так же нужно их беречь и не заниматься браконьерством.



Список библиографической литературы

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

  2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников. [Текст] - // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

  3. Животные русского леса [Текст] / Дрофа-Плюс - , 2007. - 192 c.

  4. Бровкина Е, Т. Животные леса [Текст] / Бровкина Е, Т. Сивоглазов В. И.; ДРОФА - , 2007. - 744 c.

  5. Бровкина Е, Т. Животные леса [Текст] / Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И.; Дрофа - Москва, 2007. - 433 c.

  6. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов [Текст] - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

  7. Книги с трафаретками. Животные нашего леса. Трафаретки для самых маленьких (животные + 4 фломастера).; [Текст] - Москва, 2012. - 838 c.

  8. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

  9. Веракса,Н.Е. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др.Издательство «Мозаика-Синтез», 2010

  10. Рассказы и сказки о животных [Текст] - М.: РОСМЭН, 2014. – 141 с.



8