СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое образование школьников через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Любовь Николаевна Модина,

 учитель начальных классов

(Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 43)

г. Нижневартовск

Экологическое образование школьников через проектную деятельность

 

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Для формирования гражданина, способного жить и полноценно трудиться в современной антропогенно измененной среде, школа должна учить молодое поколение решать задачи  проблемного характера, принимать ответственные решения, чтобы осуществлять экологически грамотные поступки и действия в окружающей среде. То есть в целом – формировать компетентность экологически безопасной жизнедеятельности, которая сегодня является средством гарантии прав человека на благоприятные условия жизни. Тем самым экологическое образование становится одним из важных факторов устойчивого развития общества. Перед образовательными учреждениями стоит задача создания условий для сохранения здоровья детей, определения механизма формирования здоровьесберегающей среды, в которой образование происходит не за счёт ресурсов здоровья, а вследствие организованной системы развития внутреннего потенциала школьника. Основные требования экологического образования (в широком смысле обучение и воспитание) направлены на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, выработку нового мышления и включают:

- понимание того, что человек – это часть природы, его назначение в умении познать законы природы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

- понимание современных проблем экологии и осознание их актуальности, как для человечества, так и для сохранения личного здоровья и окружающих людей;

- принятие личного посильного участия в решении экологических проблем;

- понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни в окружающей среде.

Кроме того, одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека, что способствует природосообразности и устойчивому развитию личности.

Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Важно, чтобы в этом возрасте рядом с детьми находился умный наставник, способный развить в них начала экологической культуры. В последние годы в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности и толерантности. Практическая реализация этих идей происходит через создание в школе и в классе воспитательного пространства, в состав которого входят классные коллективы и их  воспитательные системы.

Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении и воспитании потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые должны:

-   формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

- развивать ключевые компетенции: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- нацеливать на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

В начальной школе для нормального развития ребенка необходимо сохранение игровой  формы обучения и воспитания и, кроме учебных занятий, сосуществование обширной внеучебной сферы жизни. Поэтому для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.

Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Спросите у детей, кто из них хочет отправиться в путешествие, и поднимется лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому. Как сделать эти качества союзниками учителя в организации образовательного процесса? Поэтому мною предпочтение было отдано методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя возлагается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно находить в окружающей действительности, в жизни.

Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.

Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры. Функционирование воспитательной системы на основе проектной деятельности осуществляется за счет комплексного взаимодействия таких направлений, как: спортивно-оздоровительное, семейное и духовно-нравственное, этическое и эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, трудовое.

При создании проекта младшим школьникам требуются помощь и поддержка педагога (классного руководителя, воспитателя), родителей и даже бабу­шек и дедушек.

Взрослые должны помнить, что главная роль в работе над проектом от­водится ребенку. Они являются помощниками, консультантами (по прось­бе детей) или такими же участниками, как и дети. Даже учитель должен не руководить, а осуществлять сопровождение ребенка в его воспитатель­ной и познавательной деятельности.

С первых дней пребывания ребенка в школе педагогам необходимо си­стемно работать с родителями, чтобы достичь взаимодействия с ними и пре­одолеть обособленность семьи от школы. В свою очередь, совместная проектная дея­тельность создает ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Еди­нение педагогов, детей и родителей на осно­ве общих интересов меняет характер обще­ния,    их   взаимоотношения    приобретают доверительный характер.

      Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все  рабочие материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

С точки зрения организации, наиболее популярны виды проектов:

- проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты);

- проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

- долгосрочные проекты.

Мы в своей работе используем разные виды экологических проектов.

Большое внимание в проектах уделяется исследовательской работе учащихся. Использование исследовательского метода в обучении связано с необходимостью формирования личности, способной выжить в новой социально-экономической ситуации. Формирование у учащихся знаний и умений исследовательского характера, развитие познавательной и творческой активности, самостоятельности позволяет им приобрести большой объём знаний по биологии и экологии выбранного ими животного или растения, умение работать с разными источниками, обобщать и классифицировать нужный материал, знать особенности растительного и животного мира своего края.

Необходимой частью проектов является развитие у детей художественных и литературных способностей, что позволяет учащимся средствами живописи и прикладного творчества передать свои впечатления от явлений и объектов окружающего мира. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям.

В целом просматривается последовательное участие детей в ряде различных видов деятельности.

Далее представлен опыт работы по реализации некоторых проектов.        

1. Проект «Чтоб не погибли птичьи песни».

Что нужно сделать зимой, чтобы сберечь птичьи песни, которые мы  любим  слушать весной и летом в светлых гостеприимных полях и рощах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Мы считаем, что каждый, кто построил на балконе или за форточкой кормушку, совершил доброе дело, сохранив жизнь многим птицам. При этом человек получает взамен радость и удовольствие. У ребят возникла идея: каждому изготовить кормушку. Для этого провели занятия, как и из чего можно смастерить кормушку, изучили необходимую литературу, организовали выставку кормушек. При школе открыли «птичью столовую», составили график дежурства и подкормки птиц. В течение месяца наблюдали за тем, какие птицы прилетают к кормушкам. Кроме этого, собирали материал о зимующих птицах нашего края, стихи и сказки, загадки, рисовали   рисунки, оформляли проектные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На школьной конференции были представлены материалы проекта, наблюдения и выводы. Из 431 уч-ся начальной школы  у 350 были  изготовлены  кормушки, остальные ежедневно подкармливали  птиц у подъездов.

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья,

И, прыгая, чирикают:

«Спасибо вам  великое!»

2. Проект «Влияние школы на окружающую среду».

Наши исследования:

Использование воды: сколько воды потребляет школа; для каких целей ее используют, есть ли различия в потреблении воды по сезонам года; откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает вода в школу; куда уходят стоки; сколько платит школа за воду; зависит ли плата от количества использованной воды; кто платит за воду; есть ли в помещении неисправные трубы, краны, постоянно действующие фонтанчики.

Использование энергии: сколько энергии потребляет в месяц наша школа; кто и сколько за неё платит; тип светильников (лампы накаливания, дневного света); откуда поступает энергия; экономим ли мы энергию;

Отопление: какой тип отопления используется; хорошо ли утепляются помещения на зиму; можем ли мы регулировать температуру в помещении.

Отходы: какое количество отходов выбрасывается за день; в какое время года их бывает больше всего; какие отходы преобладают; куда вывозят эти отходы; платит ли школа за то, что выбрасывается мусор; используете ли отходы для поделок, оформления помещений.

Выводы:

Мы можем помочь школе сократить плату за энергию и воду, если:

 - каждый класс, уходя на обед или на уроки в другой кабинет, будет выключать свет в своём кабинете;

 - дежурный класс установит дежурство у фонтанчиков;

 - окна в классах будут хорошо утеплены;

 - на уроках труда будут экономно использоваться материалы, а из отходов изготавливаться разные поделки

 

 

Работая над проектами, мы познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее. А вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

Опыт использования проектной формы показал её высокую эффективность.

 

Список литературы:

Новикова Е.Б. «Проектная деятельность в младших  классах»

Научно-методический журнал «Экологическое образование» № 1, № 3 2006г.,

Материалы 7 Международной экологической акции «Спасти и сохранить» 2009 г.

Журнал «Начальная школа» 2008 г. № 3