СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание дошкольников через реализацию проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатели ДОУ используют различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и др. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день является наиболее успешным для воспитания экологической культуры дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание дошкольников через реализацию проектной деятельности»

Экологическое воспитание дошкольников через реализацию проектной деятельности




В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоления негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры. Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитатели ДОУ используют различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры: беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, является наиболее успешным для воспитания экологической культуры дошкольников.

Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что этот метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка.

Исходит из детских потребностей и интересов, хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами. Реализация проекта это совместная деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Взаимодействие всех участников проекта предполагает уважительное отношение друг к другу, и чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Переход к проектной деятельности для нашего коллектива был интересным и сложным. Мы столкнулись с некоторыми проблемами, но нашли пути их решения. Результаты нашей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Меняются отношения между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Поэтому, наш педагогический коллектив представляет свой наработанный материал по экологическому проекту «Земля — наш общий дом», с детьми дошкольного возраста.



На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

В проекте представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Проект предусматривает также художественно-творческую деятельность.

Название проекта: «Земля — наш общий дом».

Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий.

Участники проекта:  дети дошкольного возраста, родители,  воспитатели.

Направление: познавательно-речевое развитие; социально — личностное развитие; художественно-эстетическое развитие; коммуникация.

Актуальность проблемы. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом в детском саду проводятся все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте, в дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно. Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Современные дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Включаясь в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдая за животными, ребенок становится отзывчивым, воспитываются гуманные чувства.

Цель проекта: Формирование у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля.

Задачи проекта:

1. Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

2. Расширять представления детей о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.

3. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

4.Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2. Ребята умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

-        Все живые организмы имеют равное право на жизнь. -        В природе все взаимосвязано.

-        В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

3.   Дети различают живую природу (растения, грибы, животные, человек), и неживую природу (воздух, почва, вода, солнце).

4.   Дети уверенно отличают и называют характерные признаки времен года. Объясняют причины смены времен года.

5.   У детей сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

6.  Дети владеют навыками экологически безопасного поведения в природе, знают запрещающие и разрешающие экологические знаки.

7.  К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей группы.

Проектная деятельность, на наш взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно — образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.



В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В непосредственно образовательной деятельности дети научились различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода, солнце). Они уверенно отличают и называют характерные признаки времен года, объясняют причины смены времен года, с удовольствием проявляют себя в изобразительной и продуктивной деятельности. Вместе с педагогами дети ухаживали за растениями в уголке природы, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы, узнавали о взаимосвязях в природе и о способах ее сохранения. Посещение музея, участие в выставках, прогулки в парке, все это способствовало развитию интереса у детей к объектам и явлениям природы, а так же взаимопониманию между детьми, педагогами, родителями.

Для целенаправленного воспитания экологической культуры воспитанников, формирования у них системы эколого-краеведческих знаний и умений в рамках проекта «Земля - наш общий дом» были реализованы групповые проекты:


«Эти удивительные камни» в подготовительной группе.

Цель: расширение знаний детей о камнях; создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.




«Удивительные свойства воды» в подготовительной группе.

Цель: расширение и углубление представлений детей о воде, ее свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле


«Зимующие птицы» в старшей группе.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах; развивать интерес и любовь к родному краю, умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.



«Осень золотая»

Цель:

Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях



«Увлекательное путешествие в мир насекомых» в старшей группе.

Цель: сформировать представления детей о разнообразии насекомых, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям насекомых.



«Огород на подоконнике» в средней группе.

Цель:


«Дети Земли» в подготовительной группе..

Цель: развивать художественное представление путем восприятия красоты живой природы; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию у детей эстетического вкуса на примере художественных произведений; развивать творческую активность.

Метод проектов оказал положительное влияние на формирование экологической культуры дошкольников, воспитание ценностного отношения к природе, способствовал развитию познавательных, исследовательских навыков, повлиял на развитие творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы. Участники проектов получили не только новые знания, которые стали достоянием их личного опыта, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.