Экологический урок в рамках акции «Марш парков»
Тема урока: «Я люблю эту землю»
Тип урока: итоговый урок по теме
Цели и задачи:
1.Закрепить знания и умения, полученные при изучении данного раздела.
2. Содействовать развитию навыков логического мышления, умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать личное мнение с общественными установками.
3. Развивать чувство ответственности.
4. Воспитывать экологическую культуру.
5. Создать атмосферу общей увлеченности.
Средства обучения: Карта России (физическая), карта РБ (физическая),
план-схема г. Бирска, плакаты, компьютер-проектор-
экран, компьютерная презентация «Географическая
среда – среда обитания или среда выживания?»
Методы обучения: проблемный, поисковый, рассказ, беседа.
Формы обучения: Учебная дискуссия. Ролевая игра.
Основное содержание: Закрепление материала раздела, проверка умения применять полученные знания в новой ситуации, отстаивать свою точку зрения, аргументировано доказывать свою правоту.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) |
1 | Оргмомент | Проверка готовности к уроку | 2 |
2 | Учебная дискуссия | Формировать личностное отношение к проблемам охраны природы в нашей стране | 10 |
3 | Ролевая игра | Проверить знания, полученные при изучении раздела | 30 |
4 | Подведение итогов урока | Подвести итоги изучения раздела, оценить учебную деятельность учащихся на уроке | 3 |
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку)
2.Дискуссия
Проводится с использованием заранее подготовленной информации.
Основная тема дискуссии: Зависимость человека от природы в условиях научно-технического прогресса усиливается или ослабевает?
Участники дискуссии заранее собирают информацию из параграфов 46-50 учебника, справочных материалов, периодической печати. Целесообразно поделить класс на 2 группы: оптимистов и пессимистов, а также выделить небольшую группу арбитров (3 человека).
Перед началом дискуссии вниманию учащихся предлагается компьютерная презентация на тему: «Географическая среда – среда обитания или среда выживания?»
Точка зрения оптимиста: Огромные просторы России, ее природный потенциал, большие территории, не сильно освоенные человеком, позволяют оценить экологическую ситуацию в стране как благополучную.
Точка зрения пессимиста: Вся территория России – зона экологического бедствия.
Учащиеся обеих групп доказывают свою правоту, используя аргументы и конкретные факты. Итоги дискуссии подводят арбитры.
Учитель обобщает главный вывод: Россия, безусловно, богата и природными ресурсами, и природным потенциалом. Однако нерациональное использование даже таких богатств и огромных территорий, отсутствие их охраны неизбежно приведет к экологической катастрофе.
3.Ролевая игра
Для проведения игры класс разбивается на 4-5 групп по 6 человек.
(На экране – слайд-шоу по основным моментам ролевой игры)
Ведущая. Дорогие участники игры! Вас сегодня приветствует Центр Экологической Инициативы, который будет консультировать вас и координировать ваши действия во время игры(4 наиболее активных и хорошо подготовленных по теме урока учащихся). Прошу членов ЦЭИ занять свои места в группах среди участников игры.
Слово об экологии
Охрана природы, грамотное отношение к ней, умение разбираться в ее законах и правилах необходимы современному человеку. Необходимы просто для того, чтобы выжить. Покорение природы дошло до того, что территории, которые «покорили еще не до конца», надо срочно брать под охрану. Такие территории у нас в городе и его окрестностях есть! (Приводятся факты: дендрарий Соколок, микрорайон Орешник, городские парки и скверы, берега р. Калмазы, набережная р. Белой, оз. Шамсутдин и др. – выборочно! Учащимся самим предстоит определить экологические проблемы города). Что творится в природе! Мусор, вытоптанные поляны и срубленные деревья! Нам хочется привлечь внимание людей к решению конкретных проблем.
Вопрос: Какие экологические проблемы вы видите в нашем городе?
Регламент – 3 минуты.
Каждая группа пишет экологические проблемы и называет их.
Ведущая. На основании проведенного анализа мы выяснили, что во всех ваших выводах присутствует проблема благоустройства парков. Мы предлагаем сегодня вывести эту проблему на обсуждение. И вот теперь надо подумать и составить свой «Проект благоустройства города» по следующему плану:
1.Каким бы вы хотели видеть свой город?
2.Как бы донесли до сведения горожан остроту экологических проблем города (через рекламу, плакаты, обращение, листовки)?
3.Практическая часть. Благоустройство парков.
Предлагаем каждой группе благоустроить парк, реализовать весь свой творческий потенциал. Займемся работой по озеленению, выбору различных видов насаждений, размещению зон отдыха и развлечений (сценических площадок под открытым небом, детских аттракционов), летних кафе, мест для прогулок с домашними животными, для сбора мусора и пр.
На выполнение работы отводится 20 минут.
Благоустроить следующие парки:
1)Парк Победы
2)Парк Винокурова
3)Сквер В.И.Ленина
4)»Соколок»
Каждую созданную работу нужно защитить в виде стихов, пословиц, сценок, изречений. Приступаем к выполнению заданий.
Отсчет времени(20 минут)
Подведем итог занятия. Наступило время защиты. Право первыми защитить свою работу предоставляется команде №1, потом готовится группа №2 и так далее по порядку.
Защита работ (10 минут).
Ведущая: Спасибо всем за участие в нашем занятии. Мы понимаем, что прекрасное будущее зависит от нас, и хотим превратить наш город в город-сад. Пока вы еще дети, вам нужны поддержка и внимание взрослых, но за вами – будущее нашего города, страны, планеты Земля…
В завершение урока ЦЭИшники (члены Центра Экологической инициативы )
читают стихи по теме занятия:
Ученик 1.Мы познали силу ветра,
Покорили вод лавины,
Света белого весь спектр
Достигает звезд вершины.
Шар земной – наш дом родной,
Он один от века к веку,
Сам в опасности большой
От деяний человека.
Нам природа подарила
Разум, силу и уменье
Воздадим же ей сполна,
Чтоб она жива была.
Ученик 2. Мы – дети города! Улицы – наши полянки.
Вместо цветов на полянках растут гаражи.
Вместо зеленых лугов – только автостоянки.
Ты посмотри, как живешь, посмотри.
Плотным кольцом нас окружают бетонные башни.
Тысячи окон. И дым из трубы заводской.
Мы не согласны, мы будем бороться.
Мы – дети города. Город стал нашей судьбой.
Ученик 3. Мы выступаем здесь не зря.
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай!
Ни перед жадностью толпы.
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской,
Чтоб сохранился шар земной!
Ученик 4. Давайте природу любить и лелеять,
Чтоб не исчезла песнь соловья,
Чтоб самым большим Заповедником
Стала наша планета Земля!
Все участники исполняют песню на мотив «Ничего на свете лучше нету…» из м/ф «Бременские музыканты».
Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь, друзья, свою планету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге. – 2 раза
Мы своё призванье не забудем:
Сохраним мы воду чистой людям,
Сбережем мы воздух, лес и реки,
Чтоб природу сохранить навеки.-2раза