Экологическое образование в системе ДОД
Старшие дошкольники
Одним из направлений экологии является социальная экология. Она рассматривает взаимоотношение общества и природы. Целью экологического образования учащихся в объединении «Лососевый патруль» является формирование человека с экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношении к природе.
Обучение учащихся основам экологии начинается со старшего дошкольного возраста. Система экологических знаний доносится в доступной форме с учетом интереса детей к природным явлениям.
Общеразвивающая образовательная программа «Раскрытая книга природы» построена на расширении знаний детей об окружающей природе. Много времени уделяется ознакомлению с экосистемой р.Тымь. Основные задачи обучения связаны с развитием интереса, способностями каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволяет старшему дошкольнику проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения.
Расширяя представление детей о природе, мы воспитываем у них гуманное отношение к живому, побуждаем к эстетическим переживаниям, связанным с природой.
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать проведение собственных наблюдений, видеть и понимать красоту окружающего мира), на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуре чувств. Приоритет отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности детей и педагога.
Каждое занятие состоит из 3 –х частей:
- Эвристическая беседа
- Экологическая игра
- Практическая деятельность(создание экоколлажей, игр, этюдов,сказок; исследовательская деятельность).
Оценка результатов педагогической деятельности по данной программе осуществляется посредством педагогической диагностики, которая призвана выявить:
-в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний
-как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями
-в какой степени сформированы представления у ребенка к природе (природоохранное, гуманистическое, познавательное, эстетическое). Для решения этих задач используются беседы с детьми, педагогические наблюдения, экскурсии.